+16 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Горожане
25 Ноября 2022, 18:20

Ода матери

Жаркий день 5 августа. Передо мной список юбиляров - детей войны, готовлю поздравление в городскую газету тем, кому в этом году исполняется 90 и 95 лет.

Ода матери
Ода матери

90-летние - М.К. Гафарова, Г.К. Ишбердина, М.М. Карпова, Е.В. Баранова. А 95-летняя Б.Ш. Гаитбаева живет, оказывается, на соседней со мной улице. Как не сходить, не поздравить Бибикамал Шугаиповну? Взяла подарочный набор, который вручают юбилярам от имени депутата Госсобрания - Курултая РБ, руководителя общественной организации «Вперед, Сибай!» Дениса Назарова, и пошла по указанному адресу.

Меня встретила старшая дочь ветерана Нурбика, пригласила в дом. Двор ухоженный, цветы от ворот до крыльца. Дома чисто, прибрано. Хозяйка приняла приветливо. Выглядит моложе своих 95-ти, красивая, аккуратно одетая. Смущаясь, сказала: «Проходите, садитесь. Только я не могу сидеть, упала недавно, буду разговаривать лежа».

Слова из благодарственного письма выслушала с большим вниманием. «Как правильно написано. Спасибо, что вспомнили о детях войны. Вот и от имени администрации города поздравили», - радуясь, поделилась она.

Во время разговора я выяснила, что эта женщина - мать известного писателя, драматурга Наиля Асхатовича Гаитбаева. Вспомнила, как мы с мужем ходили на его  первый в Сибае спектакль «Сезон золотых дождей» (режиссер Дамир Галимов), который оставил яркое впечатление. Есть и фотография выпуска 1957 года школы №1, где учился Наиль, его одноклассниками были З.Г. Ярмухаметов, Т.Ф. Гайнуллина, а учителем по физкультуре и основам военного дела был Хуснитдин Хайбуллович Хамитов.

Рассказывает старшая дочь Нурбика Асхатовна:

«Наша дорогая мамочка Бибикамал Шугаиповна родилась в 1927 году, 5 августа, в дружной трудолюбивой духовной семье в деревне Идельбаево Баймакского района.

Этого населенного пункта сейчас нет, все его жители переехали в Баймак, и образовалась деревня Какреауыл. Когда началась война, маме было 13 лет. Старший брат Рахматулла служил в армии, его сразу отправили на фронт. Через некоторое время пришла весть, что он погиб. Второй брат Шайхислам ушел на фронт 18-летним парнем в декабре 1942 года, вскоре пришла бумага, что пропал без вести. Но ему посчастливилось выжить, он два раза был ранен, служил сначала снайпером, позже выучился на танкиста, прошел всю войну, был уважаемым ветераном Баймака и Сибая, дожил до 94 лет.

Начало Великой Отечественной наш папа Асхат Шакирович Гаитбаев встретил 15- летним, отца у него уже не было. Единственного кормильца в семье, его в последующем не призвали в армию, оставили по брони. Он рассказывал, что работал уполномоченным, где именно - уже забылось.

5 августа 1945 года маме исполнилось 17 лет, а папе было 19. В этот день мои родители поженились. Сыграли первую в деревне свадьбу после войны. Наша мама была красавица, глаз не отвести. В нее, скромницу, черноглазую, чернобровую, с длинными косами ниже колен, толщиною в руку, папа влюбился сразу, с первого взгляда. А сам он тоже был собою хорош: высокий, кудрявый, бойкий, грамотный. Девушки прохода ему не давали. А отец выбрал ее, нашу мамочку, и не ошибся. Она, вспоминая то время, говорила: «В Какреауыле было 42 девушки, а Асхат выбрал меня!»

Жили дружно. Никогда мы не видели, чтобы они были чем-то недовольны, ругались или кричали. Каждый занимался своим делом. Папа добывал деньги. Он работал бурильщиком бурового станка в карьере Башкирского медно-серного комбината. Труд был тяжелый, в 3 смены. Отца уже нет, 20 лет прошло, как он нас покинул.

Мама занималась воспитанием детей. Двое, старший сын и дочь, умерли в младенчестве, осталось нас пятеро: Наиль, Нурбика, Галима, Дина и Минзиля. Мы росли в дружной, трудолюбивой семье. Детские годы были самой счастливой порой в нашей жизни.

Маме исполнилось 95 лет, мы любим ее, ни на минуту не покидаем, ухаживаем за ней.    

Наш брат Наиль Гаитбаев учился в 1-й школе г. Сибая, окончил Магнитогорский горно-металлургический институт. Работал инженером в г. Кемерово, на Сибайской обогатительной фабрике. Но потом занялся своим любимым делом - литературным творчеством. Стал известным драматургом. Им гордится и семья, и наш город. За эти годы он издал 40 книг, 80 рассказов, 15 повестей, 3 романа, 50 пьес. Его пьесы ставятся не только в Башкортостане, но и во многих регионах России, даже на сценах за рубежом.

