Город приближается к большому юбилею, с каждым днем улучшая свой вид. Преподаватели Сибайского колледжа искусств оживили рисунками камни на площадке по ул. Белова - пр. Горняков. Получился уголок природы, где теперь обитают сова, бабочка, заяц, медведь, лиса, ежик, олень, белка... Если приглядеться, то все они между собой взаимодействуют.
- Мы с коллегами воплотили идею директора колледжа искусств Азата Гайнитдиновича Камбулатова. Нам дали полную свободу творчества, - рассказывает Червон Насретдинович Хисамитдинов. - Писать на камне - не совсем привычное занятие, но тем интереснее получился эксперимент. МБУ «УЖКХ» предоставило масляную краску разных цветов. Результат могут оценить сибайцы и гости города.
С преподавателем спецдисциплин Сибайского колледжа искусств, художником Червоном Насретдиновичем ХИСАМИТДИНОВЫМ мы поговорили о его картинах, творчестве и планах.
- Оригинальное у вас имя - Червон.
- Мама решила дать мне редкое имя. То ли оно связано с червонным золотом, то ли с «червоной рутой» - цветком, который встречается в мифах и легендах.
- Какую специальность в колледже вы преподаете? Пользуется ли она популярностью?
- Специальность называется «Художник-живописец, преподаватель». С трудоустройством, конечно, у выпускников есть сложности. В последние годы, в основном, поступают к нам девушки.
- Чем вы увлекались в детстве, кем мечтали стать?
- Когда учился в школе, в селе Аргаяш Челябинской области, любил ходить в походы, в горы, увлекался туризмом, мечтал стать геологом. Занимался бегом, лыжами, гимнастикой. Но, получив травму - вывих плеча, от спорта отошел и начал рисовать, в основном, горы, передавая любовь к ним на холсте. Местный художник Борис Михайлович Сазонов обратил внимание на мое увлечение, пригласил в кружок рисования.
- Чем вас, как художника, привлекают горы, скалы, камни?
- В них есть жизнь, мысль - только медленная. Я часто хожу в горы. Они, как и камни, - носители информации, свидетели далекого прошлого. Однажды, когда сын был маленький, прикоснувшись к камню, сказал: «Я почувствовал биение сердца».
Раньше занимался системой Иванова - закаливанием, обливанием холодной водой, ходил босиком рано утром в горы за Старый Сибай. Как-то во время приветственного ритуала увидел золотой цветок, а в его лучах - седовласого старика. Образ был очень реалистичный. После такого видения я написал картину «Хозяин горы Ирандык».
- Какие темы вам еще интересны?
- Много рисую журавлей, лошадей. Люблю за ними наблюдать с детства. Раньше часто рисовал закаты, ходил для этого на Дом рыбака. Важно уловить состояние захода солнца, оно всегда разное. По закату можно предсказать погоду на завтра.
- Где вы предпочитаете творить?
- На природе. Я рисую с натуры. Мне необходимо чувствовать лес, камни, свет, звук. Энергия природы отражается на холсте. Ездить для этого далеко не нужно. Левитан выходил во двор и писал свои чудесные пейзажи, в основном, передавая лирическое настроение. Вот даже за окном вашего кабинета красивая береза...
- Как рождаются идеи картин?
- Идеи рождаются повсюду. Но не всегда успеваю их воплотить в жизнь. Белый снег, ранняя весна, закат - пока соберешься в лес, снег растаял, подснежники завяли, солнце село…
Когда приехал в Аргаяш, захотел написать башкирских всадников - Северных Амуров. Изобразил их с высоты птичьего полета. Назвал картину «Атака».
- У художников развито воображение. Как вы думаете, кем вы были в прошлой жизни?
- Я интересовался такой темой. Думаю, что душа наша вечна. Скорее всего, был офицером, путешественником. И в той, прошлой жизни, уверен, мы с женой были вместе.
- Ваша супруга Разида Фиргатовна - коллега по колледжу, художник…
- Да, мы учились вместе на художественно-графическом факультете педагогического института Уфы, работаем, выезжаем на природу рисовать с натуры. У нас иногда этюды похожи, как будто один человек писал: и краски, и состояние.
- Видят ли зрители в ваших полотнах что-то свое?
- Часто такое происходит.
На выставке по поводу картины «Грибы» мне говорили, что среди опят и груздей кто-то увидел ежа, кто-то - белку.
Возможно, когда я творил в лесу, мимо пробегал ежик, или за мной наблюдала белка…
- Для вас важно качество кистей, красок?
- Нет, не особо. Однажды я добрался до водопада Гадельша и обнаружил, что не взял с собой кисти. Рисовал на холсте пальцами, обмакивая их в краску.
- Дети ваши увлечены рисованием?
- Они все хорошо рисуют, но дочери выбрали профессии юриста, экономиста. Сын окончил 9 классов. Пока размышляет над будущей специальностью.
- Что помогает вам творить?
- Я стараюсь быть в движении, в развитии: читаю, изучаю, хожу на выставки.
- Люблю Высоцкого, под его песни пишу картины.
- Какие художники интересны?
- Нравится творчество художников эпохи Возрождения: Боттичелли, Леонардо да Винчи, из отечественных: Суриков, Серов, Врубель. У Серова - портреты психологически сильные, откровенные,
Суриков писал монументальные исторические картины. С уважением отношусь к работам сибайского пейзажиста Рафика Закировича Гальфаурова.
- Если бы не рисование, чем бы в жизни еще могли заниматься?
- У меня были перспективы пойти в большой спорт. В институте неплохо играл в футбол, стоял на воротах. Но получил серьезную травму. Решил заняться резьбой по дереву, делал столы, стулья, подумывал открыть цех. Но на циркулярке порезал палец. Так что судьба мне оставила два пути профессионального развития: педагогику и живопись.
- Где можно увидеть ваши картины?
- Я - постоянный участник республиканских выставок. Экспозиция работ позволяет художнику осмыслить написанное и двигаться дальше. В следующем году собираюсь организовать выставку в Сибае, показать свои многочисленные картины: пейзажи, натюрморты, портреты, графика. Но у меня такое ощущение, что главного я еще не написал.