+27 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Горожане
15 Июля 2020, 11:00

Хранитель сибайского аэропорта

Римма ЮНУСОВАФото автораНа территории сибайского аэропорта тишина. Здание давно опечатано, взлетно-посадочная полоса скучает по рокоту моторов заходящих на посадку крылатых машин. Трудно представить, что когда-то здесь кипела жизнь, регулярно летали самолеты в Белорецк, Стерлитамак, Уфу, Акъяр, с. Кананикольское, Бурзянский район, бил фонтан, цвели клумбы, пассажиры ожидали свой рейс.В 1957 году, когда город еще только строился, уже были организованы авиарейсы из Сибая в Уфу. Добирались по воздуху до столицы Башкирии за 45 минут. Летали самолеты Ан-24, Як-40, Ан-72, Ан-74, Ил-18.С тех пор многое изменилось. Из-за отсутствия финансирования в конце 90-х-начале 2000-х годов региональная авиация и инфраструктура местных аэропортов пришли в упадок. Периодически появлялись инвесторы, желающие заняться развитием аэропорта, но по разным причинам данные инициативы так и не воплотились в жизнь.В течение двадцати восьми лет хранителем, душой аэропорта является его руководитель Нуриахмет Муллахметович ЯМАНТАЕВ. Правда, сейчас его должность называется «комендант посадочной площадки аэропорта Сибай». В штате только служба безопасности, которая содержит в сохранности территорию, встречает воздушные суда: частные самолеты, вертолеты, санитарную авиацию.Нуриахмет Ямантаев вспоминает, как пятилетним мальчишкой убегал из дома в сторону аэропорта смотреть на самолеты, планеры и парашютистов. Жил он рядом - в поселке Горном на улице Молодежной. Тогда в Сибае летали два самолета Ли-2 («Дуглас»). Будучи школьником, занимался в авиамодельном кружке под руководством боевого летчика, прошедшего войну, энтузиаста Михаила Викторовича Карнаухова.- Мы выписывали журналы «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор», читали чертежи и собирали по ним модели самолетов, запускали их на стадионе «Труд», - рассказывает Нуриахмет Ямантаев.В старших классах он твердо определился, что авиация станет делом его жизни, и в 1970-м году, после окончания школы, поехал поступать в Бугурусланское летное училище.- Конкурс - 16 человек на одно место, - вспоминает Нуриахмет Муллахметович. - Преимущество было у парней, отслуживших в армии. На медосмотре внимание врачей привлек мой шрам на ноге. Год назад я получил травму на республиканских соревнованиях по ориентированию на местности, упав на осколок стекла. В итоге меня отсеяли. Сильно переживал, но взял себя в руки.В 1972 году ушел в армию, вернее, полетел на АН-24 - из сибайского аэропорта до Уфы. Отслужил два года в Одессе в погранвойсках. Затем без проблем поступил в Харьковский авиационный институт на факультет беспилотных летательных аппаратов. Педагоги похвалили мои багаж знаний по физике и математике - спасибо учителям школы №4.Получив высшее образование, устроился на вертолетный завод в Кумертау. Здесь же познакомился со своей будущей женой Зилей Фаритовной. Родилась дочь. Через три года мы переехали в Стерлитамак. Меня пригласили на машиностроительный завод, который только начинал свою деятельность. Работал 10 лет заместителем генерального директора по подготовке производства. Объездил всю страну, заводы-партнеры, где проектировались и выпускались беспилотные аппараты. В 1992 году с семьей, двумя дочками вернулся в Сибай, где мне предложили возглавить аэропорт. В штате было примерно 25 человек, все службы укомплектованы. Передо мной стояла задача - построить взлетно-посадочную полосу, светосигнальную систему. Ездил в проектные институты Москвы, Санкт-Петербурга, заключал договоры, открывал финансирование.

На территории сибайского аэропорта тишина. Здание давно опечатано, взлетно-посадочная полоса скучает по рокоту моторов заходящих на посадку крылатых машин. Трудно представить, что когда-то здесь кипела жизнь, регулярно летали самолеты в Белорецк, Стерлитамак, Уфу, Акъяр, с. Кананикольское, Бурзянский район, бил фонтан, цвели клумбы, пассажиры ожидали свой рейс.
В 1957 году, когда город еще только строился, уже были организованы авиарейсы из Сибая в Уфу. Добирались по воздуху до столицы Башкирии за 45 минут. Летали самолеты Ан-24, Як-40, Ан-72, Ан-74, Ил-18.
