Помимо самого мероприятия, нам интересно все, что касается жизни в этой стране, ее уклада, того необыкновенного комфорта, каким славится Вена.
- В Западной Европе вообще впервые проводились подобные дни, посвященные нашей республике, - рассказывает Асия Султановна. - Вначале, после апрельского визита в Австрию врио Главы РБ Радия Хабирова, в результате встреч и переговоров, в дружественной стране появилось представительство Башкортостана, и вот теперь этот праздник. Он был организован в самом центре столицы Вены, в Музейном квартале. Вокруг старинные здания, величественные исторические сооружения, храмы. Очень красиво! Я была в составе делегации Башкортостана из 150 человек.
В Музейном квартале организовали национальное подворье, представляющее быт, культуру и кухню башкирского народа. Здесь же состоялся праздник Сабантуй, где свое приветственное слово к гостям руководитель республики Радий Хабиров начал на немецком языке. «Нам очень приятно сегодня находиться здесь вместе с вами. Мы привезли в Вену кусочек нашей огромной многонациональной страны», - сказал он. Сабантуй завершился этно-шоу и концертом мастеров искусств РБ. В нем приняли участие Государственный академический ансамбль народного танца РБ имени Ф. Гаскарова, Национальный оркестр народных инструментов РБ, группы «Аргымак», «Караван», «Ятаган» и другие.
Деловая программа визита включала в себя рабочие встречи с представителями власти и бизнеса Австрии, презентацию инвестиционного потенциала региона, а также обмен опытом в сфере создания комфортной городской среды.
Для наших выставок знаменитое предприятие «Агидель» изготовило шикарные, красивые полуюрты. Моя экспозиция изделий из традиционного войлока и аксессуаров башкирского национального женского костюма была центральной. Ее окружали музыкальные инструменты Ильгама Байбулдина и кожевенные изделия Азамата Юлдашбаева. Одновременно мы давали мастер-классы. Помимо нас, чтобы работать с детьми, приехали и представители образования г. Уфы.
Интерес к башкирской культуре, скажу вам, был огромный. Подходили много докторов наук из Венского текстильного университета, где готовят дизайнеров одежды. Осматривали наши выставки, расспрашивали. Мы обменялись визитками. Этнический дизайн там очень востребован, и я получила предложение отдельно приехать потом к ним. Директора венских музеев тоже загорелись было желанием иметь у себя наши аксессуары, но, к большому сожалению, абсолютно ничего (даже какую-то мелочь!) мы не могли продать без наличия лицензии и оплаты налога. У нас в России на этот счет больше свободы на рынке. Представителям других стран разрешено реализовывать свои изделия на подобных форумах. Помню, во время фестиваля «Содружество» мексиканцы прямо с себя снимали, продавали сомбреро, пояса, сапоги. Чуть ли не голыми уехали, зато заработав большие деньги!
Языком нашего общения в Вене был английский. Я, бывший преподаватель-«инязовец», окунулась в свой мир. Оказывается, в Австрии живут очень много башкир, в частности, женщин. Особенно с Абзелиловского, Баймакского районов. Они подходили, представлялись. Хорошо говорят на башкирском, немецком языках, а также и на английском - международном, без которого тоже никак. Обычные, простые женщины, что удивительно. Но больше меня поразило, когда услышала, как один муж-немец, рассматривая выставку, зовет супругу: «Мына-мына, kара эле...» («Вот-вот, смотри-ка...»). Потом увидела, что и дети их говорят на башкирском. «О-о-о, - подумалось, - как здорово! Жена заставила всех домочадцев учить свой родной язык».
Но когда к нашим экспозициям подошла вторая такая же многоязычная семья, потом третья, четвертая, пятая, я поняла, что дело здесь в чем-то другом. Все же спросила у своих землячек: «Вы потребовали, чтобы у вас дома все говорили на башкирском?» Они ответили, что нет, просто у них там такой обычай, так принято - знать родной язык и мужа, и жены. А еще английский. Это считается престижным и, как само собой разумеющееся, не подлежит обсуждению. Они не делают из этого чего-то из ряда вон выходящего, не рассуждают о нациях: просто берут и учат языки.
Насколько же богаче такие семьи в культурном, духовном отношении, подумала я. Вот бы это понять нашим башкирам, забывшим начисто свой язык, а значит, теряющим обычаи, наследие своих предков. Есть о чем задуматься, считаю, и представителям других наций, проживающих в республике.
В столице Австрии я исполнила давнюю мечту - побывала в парке Моцарта, пообщалась с Гете у его памятника, сходила в знаменитую Венскую государственную оперу, посетила Собор Святого Стефана -
символ страны. В окружении красивых скульптур, фонтанчиков чувствуешь себя словно в сказке. В городском парке завораживало зрелище: среди белого мрамора - Штраус со своей скрипкой, как будто весь из золота. Оркестр играет вальс, под плавные мелодии которого кружатся пары...
Вена считается самым комфортным городом мира. Мне хотелось понять, почему.
