Могильные кресты и надгробия усопших людей смотрели на ворвавшуюся в их мир гостью. Сколько здесь покоится людей, осознала я, пробираясь медленно вперед...
Остановилась у заброшенной могилы. На обшарпанном памятнике под слоем пыли виднелась знакомая, как мне показалось, фамилия. «Гаврилов Леонид Григорьевич», - полушепотом прочитала я.
Неужели это он: бывший начальник вагонно-ремонтного депо, о котором мне рассказывал дедушка? «Почетный железнодорожник» Министерства путей сообщения СССР, кавалер ордена «Знак Почета»…
О наградах мне также поведал дедушка, но, смотря на разграбленную и заросшую бурьяном могилу, я с трудом верила, что здесь покоится человек, чье имя по праву вошло в историю вагонно-ремонтного депо Сибая.
Дедушка часто доставал с полки большую зеленую книгу с красивыми глянцевыми страницами «Вагонник» - «История вагонного хозяйства Южноуральской железной дороги», в которую вписано имя Гаврилова Леонида Григорьевича. С гордостью проведя рукой по корешку, он открывал ее и рассказывал о людях, от которых зависела безопасность движения поездов от места погрузки до пункта назначения, а также безопасность перевозки пассажиров.
В 1968-м году на базе бывшего локомотивного депо Сибай был организован механизированный пункт для подготовки вагонов под погрузку сибайской руды. Спустя некоторое время по рекомендации управления ЮУЖД Леонид Григорьевич приехал из Курганской области в наш город.
Он был непосредственным начальником моего дедушки, Владимира Александровича Перескокова, и я часто слышала истории о том, каким незаурядным человеком и настоящим коммунистом был Л.Г. Гаврилов.
За чашкой чая дедушка рассказал мне:
- Леонид Григорьевич отдавал работе всего себя, не терпел «халтуры». Дисциплина в коллективе была железной. Дело свое он знал превосходно и передавал опыт подчиненным. На нем лежала ответственность по выполнению плана ремонта вагонов. Объемы ремонта были немалыми - 3 тысячи вагонов в месяц, в сутки - 100 вагонов! Механизированный вагонно-ремонтный пункт был одним из крупнейших депо на Южно-Уральской железной дороге!
- Да, забот было много, - поразилась я.
- Но у него был еще и цех эксплуатации поездов, - добавил дедушка, - который требовал особого внимания и ответственности. Перевозились тысячи тонн грузов и тысячи пассажиров.
Леонид Григорьевич отдыхал только в красные дни календаря. Он не гнушался никакой работы - занимался кирпичной кладкой, забивал костыли в шпалы, асфальтировал, благоустраивал территорию, сажал деревья.
Комплекс цехов для ремонта деталей и узлов полувагонов и контейнеров, оснащение депо вагоноремонтными самоходными машинами «Донбасс», столовая, котельная и даже спортзал - все эти дела неутомимого Леонида Григорьевича.
Когда мы с дедушкой проходим по улицам 40 лет Октября, Вокзальной, по проспекту Горняков - он не забывает вспомнить человека, который преуспел и в этой деятельности - возвел жилье для рабочих. В это же время оказывалась шефская помощь колхозам, школам, детским садам, много сделано по благоустройству города.
- А какая у него была семья? - поинтересовалась я у дедушки.
- Скромная, как и сам Леонид Григорьевич. Теперь никого из них в городе не осталось.
…На могильной табличке железнодорожника стерлась фотография, нет больше и вагонного депо - от него остались руины.
Воскресить память о человеке, который жил в Сибае, и столько для него сделал, наш долг. Дедушка призывает тех, кто знал Гаврилова Леонида Григорьевича, собраться и облагородить могилку.