Наиль Асхатович - заслуженный деятель искусств РБ (1993), заслуженный работник культуры РФ (2011), лауреат премии имени М. Акмуллы (2003), член Союза писателей РБ. Автор книг «Сезон золотых дождей», «Желтые окна», «Буран», «Инопланетянка», трагедии «Ночь, или Хадия и Рами», драм «Стол на четверых», «О, ужас!», «Любви все возрасты покорны» и др.

В 90-х годах он работал заместителем министра культуры РБ. Многое сделал в этой сфере для республики и Сибая. По его инициативе, при поддержке З.Г. Ярмухаметова, открыли в городе филармонию, детский театр «Сулпан», училище искусств, Школу искусств.

Я, Нурбика Асхатовна, окончила Сибайское педучилище, затем заочно институт по специальности «Русский язык и литература». 37 лет проработала в начальных классах: каждый раз, принимая новых малышей, молодела с ними душой.

Младшие сестры тоже получили востребованные профессии. Галима Асхатовна - закройщик-портной, универсал, Дина Асхатовна - продавец, работала в магазине «Миляш», Минзаля Асхатовна - бухгалтер. Все они были верны своему призванию, добивались успехов каждая на своем месте.

Наши родители на своем примере воспитали нас. Благодаря маме мы знаем, что надо любить и уважать мужа и отца. Это - второе лицо на Земле, после Аллаха. В семье, где нет уважительного отношения к мужу и отцу, к старшим, по закону Всевышнего начинается уничтожение мужского пола в роду. Отец учил нас сохранять родственные связи. Он составил Шежере своего рода еще в то время, когда об этом  никто и не думал.

Я благодарна своей маме, отцу, Аллаху, что родилась и выросла именно в этой семье!»

Наиль Гаитбаев:

«Часто спрашивают: как появились у меня тяга к литературе и желание стать писателем?

Моя мама была домохозяйкой и малограмотной. Она часто просила меня почитать ей книги вслух. В это время сама возилась на кухне, что-то готовила, бабушка вязала… Так я прочитал им роман «Иргиз» Хадии Давлетшиной три раза! Он довольно объемный, в 500 страниц. Кроме этого, прочитал романы А. Тагирова, Д. Юлтыя, повести «Радость нашего дома» Мустая Карима, «Будем друзьями» Зайнаб Биишевой, «Большой оркестр» Анвара Бикчентаева, «Перед бурей» Хасана Мухтара и т.д. Мне было всего 10 лет, учился тогда в третьем классе.  Я увидел, какое сильное эмоциональное и эстетическое воздействие оказывает на моих близких художественное слово. Мама и бабушка вытирали слезы, приговаривая: «Действительно, так ведь и было!» Они с гордостью рассказывали о прочитанном соседям, знакомым, родственникам. Эти события запечатлелись в моей памяти приятным воспоминанием и под огромным влиянием отца перетекли в желание писать. Я думал, что читаю для мамы и бабушки, а оказалось, сам много впитал для себя из этих книг, восхищался их героями, хотел быть похожим на них. Под влиянием этих произведений я развивался. В свою очередь, мама и бабушка рассказывали нам, детям, о себе, о военных годах, о трудностях тех лет.

Хочу также сказать несколько о том влиянии, какое оказал на нас отец - Асхат Шакирович. Он более 20 лет проработал в Сибайском карьере машинистом бурстанка. Родители ходили на все спектакли и концерты. Отец очень любил литературу, часто покупал книги, выписывал все газеты и журналы Башкортостана. Я прочитывал их от корки до корки. Отец одобрял мое стремление к словесности, просил участвовать во всех конкурсах, проводимых детскими изданиями.

В одно время папа начал писать пьесу. Тогда я учился в шестом классе. Ему было некогда, и он просил меня, пока сам был на работе, написать некоторые сцены, картины. И я творил, а потом мы обсуждали написанное, исправляли. Позже отец с этой пьесой поехал в Уфу и в Союзе писателей получил добро на постановку. Режиссер Сибайского драмтеатра Ким Надыршин решил ее поставить. Помню, как он приходил к нам домой несколько раз. Рассказывал, как исправлять, дорабатывать пьесу, давал советы. Я при этом сидел рядом и внимательно слушал. К сожалению, вскоре К. Надыршина уволили и он уехал из Сибая, а пьеса так и не увидела сцены. Когда я стал драматургом, решил прочитать эту вещь, при необходимости внести коррективы и довести до постановки. Но сколько бы ни просил отца, он так и не дал мне ее: «Не надо, слабая пьеса»…

Он мог так сказать обоснованно, потому что почти профессионально разбирался в художественной литературе, имел на все свое мнение, критиковал, видел недостатки и достоинства. Когда отец умер, я хотел найти эту пьесу, все-таки доработать и поставить в Сибайском театре, в память о нем. Нашел ее в семейном архиве, но там не было и половины - полнокровно восстановить произведение не представлялось возможности. Конечно, было очень жаль.

При таких родителях и в такой обстановке - как я мог не стать писателем?! Я очень благодарен своей маме и отцу за то, что они своевременно направили меня в художественное и духовное русло».

Галима Асхатовна:

«Действительно, наше детство можно назвать счастливым, так как мы росли в дружной семье. С малых лет родители уделяли большое внимание нашему воспитанию, прививали трудолюбие. Мамочка учила нас месить тесто, катать лапшу, готовить бишбармак. Особенно заботилась о том, чтобы в доме всегда был порядок, ухаживали за огородом, вовремя поливали овощи.

А отец, хотя мы были девочки, учил мужским делам, например, как держать лопату, чтобы было удобно землю копать, или же как работать граблями, чтобы быстро и чисто собрать сено. Папа трудился в карьере, а когда отдыхал, всегда одевался аккуратно: белая рубашка, галстук, отглаженные брюки и костюм. Многие думали, что он начальник, и часто у нас об этом спрашивали. К нашему внешнему виду папа тоже не был безучастен. Даже учил, показывал, как девушка должна ходить на каблуках, держа прямо туловище… Было у нас такое правило: все вместе садились трапезничать, отец выключал телевизор, и мы общались.

Наверное, поэтому мы и все наши дети тоже с уважением относимся друг к другу. Когда пришло время выбирать профессию, папа нам дал свои советы. Например, мне сказал: «Ты, дочка, любишь шить, учись на швею». И я выучилась на закройщика-портного (универсала) и успешно работала на Сибайском быткомбинате. Одной из первых стала профессионалом в этом деле. Кто только в Сибае не носил красивую модную одежду, сшитую мной!

Наша мама сама сочиняла частушки, их у нее было очень много, жаль, мы их все не записали. И сейчас она, бывает, поет, а мы пляшем…»

Дина Асхатовна:

«Мы все любим и уважаем, ценим нашу мамочку. Хоть она и закончила всего три класса, всегда в жизни умела и умеет строить с людьми доброжелательные отношения, к чему и нас приучила. Она добрейший души человек и нам говорила, что надо быть внимательными, гостеприимными, сердечными, помогать людям, не замыкаться в себе. Учила уважать старших, быть дружными, трудолюбивыми, поддерживать, не рвать родственные связи. Все это она постигла без чтения литературы, философских знаний, тренингов. Умеет анализировать поведение людей, давать оценку их действиям. Работая техничкой в школе №10, она обращала внимание на то, как одеты учителя, как обращаются с детьми. Так, отмечала доброжелательность Луизы Рамазановны Шариповой (которой недавно исполнилось 85 лет). Те же, кто кричал на детей, по ее словам, и сами нервничали, и послушания от них не добивались.

Может, это дар Божий или родители мамы - картатай Шугаип и олэсэй Зэйнэп -воспитали ее так, основываясь на Коран. У нее талант красноречия: в свои 95 она удивляет нас своим рассказами о молодости, о нашем детстве, о наших внуках. Жаль, сейчас мама болеет, но мы ее не оставляем одну, заботимся, желаем ей здоровья. Она это понимает и молится за нас - пятерых детей, 17 внуков, 3 правнуков, читает суры из Корана, которые выучила в детстве.

Наши родители - духовные люди, они привили нам любовь и благодарность к Всевышнему Аллаху. Мы все также читаем намаз и приучаем своих детей к религии, потому что чем духовнее человек, тем он счастливее и гармоничнее. Иншаллах».

Минзиля Асхатовна:

«Родители вынуждены были работать 10-12 часов во имя Победы. И, конечно, не смогли учиться. Наверное, поэтому у них была мечта - дать нам всем образование.

Они учили нас всему своим примером. У нас имелась машина «Запорожец», на ней всей семьей ездили на сенокос. Было так весело: папа с братом косили, мы сушили сено, переворачивая периодически, мама готовила обед, ставила самовар, заваривала травяной чай. Ели ягоды, собирали цветы…

Вечерами дома папа играл на курае и пел народные башкирские песни - «Азамат», «Сибай», «Урал», «Буранбай». Мама сочиняла частушки и пела, а мы плясали. Иногда папа с братом играли в шахматы, мы же постигали у мамы навыки вязания варежек, носков. В 11 лет, помню, начали доить корову, сначала боялись...

С детства мы заучивали короткие аяты, родители были верующие.

Сейчас у нас всех свои семьи. И мы стараемся детям, внукам привить любовь к нашей культуре, языку. Я живу в Сургуте. Мой внук Данияр танцует в башкирском ансамбле «Шатлык». Горжусь этим. Сама участвую в фольклорном коллективе «Ирандык».  Хочу, чтобы мои дети вдали от Башкортостана не забывали свои корни».  

Знакомство с этой семьей, ее родоначальницей Бибикамал Шугаиповной и детьми оставило добрый след в душе. Вот так бы все родители воспитывали своих детей - в уважении к людям, трудолюбии, стремлении к знаниям, любви к жизни, чтобы те потом сами тоже вырастили достойных граждан общества. Слова искренней признательности за труд и талант вам, Наиль Асхатович, и сестрам Нурбике, Галиме, Дине, Минзиле.

 

Фания ХАМИТОВА,

ветеран педагогического труда.

 

 

 

 

Ода матери
Ода матери
Ода матери
Ода матери
Ода матери
Ода матери
Ода матери
Ода матери
Ода матери
Автор:Гульсина Киикбаева
Читайте нас: