Статная, улыбчивая, доброжелательная, она одна из первых встречает родителей и детей, помогая пройти им сложный период адаптации, привыкания к новым условиям.
Когда мы принимаем ребенка в детский сад, я беседую с родителями, в основном с мамами, даю советы не из книжек, а из собственной многолетней практики, - рассказывает Антонина Игнатьевна.
- Обычно говорю им: «Насколько быстро ребенок адаптируется к новым условиям, во многом зависит от вас. Малыш смотрит на ваше эмоциональное состояние, он тонко чувствует ваше настроение. Если вы нервничаете, то и ребенок будет настороженно относиться к садику, думая, что там его ждут неприятности. Конечно, я понимаю, что вы переживаете, но не показывайте этого, улыбайтесь, рассказывайте ребенку, как интересно в детском саду, какие там добрые воспитатели. Никогда не выясняйте отношения с воспитателем в присутствии ребенка, взрослые все могут решить самостоятельно».
Как-то в одной из групп женщина вступила в перепалку с воспитателем, на что другая родительница эмоционально отреагировала: «Бессовестная, как не стыдно так говорить!» Присутствовавшая при этом скандале девочка заплакала: «Моя мама не бессовестная!»
- Что еще нужно знать о периоде адаптации?
- В первые дни привыкания ребенка к детскому саду предлагаем родителям оставлять его сначала на полтора-два часа, затем, в зависимости от его самочувствия, поведения, увеличивать это время.
Если малыш плачет, капризничает, истерит, просим забирать пораньше. Не нужно сразу оставлять на целый день. Ведь это серьезное испытание для его здоровья и психики.
Контролирую, чтобы в группе в период адаптации не нарушали имеющиеся у ребенка привычки и к режиму приучали постепенно. Рекомендую воспитателям говорить с малышом ласково, почаще обнимать его. Иногда приходится успокаивать самих мамочек, которые со слезами на глазах стоят под окнами детского сада, не решаясь оставить свое чадо.
- То есть детям и родителям нужна от вас еще и психологическая помощь?
- Конечно, особенно это важно в адаптационный период. В каждом случае нужен индивидуальный подход. Кого-то успокаивает доброе слово, объятия, кому-то не помешает строгий голос. Пришла, к примеру, новенькая девочка. Захожу в группу, она плачет. Я знаю ее старшего брата, который общается с моим внуком, показываю в телефоне его фотографию, при виде родного человека, пусть и на снимке, она успокоилась. Кому-то обещаю: «Если не будешь плакать, позвоню маме, и она тебя пораньше заберет».
В общем, применяю разные приемы.
Есть дети, которые по разным причинам не получают дома внимания, заботы, и они всячески требуют этого в садике.
Одна девочка находила любой повод, чтобы обратиться ко мне за помощью: то ручка заболела, то голова. А ей всего лишь нужны были объятия и ласка.
Хлопот у медсестры детского сада хватает, весь день расписан по минутам. Ежедневно Антонина Игнатьевна проводит утренний осмотр детей, контролирует качество приготовленных блюд, присутствует на занятиях, прогулках, следит за уборкой помещений и, конечно, при необходимости оказывает первую помощь.
- Сегодня утром при обходе обратила внимание на девочку: глазки красные, сопельки, небольшая температура, сообщила маме, чтобы ребенка забрали и вызвали врача. Любое оказание первой помощи мы согласовываем с родителями, - делится медик.
В момент нашей беседы в кабинет зашел мальчик, показывая на поцарапанную коленку.
- Шамилек, что случилось?
- Упал.
Интервью немедленно приостановили. Антонина Игнатьевна удалилась с маленьким пациентом в процедурный кабинет, обработала ссадину, объясняя мальчику все свои действия, в завершение помазала зеленкой, подула, похвалила за терпение: «Молодец, умничка!» И Шамиль, сказав «спасибо», довольный, побежал играть к ребятам.
- Что вы вспоминаете о своем детстве, воспитании?
- В нашей большой семье я самая младшая, десятая. Родом из деревни Березовка Зилаирского района.
Папа, 1900 года рождения, окончил три класса церковно-приходской школы. Воспитывал нас по христианским заповедям, читал книги, рассказывал стихи, пел песни. Он умер рано, когда мне было 14 лет.
Мама была неграмотная, но воспитанная, обладала житейской мудростью, часто повторяла: «Все болезни от нервов». «Маленькому и старенькому много не надо - доброе слово и ласка».
Родители привили нам чувство ответственности, долга, уважения к старшим. Помню, в деревне жила бабушка Прасковья, два ее сына и муж погибли на фронте. Когда видела, как она, ссутулившись, еле несла ведра с водой, бросалась на помощь.
Сестры часто оставляли меня нянчиться с племянниками и рассказывали, что я любила играть с ними в здравпункт: перевязывала ноги, руки, подбирала и выхаживала птичек, кошечек.
Еще помню - надевала пальто задом наперед и просила застегнуть пуговицы на спине, ведь именно так тогда носили халаты врачи.
В общем, окончив 8 классов, не раздумывая, поступила в Сибайское медицинское училище. Старалась учиться на отлично, чтобы получать повышенную стипендию и не зависеть от маминой пенсии.
- Какие педагоги запомнились?
- Благодарна многим преподавателям: они были практиками, известными в городе врачами. Мария Николаевна Колобова, супруга невролога Леонида Яковлевича Пелагеина, преподавала детские болезни. Ахат Хасанович Рыскужин на лекциях по фармакологии требовал, чтобы от зубов отскакивали названия препаратов на латыни, их дозировка и концентрация. «Пятерку» у него было трудно получить. Мукарям Салимзянович Хакимзянов говорил, что анатомию нужно знать, как стихотворение. Помню Галину Иксановну Хусаинову, Фазыльяна Сагидулловича Ишимова и многих других.
- Где вы начали трудовую деятельность?
- В 1973 году, после окончания училища, по своему желанию вернулась в родную деревню к маме и начала работу в фельдшерско-акушерском пункте. Там же вышла замуж за местного парня Михаила Трофимова, отслужившего в морфлоте.
Он окончил высшую школу МВД, получил направление в Узбекистан, куда мы с ним и уехали. Я работала медсестрой в поликлинике МВД в Ташкенте.
В 1980 году Михаил Васильевич был направлен переводом в Сибай, где его назначили следователем в следственный отдел ОВД.
Я устроилась воспитателем в ясельную группу детского сада «Дюймовочка», куда меня пригласила заведующая Любовь Александровна Петина. А через два года мне предложили работу медсестры в «Теремке», который располагался на улице Пушкина.
Заведующая Вера Никитична Захарова вселила в меня, молодого специалиста, уверенность, научила правильно общаться с педагогами, родителями, детьми. Несмотря на свой опыт и возраст, она советовалась со мной, выслушивала. Вера Никитична внимательно подбирала коллектив.
Как-то в свой адрес от нее услышала: «Медсестра ко двору», тем самым она дала понять, что я вошла в их дружную «теремковую» семью, где каждый сотрудник был профессионалом своего дела и прекрасным человеком. До сих пор с теплотой их вспоминаю и со многими продолжаю общаться.
Коллеги и родители воспитанников детсада отмечают, что Антонина Игнатьевна всегда улыбчива и приветлива. - Конечно, не бывает жизни без проблем, но, если уж работаю с детьми, то прячу грусть глубоко внутрь и открываю сердце малышам. Их доверчивые глаза, улыбки исцеляют душу, - говорит собеседница.
13 июля этого года Антонина Игнатьевна отметила 50-летие трудового стажа, и в этот же день ее старшая внучка Екатерина получила диплом об окончании вуза - символичное и приятное совпадение знаковых событий. С другой внучкой, Анастасией, вместе готовились к экзаменам для поступления в Магнитогорскую консерваторию, где она теперь успешно учится. С детьми - сыновьями Алексеем, Василием, дочерью Еленой, четырьмя внуками у нашей героини тесная связь.
Муж, Михаил Васильевич, выйдя на пенсию, проникся поэзией, сочинял стихи о Башкортостане, природе, родителях, стражах порядка, публиковался в газете «Сибайский рабочий». К сожалению, 9 лет назад его не стало.
Антонина Игнатьевна в свои 68 лет активна, ее творческие способности востребованы в художественной самодеятельности, на концертах здравоохранения, где она поет и декламирует стихи.
В частном доме тоже много забот. Героиня нашей статьи любит цветы. В ее дворе буйство красок: розы, герань, гладиолусы, ромашки, бархатцы… Поспевает виноград. В ожидании хозяйки и корма кудахчут курочки. «Дом невелик, да сидеть не велит», - улыбается Антонина Игнатьевна. И только зимними вечерами она может позволить себе посидеть у телевизора с вязкой или вышивкой, почитать книги.
А утром, как и многие годы, с неизменной улыбкой спешит в детский сад к любимым малышам.
мнение
Елена КИРИКОВА: «С Антониной Игнатьевной знакома с 2016 года. Увидев эту женщину в белом халате, статную, улыбчивую, требовательную, сразу поняла - здоровье сына во время пребывания в садике в надежных руках. Я в восторге от того, как она любит детей, как внимательно общается с родителями и коллегами. Игнатьевна (так ее многие называют) еще и очень хороший психолог, всегда выслушает и поможет советом. С доброй улыбкой встречает каждого ребенка: кто плачет - успокоит, подбодрит, уговорит».
Семья БАСКАКОВЫХ: «Много лет назад впервые встретили Антонину Игнатьевну на пороге детского сада «Теремок», когда привели своего старшего ребенка. Через ее ласковые руки прошло не одно поколение детей, всех она помнит. Антонина Игнатьевна - человек творческий и талантливый, красиво поет, а стихи читает так, что заслушаешься. Где бы ни работала Антонина Игнатьевна, там всегда чистота, порядок и здоровый смех».
Семья УТАРБАЕВЫХ: «Наши обе дочки посещали детский сад «Теремок». Провожая их в садик, мы знали, что в случае проблем со здоровьем наша любимая медсестра Антонина Игнатьевна не оставит их без внимания. Ее человечность, профессионализм вселяли спокойствие за наших детей. Спустя много лет, она при встрече интересуется их судьбой. А девочки с улыбкой вспоминают утренние витаминки Антонины Игнатьевны».
Фото Риммы Юнусовой.