Отрывок из будущей книги
Он всегда поддерживал сибайцев
В Сибайской городской типографии готовится к изданию книга о Герое Социалистического Труда, депутате Верховного Совета РСФСР двух созывов Ризе Хажиахметовиче Яхине. Инициатором подготовки ее выпуска выступил сын нашего земляка, фермер из д. Сосновка Баймакского района Рашит Яхин, а автором-составителем является краевед, кандидат сельскохозяйственных наук Ирек Бикметов.
Вниманию читателей предлагаем один из материалов, вошедших в данный сборник. Автор статьи Рафик Хамитович Суюндуков всю жизнь проработал на БМСК и достоверно знает о сотрудничестве двух гигантов своих отрастей - Башкирского медно-серного комбината и ордена Ленина совхоза-техникума Зилаирский.
…Окончив Сибайский горно-обогатительный техникум и параллельно приобретя рабочую специальность шофёра, что широко практиковалось тогда, я начал работать водителем "Белаза" на Башкирском медно-серном комбинате.
Вскоре был выдвинут руководителем комсомольско-молодёжной бригады водителей "Белазов" рудника. Затем мне доверили должность механика, через несколько лет перевели начальником автотракторной мастерской комбината, где ремонтировались рудовозы и трактора.
В те годы произошло сближение нашего предприятия с Зилаирским совхозом Баймакского района, чему предшествовало следующее. Генеральный директор комбината Алексей Иванович Селивёрстов был очень дальновидным руководителем. Зная, что рудная база БМСК рано или поздно иссякнет, ещё в начале 80-х годов он начал заботиться о будущем. Было известно, что Хайбуллинский район Башкирии богат медно-колчеданными рудами, являющимися основным сырьём для Сибайской обогатительной фабрики. Одно Подольское месторождение, считающееся крупнейшим в России после Удокана в Восточной Сибири, могло стать минерально-сырьевой базой для комбината на долгосрочную перспективу. Камнем преткновения явился вопрос доставки сырья в Сибай, для чего необходимо было строить железную дорогу.
Многолетние хождения руководителей Башкирского медно-серного комбината по инстанциям результата не давали. Никто ни в Уфе, ни в Москве не смог взять на себя инициативу убеждения высшего руководства страны в необходимости данного строительства. Только один человек - министр цветной металлургии СССР П.Ф. Ломако, имеющий в тот период громадный авторитет во властных структурах страны, мог сделать это. Человеком, открывшим для А.И. Селивёрстова дверь в кабинет министра, стал депутат Верховного Совета РСФСР, Герой Социалистического Труда Р.Х. Яхин. Решая проблемы комбината, они трижды были у Петра Фадеевича Ломако! В конце концов решение правительства страны о строительстве железной дороги Сибай – станция Сара Оренбургской области было достигнуто.
14 января 1987 года в торжественной обстановке началось строительство её первой очереди: Сибай - Подольск - Бурибай. К сентябрю уже был выполнен большой объём работ - построены малые искусственные сооружения (мосты на низинах для прохождения талых вод) на 14 километрах, уложено земляное полотно на 10 километрах, на первых 5 километрах проложены рельсы. Только за 5 месяцев освоили более 2 миллионов рублей. Однако в конце года, в целях устранения последствий Чернобыльской катастрофы, многие объекты строительства в стране были законсервированы, в том числе и данная железная дорога.
Таким образом, деятельность БМСК была обречена, так как вскоре грянула перестройка, развалившая великую страну и поставившая крест почти на всём народнохозяйственном комплексе.
Однако дружба Ризы Хажиахметовича Яхина и Алексея Ивановича Селивёрстова продолжилась до конца их жизни. Коллективы Башкирского медно-серного комбината и Зилаирского совхоза, как крупнейшие предприятия в своих отраслях, тесно контактировали. Они имели возможность оказывать взаимные услуги друг другу в больших масштабах. В иные урожайные годы автотранспорт, привлечённый на уборку с городов, свои автомашины не успевали вывозить зерно из-под комбайнов и перевозить товарное зерно с зернотоков совхоза на элеватор. Тогда директор совхоза Р.М. Ялалетдинов просил Р.Х. Яхина ехать к А.И. Селивёрстову за дополнительным транспортом. И помощь комбинатом оказывалась незамедлительно.
Совхоз испытывал серьёзные проблемы с водой, поэтому по просьбе его дирекции силами комбината были построены две плотины. Также производились отсыпка гравия на внутрисовхозные дороги, перед большими полевыми кампаниями, такими как посев и уборка урожая, тяжёлыми грейдерами равнялись дороги между полей. На базе нашей ремонтной мастерской мы помогали совхозу шлифовать коленвалы тракторов К-700 и другой техники, ремонтировать радиаторы и редуктора, менять подшипники и так далее. Комбинат никогда не отказывал совхозу и в выделении горюче-смазочных материалов.
В свою очередь совхоз снабжал подсобное хозяйство комбината высококачественными семенами, при необходимости оказывал помощь другими продуктами сельского хозяйства. Р.Х. Яхин, кроме всего прочего, помог сибайцам в вопросах строительства Дворца пионеров и здания городской милиции.
Мне чаще других выпадала возможность приезжать по различным вопросам в Сосновское отделение совхоза, где жил и трудился Риза Хажиахметович. Поэтому не удивительно, что и нас связала дружба, которой я очень дорожил. До сих пор перед глазами стоят его лучезарная улыбка и приветливый взгляд. Сейчас общаемся с его сыном Рашитом, который очень многое перенял от родителя. То, что он решил увековечить память о своем отце в книге, делает ему большую честь.
Так уж сложилось, что я всю жизнь проработал на комбинате. За многолетний труд награждён Почётными грамотами Министерства цветной металлургии СССР, республики, города и комбината, стал ветераном труда Российской Федерации. Мы с супругой Рашидой Курмановной, проработавшей в системе общепита городского здравоохранения, находимся на пенсии, проживаем в Уфе. У нас выросли две дочери, Люция и Рита, которые окончили Сибайский институт БашГУ и трудятся старшая в налоговой инспекции, младшая - адвокатом. Мы радуемся двум внукам и внучке. Жизнь продолжается…
Рафик СУЮНДУКОВ,
ветеран БМСК.