+6 °С
Ясно
Антитеррор
Все новости
Горожане
18 Октября 2021, 18:10

«Судьба раздвигала путь, пропуская меня к мечте…»

...«Судьба, видно, свела нас с мужем еще задолго до знакомства. Если наши имена написать слитно и читать в любом направлении, то получится одно и то же - РИМАДАМИР», - рассуждает героиня статьи Рима Бариевна ГАЛИНА. Как она росла в Тубинске, очарованная волшебством музыки, обучалась в Учалинском училище... Как работала директором ДМШ Зилаирского совхоза, преподавала в Сибайском педучилище... Как, помня о сиротском детстве матери, старалась в жизни «обрасти семейственностью»... И, наконец, как стала писать душевные песни, которые сегодня звучат на радиостанции «Юлдаш», на башкирском ТВ... ОБО ВСЕМ ЭТОМ и многом другом ЧИТАЙТЕ в статье Лины ЛАСЫНОВОЙ «Судьба раздвигала путь, пропуская меня к мечте…» Фото Людмилы ИЛЬЯЗОВОЙ.

«Судьба раздвигала путь, пропуская меня к мечте…»
«Судьба раздвигала путь, пропуская меня к мечте…»

Горожане

«Судьба раздвигала путь, пропуская меня к мечте…»

 

У каждого человека, наверное, бывает какой-то личный жизненный мотив, побуждающий его последовательно двигаться в том или ином направлении, стремиться к определенным горизонтам. Если взять героиню нашего рассказа Риму Бариевну Галину, то она на протяжении всего своего - почти уже семидесятилетнего - пути старалась, скажем так, «обрасти семейственностью», создать новую, раскидистую ветвь родства. Чтоб фамильное древо в итоге выросло сильным, с пышной зеленой кроной...

«Мама моя сирота, воспитывалась в детдоме. В голодомор 20-х годов, совсем малышкой, потеряла отца и мать. Из кровных родственников никого не осталось. Вот говорят, такие дети неспособны к нормальной семейной жизни. Я бы с этим поспорила. В детдомах советского времени основательно готовили своих подопечных к взрослому существованию, прививали самостоятельность, другие необходимые качества. И мама, выйдя замуж, сумела создать дом, в котором были и тепло семейного очага, и уют, и чувство защищенности детей. Работала она нянечкой в Тубинской больнице. Нас росло двое дочерей. Моей сестры сейчас, к сожалению, уже нет в живых», - рассказывает женщина. 
Родителям ее матери, не достигшим даже 30-ти лет, не суждено было стать дедушкой и бабушкой. Риме Бариевне хотелось узнать свою родословную, и она начала поиски, использовав для этого интернет. Увы: данных по Темясово, Баймакскому району, который относился раньше к Оренбургской губернии, не сохранилось - за исключением лишь фамилий-имен... Нет ни одной фотографии, сокрушается моя собеседница. Зато привиделся ей удивительный сон. «Женщина, тоже как я, маленького росточка, в одежде старых времен - скромной, поношенной, но чистенькой - предстала очень четко. Молча стояла и смотрела. Я поняла, что это моя бабушка...» 
Недавно она провела аят, собрав всех своих близких. Ведь прошло 100 лет с той поры, когда в наших краях свирепствовали голод и разруха, эпидемия тифа, холеры, унесшие жизни миллионов людей. Помолились за усопших родных, рассказали детям о тех временах, чтобы знали и поминали в дальнейшем своих предков. 
- Аллага шокор, не чувствую себя сиротой, я и бабушка, и полтора года как уже прабабушка, - делится Рима Бариевна. - Нянчусь, помогаю. Это большая радость. Вообще, все важные в жизни события: получение образования, профессиональное становление, замужество и т. д. - приходили ко мне вовремя. Как-то так потихоньку судьба раздвинет дорожку и пропустит меня вперед, к моей мечте. Случались, конечно, и препятствия, трудности, но Бог всегда помогал, давал возможность из них аккуратненько выруливать. 
...Профессией жизни для нее стала музыка. Пошло все, наверное, с мамы, у которой был красивый голос. Сама она с ним не выпячивалась - повелось так, что в гостях, в конце деревенского застолья женщины, бабушки обычно говорили: «Пусть теперь Минлевагиза споет нам что-нибудь». Зависала полнейшая тишина, в которой начинал звучать мамин голос. Она исполняла какую-то одну песню («Сэлимэкэй» или «Сибай», или «Фатима»), после чего все расходились. Первый детский трепет (восторг), тревожную взволнованность души, потрясение от встречи с вокальным искусством маленькая Рима испытала именно тогда. «Может, на генетическом даже уровне - ведь это башкирские народные произведения, - говорит она. - Позже вот так же в бездну музыки, когда растворяешься в ней, уже не обращая внимания на самого исполнителя, меня будет ввергать пение Абдуллы Султанова». 
Развитие ее увлечения продолжилось в детском саду. Там было старенькое черное фортепиано, на котором играла музыкальный руководитель, проводя с ребятами занятия, утренники. Рима старалась устроиться рядом. Льющиеся из-под пальцев Нины Ивановны мелодии зачаровывали, казались недостижимым волшебством. Педагог с сыном были эвакуированными в войну ленинградцами, спустя годы они вернулись на родину. 
В школе пение преподавал Марат Абдрахманович Батыршин (с ним судьба сведет ее потом в Сибайском педколледже - уже как с коллегой), который играл на баяне, мандолине, скрипке. Но не просто играл, он знал ноты - для деревни роскошь просто невообразимая! Мастерски исполнял классику. «Мы его, молодого учителя, на уроке «шантажировали»: не приступали к изучению очередной песни, пока не сыграет нам «Лунную сонату» или «Лебединое озеро», - с улыбкой вспоминает Рима Бариевна. - Марат Абдрахманович руководил инструментальным оркестром, куда потом записалась и я.

А перед этим благодаря Московскому заочному народному университету, как и он, выучилась нотам. Весь материал получила на пластинке в посылке. Еще в те годы, не хуже чем сейчас, успешно обучались на расстоянии. Мама раздобыла для меня у одной подруги в Темясово (ее сын - знаменитый Редик Фасхетдинов) видавшую виды разбитую мандолину, которую потом подлатали, понасобирав струны. На ней и на баяне я играла в том оркестре». 
Окончила школу, и тут, казалось, улетучились куда-то возвышенные романтические парения юной души, уступив место земной реальности. Вместе с другими девчатами она устроилась на швейную фабрику. Но поработать успела лишь два месяца. Директор школы позвал в пионервожатые, добавив при этом: «Твое место не здесь, а среди детей». 
Долго не решалась, а в первый день сильно волновалась. Накануне купила галстук, взяла у подружки напрокат черный костюм для солидности. Поднимаясь в тот самый день на второй этаж, в учительскую, вдруг ощутила, будто кто-то в буквальном смысле сверлит ее спину взглядом. Но не обернулась. Вскоре за Римой стал ухаживать молодой физрук Дамир Закиевич Сулейманов, ее будущий муж. По его словам, он сразу заприметил девушку и, глядя вслед, подумал: «Вот на ком бы жениться!» Она же со смехом призналась, что еще раньше подругам, все уши прожужжавшим про красивого холостого учителя, который, мол, всех игнорирует, в шутку заявила: «А на меня посмотрит!»

«Видно, задолго до нашего знакомства судьба уже свела нас. Если наши имена написать слитно и читать в любом направлении, то получится одно и то же - РИМАДАМИР», - рассуждает моя героиня. Дамир Закиевич был талантливым тренером, учителем физической культуры. Среди его учеников, которые пошли по его стопам, - директор ДЮСШ Р,А. Шарафутдинов, учитель физкультуры В.З. Байрамгулов, преподаватель физкультуры Сибайского педагогического колледжа Ф.Р. Хамитов и д.р. 
Жили, работали, семья пополнилась первенцем - дочкой. «Но мысли об искусстве не оставляли - все равно,в душе, мечтала когда-нибудь заняться вплотную музыкой», - рассказывает наша героиня. Для этого надо было учиться… Вдруг в 1973 году на глаза попадается объявление о том, что набирает абитуриентов недавно открывшееся музыкальное училище в Учалах. Новость обрадовала: здесь был шанс поступить! Близкие поддержали ее решение учиться. С легкостью сдала экзамены: по истории даже попался тот же билет, что и в школе - «Победа СССР над Японией». Вопреки уговорам, поступила Рима Бариевна не на вокальное отделение, а на хоро-дирижерское, где специализация шире. Заранее думала о трудоустройстве: ведь можно будет и руководить хором, и преподавать сольфеджио, теоретические дисциплины, и вести музыку в школе, работать в детсадах... Все эти профили ей потом здорово пригодились. 
Когда учеба была завершена, решили переехать в центральное отделение Зилаирского зерносовхоза, где жили родители мужа, отец - ветеран Великой Отечественной войны, директор школы Заки Галлямович Сулейманов, учитель истории, и мать Шамсинур Мурзабаевна, учитель русского языка и литературы. Первое время Р.Б. Галина работала в общеобразовательной школе. А через полгода, по инициативе директора совхоза Раиса Мингажевича Ялалетдинова, была открыта детская музыкальная школа, куда ее назначили директором.

«Начинать пришлось с нуля, ведь не было ни одного музыкального инструмента, - рассказывает она. - Выделили под ДМШ сперва помещение класса, потом трехкомнатную квартиру в 2-хэтажке. Ее отремонтировали, побелили своими силами, приобрели инструменты. Позже нам полностью отдали бывшее здание детского сада». 
Это заведение она считает своей гордостью. Радуется, что там уже много лет успешно трудятся ее выпускницы. Семь лет руководила ДМШ, затем преподавала здесь же и в общеобразовательной школе. О тех кипучих плодотворных годах свидетельствует множество черно-белых фотоснимков. Созданные ею школьные, совхозные хоры, вокальные коллективы, ансамбли народных инструментов всегда занимали призовые места на районных и зональных конкурсах. На одном из фото - бравые фронтовики с орденами, медалями на груди. «Щемящая память моя - хор ветеранов Зилаирского зерносовхоза, - комментирует Рима Бариевна. - Этих дедушек, участников войны, никого уже нет. Необыкновенной души и характера люди. Они - целая эпоха...» 
В 1993 году за многолетний добросовестный труд она удостоилась звания «Заслуженный работник культуры Республики Башкортостан». Награду получила из рук самого Муртазы Губайдулловича Рахимова на баймакском сабантуе. 
К слову вспомнила она в разговоре момент прихода к власти первого Президента Башкортостана, мощную выборную кампанию, проходившую на большом подъеме. С коллегами создали агитбригаду, выезжали с концертами по районам. Рима Бариевна участвовала также в избирательной комиссии. «Помню, тот год был очень снежный, где грейдер прошел, где нет. С большим трудом доставили из совхоза в аэропорт упакованные подсчитанные бюллетени. Волновались, ведь самолет ждал...» Как выяснилось, она еще и активистка трех переписей населения, имеет памятный значок об этом. 
...Опытная в своей профессии, не с пустыми, что называется, руками, Рима Галина в 1995 году переходит на работу в Сибайский педагогический колледж. Вела здесь дирижирование, общее фортепиано и методику музыкального воспитания. Заочно отучилась в Уфимском институте искусств. Отработав 13 лет, вышла на заслуженный отдых.

Жизнеописание нашей героини будет неполным без рассказа о музыкальном творчестве, в котором она находит душевное отдохновение, «подпитку».

- Первые песни ко мне стали приходить в конце 70-х, - делится она. - Как это было? Мелодия зреет, потихоньку выстрадается в душе и потом сама выливается в текст. Некоторые песни у меня со своими словами, в остальных использовано творчество башкирских поэтов. Порой прочту стихи, и они сразу «запоются», лягут на музыку. Не могу писать по заказу, к каким-то датам или состязаясь с кем-то. Ведь получается неискренне. Сажусь за инструмент, когда мне очень плохо, скверно на душе. Общаюсь только с музыкой. Сейчас пишу мало. Видимо, на душе более-менее ровно... 
Рима Бариевна сама исполняет свои творения. Ее приглашали в студию БСТ на «голубой огонек» - этот момент запечатлела фотография. Сегодня больше поет в узком кругу. Но ее песни звучат на радиостанции «Юлдаш», на башкирском ТВ. Продвигают их ее ученики, среди которых, к примеру, Ягафар Надыршин, сам творческий человек, автор и исполнитель.

Самые известные песни Р. Галиной - «Юкhыныу» («Без тебя») на слова Ш. Биккула, «Кук улэндэр» («Ранние травы») и «Шэл бэйлэнен, эсэй» («Ты шаль связала, мама») на слова Г. Давлетова, «Йэшлек бит ул» («Ведь это молодость») на слова М. Ямалетдинова, «Яратам мин йэшэргэ» («Я люблю жить») на ее стихи... Исполняют их известные артисты Гульсум Бикбулатова, Газим Ильясов, Алсу Бахтиева, Фарваз Урманшин, ее ученики Руслан Газизов и Ягафар Надыршин. А студенты педколледжа посвящают творчеству композитора свои дипломные работы. 
«Десять лет как встала на намаз, овладела арабской графикой и учу ей других, иншалла, - признается моя собеседница. 
Много интересного еще можно сказать о Риме Бариевне, человек она, безусловно, неординарный. Любит поэтов старшего поколения, на первом месте стоит Мустай Карим. Восхищена «национально вкусным» стилем произведений Расула Гамзатова, сумевшего передать колоритный образ своего народа. Недаром носит серебряный браслет, изготовленный в дагестанском селе Кубачи: «еще в 90-х купила, будто подарок от любимого писателя». Женщина многое испытала: на ее руках умерли мама, муж, свекровь и ее мать, которые жили в старости вместе, одной дружной семьей. «Хорошие были, уступали друг другу во всем. Ушли так же тихо, достойно, как и жили», - говорит она. 
Ее дети рядом с ней, в Сибае. Дочь Диана, пойдя по стопам мамы, преподает музыку в педколледже, сын Рустам работает инженером в «Водоканале». Есть две внучки, правнук. 
С возрастом, по ее словам, жизнь и творчество наполнились более глубоким духовным содержанием. «Я благодарна Всевышнему за прожитые годы, с любовью и открытой душой принимаю настоящее, с надеждой и верой смотрю в будущее», - признается женщина. 

«В безбрежном море жития 
Наш хлипкий плотик бытия 
Удерживают три столпа,
Они Всевышним нам даны... 
Чтоб удержаться на плаву,
Собраться духом, а потом 
Надежно управлять плотом, 
Нам помогают вновь и вновь 
Надежда, Вера и Любовь!»

 

- своими стихами завершает беседу Рима Бариевна.

 

Лина ЛАСЫНОВА.

Фото Людмилы ИЛЬЯЗОВОЙ.

Автор:Гульсина Киикбаева
Читайте нас: