Жизненный путь семьи Николаевых не был усыпан цветами, но, несмотря на все пережитые трудности, они сохранили теплые чувства, взаимное уважение и преданность, вырастили достойных детей и помогают растить внуков.
А началась их история так. Познакомились Петр и Марфуга на стройке акъярской больницы. По образованию оба строители: она штукатур-маляр, он монтажник. Ей 17 лет, ему - 20.
- Мы были молодые, успевали все. Днем стройка и чай с хлебом и маргарином - работа-то физическая, кушать хотелось всегда, -
смеется, вспоминая, Марфуга Мухаметовна. - А вечером танцы. Там и познакомились с Петром. Помню, даже заняли первое место - лучше всех станцевали вальс. Понравился он мне не сразу. Хотя внешность интересная: представьте, брюнет с голубыми глазами - в нем же какой только крови не намешано! Но взял он меня своей заботой. Была такая история - в общежитии жила неблагополучная семья - мама и грудная малышка. Девочка всегда плакала. Так вот, когда Петр брал ее на руки - та успокаивалась. Очень переживал за нее. Я подумала, что он будет хорошим отцом. И не ошиблась.
- Мы даже не встречались, а почти сразу же поженились, - подхватывает Петр Тимирович. - А что тянуть - вижу, девушка хорошая, неиспорченная, зачем ждать, пока кто-то уведет. Учил ее всему, подстраивал под себя.
Наверное, не зря жизнь сводит людей с одинаковыми судьбами. И Марфуга Мухаметовна, и Петр Тимирович выросли без отцов - у нее был отчим, а он в два года остался сиротой и воспитывался бабушкой. Петр родился в маленькой деревушке Балтачевского района, она в с. Темясово. Обоим довелось учиться в интернате.
- Вот то, что мы росли без отцов, одна из причин нашего семейного долгожительства. Мы хотели, чтобы у наших детей была полноценная семья. И вообще, считаю так: родил ребенка - думай, прежде всего, о нем, чтобы ему было комфортно, чтобы были и мама, и папа. Конфликты, ссоры есть у всех, но семью надо стараться сохранить во что бы то ни стало, - рассуждает Петр Тимирович.
А детей у пары - трое, причем все дочки! Людмила, Ирина и Альбина. Хотя, по словам Марфуги Мухаметовны, каждый раз шла в роддом за сыном, но, улыбается Петр Тимирович:
- И слава Богу, что дочери!
Первая дочь Люда родилась, когда ее отец проходил службу в Советской армии. Когда девочке исполнилось полгода, в августе 1969 г., молодая мама решила познакомить ее с отцом, для чего поехала с малышкой в г. Львов, туда, где служил Петр.
После демобилизации Петр, как и его жена, продолжил работать в БашСтрое - ездили по деревням и селам, строили двухэтажные дома, коровники, телятники. В это же время оба закончили 10 класс вечерней школы.
- Я всегда хотела учиться, - признается Марфуга Николаева.
Мечта сбылась. Когда в семье уже было три дочери, женщина окончила строительный факультет Иркутского технического института. Тогда Николаевы жили в г. Усть-Илимск, куда переехали в 1976 г., - романтический порыв позвал мужа и жену на комсомольскую стройку. Оттуда в составе бригады добровольцев Петр Тимирович отправился на восстановление Спитака после землетрясения. Там мужчина пробыл пять месяцев, ежедневно, без выходных, люди работали по 15-17 часов, не жалея ни сил, ни времени.
В 1989 году семья перебралась в Сибай - поменяли свою большую Усть-Илимскую трешку на маленький домик. В эти трудные годы жить было сложно везде - предприятия стали банкротиться, люди оставались без работы, в магазинах полки совершенно пустые. А надо кормить и учить дочерей. В Сибае в то время тоже было непросто - Петр Тимирович долго искал работу, толком нигде не платили, прошел, говорит, все организации. Так до пенсии и трудился, где придется. Марфуга Мухаметовна после переезда устроилась в СМУ мастером, потом была прорабом, начальником участка. Оттуда ушла на заслуженный отдых.
- Выживали тем, что разводили скотину и птицу - надо было учить младшую дочь, - говорит женщина.
Сейчас муж с женой держат лишь гусей - для себя, детей и внуков, которых у Николаевых шестеро. Старшей внучке 31 год, младшей - 5 лет.
- Все наши внуки разных национальностей: башкиры, русские, украинцы, татары. К этому мы относимся нормально, ведь любовь не имеет границ. Главное, сущность человека.
Недавно Николаевы начали делать ремонт. До этого они помогали строиться семьям дочерей. «Теперь вот руки дошли и до своего жилья», - шутит Марфуга Мухаметовна. У мужа и жены есть свои комнаты - вот он секрет «ненадоедания» друг другу! - где каждый занимается любимыми делами. Петр Тимирович смотрит новости, разгадывает кроссворды и сканворды, Марфуга Мухаметовна вяжет и вышивает бисером, слушает башкирское радио. Интересно то, что она не поет - «нет у меня голоса и слуха», зато с удовольствием слушает голос и игру на гармони мужа. Причем, он самоучка - талантлив во многом.
- Когда мы только поженились, он меня шокировал тем, что, зажав между пальцев ног карандаш, нарисовал на стене общежития бюст Ленина, - улыбается моя героиня.
Отцовский талант передался средней и младшей дочерям и одной из внучек Николаевых, которые трудятся мастерами камнерезного цеха - их знают за пределами нашей республики. Старшая Людмила - парикмахер, как и мама, увлекается вязанием. Про внуков и говорить нечего - все разносторонние, у каждого свои интересы.
Одно беспокоит маму и бабушку Марфугу:
- К сожалению, никто из дочерей и внуков не говорит на башкирском языке, хотя, как и муж, понимают. Вот хочу исправить свою ошибку - хотя бы начать заниматься с младшими внуками.
- Я в свое время выучил язык жены по башкирским учебникам, - подхватывает тему Петр Николаев. - Когда мы приехали знакомиться к будущей теще, та сказала, что муж с женой в интернациональных семьях обязаны знать родной язык друг друга. И это правильно.
А вот полюбить башкирский бишбармак Петр Тимирович так и не смог, поэтому жена готовит в основном его любимые кислые щи, рассольник, печет пироги:
- Видимо, и выбор пищи находится на генном уровне. Я же мусульманка, а он православный, - задорно смеется Марфуга Мухаметовна, но улыбка быстро исчезает: - Последние годы мы с Петром думаем о вечном - где и как мы упокоимся…
Под конец встречи, уже прощаясь, я задаю свой последний вопрос:
- Так в чем же секрет долгой семейной жизни?
- Это просто. Во-первых, уважение, во-вторых, помощь и поддержка друг друга - мы с самого начала все делали и делаем вместе. В-третьих, дети очень сильно скрепляют. Да и воспитание такое - учили так, что развод - это последнее дело. А еще огромное-огромное терпение. Бывает, поругаемся, разойдемся по комнатам, помолчим, успокоимся, потом снова говорить друг с другом начинаем. И еще дам совет - будьте всегда чем-нибудь заняты, ищите себе дело, не растворяйтесь в другом полностью, - делится опытом Марфуга Николаева.
- Ну и в моей семье мы все однолюбы. Вот так-то, - глядя на жену с теплотой, добавляет Петр Тимирович.