С тех пор многое изменилось. Из-за отсутствия финансирования в конце 90-х-начале 2000-х годов региональная авиация и инфраструктура местных аэропортов пришли в упадок. Периодически появлялись инвесторы, желающие заняться развитием аэропорта, но по разным причинам данные инициативы так и не воплотились в жизнь.
В течение двадцати восьми лет хранителем, душой аэропорта является его руководитель Нуриахмет Муллахметович ЯМАНТАЕВ. Правда, сейчас его должность называется «комендант посадочной площадки аэропорта Сибай». В штате только служба безопасности, которая содержит в сохранности территорию, встречает воздушные суда: частные самолеты, вертолеты, санитарную авиацию.
Нуриахмет Ямантаев вспоминает, как пятилетним мальчишкой убегал из дома в сторону аэропорта смотреть на самолеты, планеры и парашютистов. Жил он рядом - в поселке Горном на улице Молодежной. Тогда в Сибае летали два самолета Ли-2 («Дуглас»).
Будучи школьником, занимался в авиамодельном кружке под руководством боевого летчика, прошедшего войну, энтузиаста Михаила Викторовича Карнаухова.
- Мы выписывали журналы «Крылья Родины», «Юный техник», «Моделист-конструктор», читали чертежи и собирали по ним модели самолетов, запускали их на стадионе «Труд», - рассказывает Нуриахмет Ямантаев.
В старших классах он твердо определился, что авиация станет делом его жизни, и в 1970-м году, после окончания школы, поехал поступать в Бугурусланское летное училище.
- Конкурс - 16 человек на одно место, - вспоминает Нуриахмет Муллахметович. - Преимущество было у парней, отслуживших в армии. На медосмотре внимание врачей привлек мой шрам на ноге. Год назад я получил травму на республиканских соревнованиях по ориентированию на местности, упав на осколок стекла. В итоге меня отсеяли. Сильно переживал, но взял себя в руки.
В 1972 году ушел в армию, вернее, полетел на АН-24 - из сибайского аэропорта до Уфы. Отслужил два года в Одессе в погранвойсках. Затем без проблем поступил в Харьковский авиационный институт на факультет беспилотных летательных аппаратов. Педагоги похвалили мои багаж знаний по физике и математике - спасибо учителям школы №4.
Получив высшее образование, устроился на вертолетный завод в Кумертау. Здесь же познакомился со своей будущей женой Зилей Фаритовной. Родилась дочь. Через три года мы переехали в Стерлитамак. Меня пригласили на машиностроительный завод, который только начинал свою деятельность. Работал 10 лет заместителем генерального директора по подготовке производства. Объездил всю страну, заводы-партнеры, где проектировались и выпускались беспилотные аппараты.
В 1992 году с семьей, двумя дочками вернулся в Сибай, где мне предложили возглавить аэропорт. В штате было примерно 25 человек, все службы укомплектованы. Передо мной стояла задача - построить взлетно-посадочную полосу, светосигнальную систему. Ездил в проектные институты Москвы, Санкт-Петербурга, заключал договоры, открывал финансирование.
Большую помощь оказывал тогдашний глава администрации города Зиннур Ярмухаметов, он быстро решал все организационные вопросы. В 1993 году состоялся первый прилет в Сибай Президента Башкортостана Муртазы Рахимова. Полгода, пока в Магнитогорске ремонтировалась взлетная полоса, мы принимали самолеты у себя. Летали в Москву, Белоруссию, Крым, Новосибирск, Хабаровск. И хоккеистов «Металлурга» возили.
Аэропорт полноценно работал до 1998 года. Дефолт нас подкосил, но мы все равно летали до 2003 года, пока не обанкротилась авиакомпания и не прекратились авиарейсы.
В такой тяжелой ситуации мы организовали аэроклуб, готовили спортсменов-парашютистов, летали на АН-2. Но через пять лет опять возникли сложности с финансированием, и коллектив аэропорта надолго остался без работы.
В 2010 году руководство Башкирии обратило внимание на ситуацию с аэропортами, высказав готовность дотировать авиаперевозки. Появилась программа развития внутриреспубликанской авиации. Специалисты из Санкт-Петербурга провели обследование аэродрома. Были выделены средства на реконструкцию аэропорта, ремонт взлетно-посадочной полосы, сделали новую светосигнальную систему, заправочную станцию. УГМК приобрела нам два новых самолета чешского производства Л-410. Начались регулярные авиарейсы.
Стоимость авиабилета в один конец до Уфы составляла около 1,5 тыс. рублей, что было сопоставимо с ценой за поездку на поезде. Только на самолете – гораздо быстрее. Но через 3 месяца авиасообщение из-за убыточности, отсутствия дотаций из бюджета и по ряду других причин прекратилось.