Все магазины там, как выяснилось, работают до 6 вечера, в субботу - до 12 дня, в воскресенье и вовсе закрыты. Ни одного круглосуточного! Рестораны, кафе тоже открыты недопоздна, до 21 часа. Где же тут удобство для людей? Потом подумалось: это ведь сделано с заботой о тех, кто работает в торговых заведениях. Да и лишнего не надо покупать...
По городу я ходила босиком, по примеру некоторых местных. Посередине центральных улиц - аллеи высоченных лип и платанов, а под ними мягкая, густая, ласкающая ноги травка. По ней и шла. Вначале боялась наткнуться на стекло или мусор, но зелень была предельно чистой. Так приятно идти, от земли исходит какое-то парное тепло. Рядом по специальной дорожке с зеленоватым асфальтом на большой скорости проносятся велосипедисты, бордисты, часто встречаются их стоянки.
Эта чистая, мягкая травка - излюбленное место венцев. На ней они могут лежать, сидеть - безо всякого пледа. Кто-то играет в шахматы, кто-то читает, кто-то вяжет, кто-то -
в ноутбуке. Никто друг другу не мешает. Мусора там не увидишь. Собаки гуляют в отведенных им местах. Справит животное нужду по-маленькому - хозяин тут же устранит последствия «водной процедурой», если по-большому - аккуратно заберет экскременты с собой. Сперва это вызвало у меня чувство брезгливости, а позже пришло восхищение высокой культурой живущих там людей. Благодаря ей везде чисто и можно хоть лежать, хоть ходить босиком.
В центре Вены, где мы работали, поражала дороговизна цен. В витрине магазина видела бусы из бирюзы: у нас они стоят где-то 300-500, ну пусть даже 1000 рублей, а там - 1,5 тысячи евро. Разумеется, ни о каких покупках не могло быть и речи. Обед мой состоял из чашки чая с молоком почти за 5 евро и квадратика жареного куриного мяса (не бройлер, не окорочок!) «fried сhicken» с любым соусом и рисом без соли. Все это обходилось в 14 евро - нашими 1,5 тыс. рублей. И знаете, было очень вкусно!
Продукты там экологически чистые. Решив, не выходя из своих «рамок», попробовать другие австрийские блюда, я с большим удовольствием покупала яблочный пирог «штрудель». Среди начинки - ягодки типа клюквы целиком, и к нему подается отдельно белый изящный, легкий крем без сахара, взбитые сливки, что очень подходит и придает некую пикантность.
Я встретилась в Вене со своей студенткой, которая живет там 9 лет, работая в социальной сфере. Она рассказала, что в центре города все очень дорого из-за туристов, а в других микрорайонах цены значительно ниже. Они с мужем снимают у государства квартиру площадью 100 кв. м с террасой, фруктовыми деревьями и бассейном на 1 тыс. евро в месяц. Зарплата в Австрии, по ее словам, в 1,5-2 раза ниже, чем в Германии. Моя студентка призналась, что вначале здесь после России с ее насыщенной жизнью, обилием проблем и стрессовых моментов, было скучно, слишком спокойно, но потом она адаптировалась, привыкла к размеренному, комфортному существованию.
Какая Вена без Дуная? На самом деле это одна из грязнейших рек Европы. Австрийцы один ее рукав пропустили через столицу и превратили в зону отдыха, где благодаря экологической очистке можно и рыбу ловить, и купаться, и даже пить воду.
На окраине Вены есть нефтеперерабатывающий завод. Так вот в его трубе, где-то на высоте 7-8-го этажей, располагаются офис и другие административные помещения предприятия. Чтобы никто не сомневался в чистоте выходящего воздуха и окружающей среды!
Есть мусоросжигательный завод Шпиттелау - экологически чистый и при этом еще обогревающий квартиры горожан. Он представляет из себя - невероятно! - здание с золотистыми сферическими куполами, высокой башней-трубой и пестрыми стенами. Мусора не хватает, и его везут из Германии, Франции, других стран.
Охватывая общим взглядом все впечатления, полученные в поездке, могу сказать, что в Австрии я чувствовала себя, действительно, очень комфортно. Там просто заражаешься от других этим состоянием расслабленного покоя, когда и пожилые, и молодые, и местные, и приезжие допоздна где-нибудь сидят, общаются, наслаждаясь жизнью, качая ногами (признак умиротворенности!). На венских улицах много легких скамей, похожих на кровать, из материала типа пемзы, и они никогда не пустуют. Да, люди тоже работают, но после трудового дня у них не «опять работа», а отдых в свое удовольствие. Создают какие-то хорошие семейные традиции и по ним живут. В этом плане они чувствуют себя защищенными.
Удивительным было то мировосприятие, какое я наблюдала у своих земляков, живущих за рубежом. На вопрос, скучают ли они по родным краям, мне ответили спокойно «нет», хотя корней своих, как пояснили, не забывают. Это признание звучало ошеломляюще. Задумаешься и ведь начинаешь понимать их. Там хороший теплый климат, не очень высокие горы, все покрытые лесом. Уют и спокойствие. Да я сама бы с превеликим удовольствием пожила в Австрии! Но ...нет, слишком много у меня дел дома. И без Башкортостана представить себя не могу. Подъезжая к Зауралью, мысленно обняла родные горы, озера, леса...