В детстве Юрий Власов любил возиться с батарейками, лампочками, моторчиками, конструктором. А после того, как отец, Александр Сергеевич, показал сыну принципы работы паяльника и электроизмерительного прибора, мальчик начал мастерить машинки, которые умели ездить. За такие способности одноклассники называли его «Юра-электрик». В ГПТУ №24 он получил профессию электромонтажника, продолжая самостоятельно углубленно изучать электросхемы.
Далее была армия, которая испытала парня на прочность и выносливость. Первый год Юрий служил в Карачаево-Черкесской Республике, второй - в Чеченской, в Аргунском ущелье, на границе с Грузией.
- Поначалу ночевали в спальных мешках под снегом, порой проснешься утром, а вылезти не можешь - замело, - вспоминает Юрий. - Постоянно копали землянки, блиндажи, окопы. Привезенные на машинах продукты, боеприпасы, оружие поднимали на заставу, а это километр вверх, в гору. Электричества не было, пищу готовили на дровах. Весной постоянно шли дожди, вода проникала в наши подземные жилища, сооруженные из бревен, прутьев, дерна. Мокрая одежда, сквозняки, и самое удивительное, никто из 60 человек на заставе не простыл.
Копать траншеи Юрий продолжил и после армии, в железнодорожном цехе БМСК, куда он утроился электромонтером.
- Мы с бригадой обслуживали железнодорожные светофоры, электрические стрелочные переводы, телефонную связь, радиостанции, - говорит Ю. Власов. - Благодаря коллективу, состоявшему в основном из бывших телемастеров, открыл много интересного в профессии электрика и электронщика. Позже, в железнодорожной школе Троицка, я получил профессию машиниста крана, кем в данный момент и работаю, управляя огромной техникой, поднимая большие грузы - до 60 тонн. Выполнял обязанности мастера по ремонту подвижного состава.
Также Юрий успел получить высшее образование по специальности «инженер-электрик, энергетик». С супругой Еленой воспитывают сыновей: 9-летнего Андрея и 5-летнего Никиту. В свободное время путешествуют, ездят на рыбалку, катаются на коньках. Основным же увлечением Юрия остается конструирование и изобретательство.
- Когда родился Андрюшка, собрал для него из двух шуруповертов и старого корпуса от детской машины квадроцикл, - делится глава семейства. - Раньше изобретал много полезных вещей, к примеру, полирующий аппарат для СD-дисков, на которых когда-то слушали музыку, смотрели фильмы. Этим аппаратом стачивал тонкий слой с поверхности диска, удаляя с них царапинки и давая им новую жизнь. Но вскоре в продаже появились флэш-накопители, и мое изобретение утратило актуальность.
Собирал электросхемы, стабилизаторы напряжения, мультивибратор для оптической мыши (для удобства игры в компьютерные игры), но затем все эти схемы можно было за копейки приобрести в интернет-магазине. В общем, сложно угнаться за прогрессом.
Не так давно Юрий Власов исполнил свою давнюю мечту - приобрел экономичный электромобиль Nissan Leaf - диковинка для российских дорог.
- В связи с растущими ценами на бензин я искал ему альтернативу. И нашел относительно дешевый и неприхотливый автомобиль, который набирает популярность в России, - рассказывает собеседник. - Правда, одной зарядки на электрокаре хватает максимум на 140 км (в зависимости от качества дорог, по горам расход больше), но этого достаточно для ежедневного передвижения по нашему городу и даже за его пределы, в сад, на речку. Если, допустим, еду в Магнитогорск к родственникам, то могу у них воспользоваться обычной розеткой и за ночь зарядить «Ниссан» так же, как сотовый телефон.
Мотор, в отличие, от бензиновых автомобилей, греть не надо, сел и поехал. В ремонте машина практически не нуждается: там ломаться практически нечему, в основном владельцу автокара нужно следить за состоянием ходовой части, так как у нас дороги гораздо хуже, чем в Японии.
В России автомобиль начали называть «народным» из-за его стоимости, приблизительно от 350 тысяч рублей на подержанный Leaf первого поколения. Руль у него находится справа. Есть и европейские модели, которые производятся в Америке (руль слева), но цена на них дороже.
В электрокаре много интересных функций, перечислять долго, проще найти информацию в интернете. Лично мне очень нравится управление - из ряда фантастики, плавность хода, и в то же время бешеная динамика разгона и почти полная тишина при езде.
Для тех, у кого в семье две машины, и кто любит экономить, этот вариант идеален. Если раньше с женой мы планировали маршрут передвижения, чтобы лишний раз не крутиться по городу, не «жечь» бензин, то сейчас о затратах на топливо мы не думаем. Проезд на «электричке» обходится мне примерно в 9 раз дешевле, чем на бензиновом двигателе. Отрадно еще то, что в Башкирии на электромобили отменили транспортный налог.
- А какие недостатки у этого автомобиля?
- Основной недостаток - небольшая деградация батареи. К примеру, моя машина 2011 года выпуска, пробег 47000 км (по Японии), и я проехал еще 10000 км по Сибаю. На данный момент за 10 лет эксплуатации батарея потеряла 30% своей емкости, а весит она 300 кг. И стоит от 150000 рублей.
Но технологии не стоят на месте, сейчас уже в России умельцы собирают такие батареи из маленьких литий-ионных батарей из Китая. Возможно, лет через 5, когда батарейка не будет соответствовать моим потребностям, появится что-то новое в получении возобновляемой энергии. Есть еще такая версия, что в России с ее холодным климатом батареи «живут» дольше.
Также к недостаткам отнесу то, что зарядить автомобиль жителю многоэтажки проблемно. Так как надо длинную переноску, чтобы подать 220 вольт к машине. Для первых этажей, думаю, проблем не будет, при условии, что машина стоит под окном или балконом.
На сильном морозе ниже -25°С, если автомобиль долго стоит на улице, проблемно завестись. Но у меня таких случаев не было, так как живу в частном доме. В гараже температура не опускается ниже -15. И розетка под рукой.
Печка потребляет немало электричества, но спасают встроенные подогревы сидений и руля. С отоплением салона я вопрос решил, приобрел автономный отопитель на жидком топливе, который вмонтировал в автомобиль.
Для дальних поездок электрокар не подойдет, так как на трассе зарядить машину негде, к сожалению, инфраструктура зарядных станций пока не развита даже в мегаполисах.
- Как знакомые реагируют на электрокар?
- Младшее поколение интересуется этим резвым автомобилем, как чем-то инновационным. Многие не верят, что «электричка» не ест ни капли бензина. Некоторые сразу говорят, что автомобиль, который проезжает так мало, им не нужен. Хочется верить, что в России спрос на «зеленые» машины будет расти, а зарядная инфраструктура - развиваться.