Нуриахмет Муллахметович не теряет надежды, что власти обратят внимание на развитие малой авиации.
- Хорошо, что мы сохранили аэропорт, он необходим для Зауралья, - говорит Н.М. Ямантаев. - При государственной поддержке через 2-3 месяца сможет возобновить авиасообщение. Есть много планов. Актуально применение малой авиации в туристической сфере. К примеру, желающим отдохнуть на Талкасе легче добраться из Москвы до Сибая на самолете, а затем на такси. Многие сибайцы работают вахтовым методом на севере, и им проще было бы попасть в тот же самый Сургут по воздуху.
Иногда мне звонят из Москвы или Екатеринбурга и спрашивают, можем ли мы принять самолет ЯК-40. Отвечаю, что раньше могли бы, а сейчас без обследования полосы, без реконструкции аэродромного комплекса и сертификации - нет. А вот машины малой авиации уверенно садятся на нашем аэродроме.
Воздушные ворота Башкирского Зауралья по-прежнему принимают самолеты и вертолеты санитарной авиации, ежегодно к нам прилетают пилоты аэродромного комплекса малой авиации «Первушино». Конечно, обо всех намерениях воспользоваться нашим аэродромом мы сообщаем в головное управление - международный аэропорт «Уфа».
Возрождение авиационного сообщения с Сибаем и Зауральем - реальная и важная задача, и я надеюсь, что когда-то в перспективе при поддержке республики она будет решена.
к сведению
Общая площадь аэропорта 186 гектаров. Длина взлетно-посадочной полосы 1920 метров, ширина 37 метров.
В 1974 году сдано в эксплуатацию служебно-пассажирское здание аэропорта (пропускная способность - 200 пассажиров в час).
Из истории. Газета «Сибайский рабочий» - о деятельности аэропорта в разные годы.
1967 год. «Самолет незаменим для металлургов Сибая, хлеборобов Баймака, Акъяра, Янаула. Недавно в Белорецке установлено оборудование для приема и выпуска самолетов ночью. В ближайшее время такое же оборудование будет установлено в Сибае».
1971 год. «Александр Семенович Иванов работает в аэропорту с 1959 года. Он старший радиотехник. Самолет приземлился. К нему спешит авиатехник Григорий Лукьянович Пелисов. Он тщательно осматривает машину… Рассказывая о работниках аэропорта, добрым словом нельзя не упомянуть и тех, кто дает «погоду». Это начальник метеослужбы Евдокия Егоровна Самохина и техник-наблюдатель Валентина Капацина».
1974 год. «В Сибайский аэропорт прибывают люди. Скоро рейс на Уфу. Все волнуются. Толпятся возле кассы. Дежурная Зоя Яковлевна Кузнецова вежливо успокаивает пассажиров: «Не волнуйтесь, товарищи, улетите все… Наверху размещается сердце аэропорта – служба движения, руководит которой Равиль Галеев. От этой службы зависит и посадка самолета, особенно при облачной погоде. Пока все службы ютятся в крохотных помещениях. И ждут не дождутся, когда переедут в новое здание аэровокзала».
«Шофер Николай Канищев готовится подать электрозапуск к только что севшему Ан-24. Шофер на аэродроме должен быть универсалом».
1975 год. «Открытия нового аэровокзала сибайцы ждали с нетерпением. Аэровокзал виден издалека. Современное здание, словно белый корабль, плывет по бескрайней степи. Сооружено оно на холме и прекрасно просматривается со всех сторон... На первом этаже разместился зал ожидания, касса, стойка регистрации, прекрасно оборудованный просторный буфет. Здесь же крытый выход на посадку. И дальше прямо к самолету вас поведет асфальтовая дорожка…»
1979 год. «Тамара Евгеньевна Дворянчикова трудится чуть ли не 15 лет в Сибайском аэропорту старшим в службе отдела перевозок. Первой встречает пассажиров у трапа самолета и провожает их в Сибайском аэропорту работница службы движения Руфина Петровна Калинкина».
1980 год. «На посадку заходит Ан-24, следующий рейсом Уфа-Сибай, а для диспетчера службы движения Сергея Пономаренко начинается самый ответственный момент. «Сажает» самолеты он давно, с 1972 года… Радиотехник – это специальность Сергея Смирнова, секретаря комсомольской организации аэропорта».
1985 год. «Со 2 января 1986 года вводится ежедневный рейс на самолете Ан-2 по маршруту Орск-Сибай-Орск».
Читайте нас: