Дата
Береги родной язык - живую память народа!
Сегодня, 21 февраля, отмечается Международный день родного языка
В суете современной жизни вряд ли мы задумывались над вопросом о роли языка, его важности в судьбах народов и государств, тем более, в жизни каждого из нас…
Еще до самого рождения, в утробе, ребенок слышит голос матери, начинает познавать мир, его красоту. Именно языковая среда растит человека, питает и определяет его мышление и культуру, менталитет.
Язык это орудие культуры и познания: он формирует человека, определяет его поведение, мировоззрение, национальный характер, образ жизни, сохраняет связь между поколениями.
Язык, являясь средством коммуникации, служит общению людей и одновременно является инструментом воздействия на них. Язык - это и способ формирования и формулирования мысли, способ внутреннего диалога.
Действительно, язык любого народа является не только средством коммуникации. Язык творит, создает духовную жизнь этноса. Во-первых, что не названо, то не существует в жизни. По справедливому замечанию академика Д. Лихачева, если мы не произносим слово, то гибнет стоящая за ним жизненная реальность. В результате происходит падение культуры. Во-вторых, говоря словами философа И.
Ильина, «есть закон человеческой природы и культуры, в силу которого все великое может быть связано с человеком или народом только по-своему и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада. Денационализируясь, человек теряет доступ к глубочайшим колодцам духа и к священным огням жизни; ибо эти колодцы и эти огни всегда национальны: в них заложены и живут целые века всенародного труда, страдания, борьбы, созерцания, молитвы и мысли… Человек, утративший доступ к духовной воде и духовному огню своего народа, становится духовным изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим духовным дорогам, обезличенным интернационалистом. Горе ему и его детям: им грозит опасность превратиться в исторический песок и мусор». Подобное интеллектуально-духовное свойство языка профессор А.Шадже, назвал своего рода «культурными генами».
Такие широкие характеристики языка, его важность, значимость заставляют обратить свой взор на проблемы в этой сфере лингвистов, социологов, филологов, философов, историков, психологов, политологов и др., особенно в условиях глобализации, стремительного развития технологий, потери этнического.
Национальная культура наименее совместимая с процессом глобализации сфера жизнедеятельности государств и обществ. Глобализация «отпугивает» многие страны возможностью потери этнокультурной идентичности. Таким образом, глобализация и процессы модернизации в России актуализируют проблему сохранения и развития культурного многообразия во взаимодействии с общероссийскими и общечеловеческими.
В нашей многонациональной России, где проживают более 190 национальностей, нет более чувствительной, деликатной темы, чем тема межнациональных отношений и национальных языков.
Следует отметить, что языковая политика в России основана на нормах Конституции, а также законов «О языках народов Российской Федерации» (1991) и «О государственном языке Российской Федерации» (2005).
Статья 68 Конституции РФ гласит: «1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждений республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. 3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».
Язык является зеркалом, отражающим политические, социальные, экономические изменения, с одной стороны, а с другой – на функционирование языка оказывает влияние конкретная общественно-историческая и социально-политическая ситуация. История помнит и о крайностях, которые имели место в области национально-языкового строительства. Стимулируя необходимость изучения русского языка, переводя программы обучения в общеобразовательных школах на русский язык, забывали, а точнее, игнорировали обратную сторону языковой проблемы - знание родных языков. Так, в 1934 году обучение в школах страны велось на 104 языках. Благодаря принятым в 1938 и 1983 годах постановлениям об обязательном изучении русского языка в школах русский язык фактически стал обязательным государственным языком на территории Советского Союза. В стране повсеместно сокращалось преподавание родных языков в школах, хотя постановления этого не требовали.
Русский язык, являясь языком великой культуры, стал языком общения не только для русских, но и для других народов. На русском языке мы имеем возможность общаться, познавать историю, науку и культуру разных народов. По переписи 2010 г., 138 млн чел. (99,4%) владеют русским языком.
Сегодня русский язык, хотя и обладает статусом государственного языка, нуждается в государственной и общественной защите. Так, в Указе Президента РФ В. Путина «Об основах государственной культурной политики» (2014) отмечается, что «ключевая, объединяющая роль в историческом сознании многонационального российского народа принадлежит русскому языку, великой русской культуре».
Таким образом, русский язык является не только этническим языком русских, не только средством общения с представителями разных этносов. Русский язык - общекультурная ценность, на основе которой формируется российская нация и российская национальная идентичность. Русский язык, в первую очередь, существует для нас, россиян, а свое существование и развитие получает от нас.
Русский язык вместе с тем и мировой язык, наряду с английским, французским, арабским, испанским и китайским языками, является официальным языком Организации Объединенных Наций.
По данным замдиректора Центра социологических исследований Министерства образования и науки РФ А.Арефьева, русский – единственный из 10-12 ведущих мировых языков, который на протяжении последних 20 лет утрачивает свои позиции в мире. К 2025 г., по прогнозу Центра, число владеющих русским упадет до 215 млн чел., а к 2050 г. - до 130 млн.человек.
Причины сужения ареала использования русского языка, его поддержка, а также поддержка языков народов России в развитии общего культурного и гуманитарного пространства обсуждались в работе Международного фестиваля «Великое русское слово» в рамках III международного Ливадийского форума, состоявшегося в Ялте в июне 2017 года.
Сокращение распространения русского языка в мире – это и сокращение российского влияния, как культурного, так и политического, это падение сопротивляемости глобальной культурной экспансии.
Русский язык также становится сопротивляющимся языком против англоязычной экспансии в глобальном мире, за которой – политическая и «культурная машина» США. Стать сопротивляющимся языком русский язык, по мнению Э.Макаревича, заставляет трагедия нашей действительности, заключающаяся в том, что новым поколениям россиян становится все труднее грамотно (литературно) выражать свои мысли на русском языке.
В июне 2014 г. при Президенте РФ В.Путине был создан Совет по русскому языку. В 2015 г., в мае, в Москве, на совместном заседании Совета по межнациональным отношениям и Совету по русскому языку, которое было посвящено роли русского языка и языков народов России в укреплении государственности, совершенствованию мер по сохранению и развитию национальных языков, президент В. Путин указал, что для каждого народа вопрос сохранения родного языка - это вопрос сохранения идентичности, самобытности и традиций.
В целях укрепления позиций русского языка, развития условий для его изучения в России и за рубежом Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2015 г. пролонгирована Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016-2020 гг., объем финансирования которой составляет 7604,5 млн рублей.
В ноябре 2019 года, на очередном заседании Совета по русскому языку, который прошел в Екатерининском зале Кремля, Владимир Путин отметил, что «Языковая политика для России, как и для всех многонациональных стран, - приоритет для государства и вопрос, чувствительный для всего общества. Она должна быть продуманной, сбалансированной и актуальной, отвечать современным тенденциям, чутко и гибко реагировать на их изменения». Он высказался за проведение анализа норм действующего законодательства и внесение изменений в федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» и закона «О языках народов Российской Федерации», принятых в 2005 и 1991 годах соответственно.
Приобщение человека к общечеловеческим и этнокультурным ценностям происходит в процессе образования и воспитания. Исторические особенности нашей страны ставят перед системой образования целый комплекс задач, от решения которых зависит культурное и языковое единство общества, духовная и культурная консолидация народов, подготовка личности к жизни.
Для многонациональной России поддержка и развитие языкового и культурного разнообразия - это не только вопрос сохранения этнокультурной идентичности ее народов, но и одно из главных условий и факторов обеспечения межнационального согласия и укрепления федеративного устройства страны. Дети и их родители имеют гарантированное конституционное право на свободный выбор языка обучения.
Следует отметить, что в России, в 2012 году в обучении были задействованы 89 языков, из которых-30 в качестве языка обучения, 59 как предмет изучения. В 2018 году из 105 языков народов России, 24 изучались в школе в качестве языка обучения, 81 – в качестве учебного предмета. Хотя в этом период, как показывает анализ статистических данных Министерства образования и науки РФ, в школах страны происходило сокращение количественных показателей изучения родных языков.
В Башкортостане проживают более 160 национальностей. Здесь компактно расселены башкиры, татары, чуваши, русские, украинцы, белорусы, мари, мордва, удмурты, немцы и латыши. Эти 11 языков имеют постоянную среду обитания и возможности естественного речевого общения.
Согласно закону «О языках народов РБ (1999), государственными являются русский и башкирский языки. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, 75,4% населения республики указали в качестве родного язык своей национальности. В городах, кроме этнических русских, русский назвали родным 120 тыс.татар, более 70 тыс. башкир, 30 тыс. украинцев, 20 тыс. чувашей, 11 тыс. марийцев, 8,5 тыс. мордвы. По мнению профессора Ф.Г.Хисамитдиновой, прочность русского языка в республике обусловлена тем, что он является государственным языком РФ, РБ, также является языком межнационального общения и демографически мощным языком.
В структуре населения республики по данным переписи 2010 года русские составляют 1432906 человек, то есть 36% населения. Им как государственным и родным владеют 98,7% населения республики. Доля лиц, владеющих русским языком в городской местности выше, чем в сельской. Обучение в общеобразовательных школах происходит в основном на русском языке. Процент владеющих русским языком составил: среди мордвы - 99,9, чувашей - 99, татар – 98,3, марийцев - 97,6, башкир - 96,4%.
По данным Всероссийской переписи 2010 года, в республике татарским языком владело 1063507 чел. (26,6% населения). В качестве родного признало 859525 чел. Кроме татар, родным его признали 197119 башкир. Часть татар Башкортостана родным назвали другие языки. По переписи2010 года 140405 татар признало родным русский, 6883 – башкирский языки.
Число владеющих башкирским языком по переписи 2010 г. в России составило 1152,404 чел. (0,83%), в Башкортостане - 935810 (23,4%) человек. По данным микропереписи 2015 года, владеют башкирским языком более 21%.
Из 1172287 башкир башкирский язык признали родным 881672 чел., русский язык -90302 чел., признали в качестве родного татарский – 197119.
Если в языковом поведении русские преимущественно используют русский язык, то башкиры и другие народы проявляют большую «гибкость» - используют родной и языки других народов, в большей степени характерно двуязычие.
Анализ социологических данных, проведенных в 2011 и 2017 годах Институтом социологии РАН и Институтом социально-политических и правовых исследований АН РБ, показал, что позиции и масштабы функционирования русского языка в республике по сравнению с нерусскими языками намного сильнее и шире, несмотря на то, что башкирский язык в республике имеет статус государственного. Следует отметить и факт того, что на уровень владения башкирским языком влияют такие факторы, как территория проживания (село) и возраст респондентов (чем старше представители, тем больше его используют в различных сферах и отдают предпочтение в школьном обучении). В наше время наблюдается разрыв преемственности поколений, где молодежь и среднее поколение предпочтение отдают русскому языку. Немалую роль играют и межнациональные браки.
В республике наблюдается достаточно сложная картина взаимодействия языков. Сильное влияние на языковое поведение оказывает и фактор урбанизированности. Именно в городах происходит ослабление позиций родного языка у нерусских народов.
Несомненно, языки являются важнейшим фактором продвижения на пути к устойчивому развитию и играют большую роль в распространении знаний, искусства, обеспечении качественного образования, способствует эффективной политической, экономической, социальной и культурной интеграции. По мнению профессора Х.А. Барлыбаева, согласно концепции устойчивого развития, для мирового сообщества наиболее практичным является развитие многоязычия. За последние три десятилетия были приняты различные международные правовые документы, в которых нашли отражение проблемы сохранения и развития языков как духовной ценности отдельного народа, так и достижения всего человечества.
С 2000 г. 21 февраля в мире отмечают Международный день родных языков. Эта инициатива направлена на признание и поощрение использования родной речи. В 2003 г. принятая Конвенция об охране нематериального культурного наследия объявила язык «носителем нематериального культурного наследия».
На сегодняшний день в мире насчитывается около 6 тысяч языков, из которых 80% находятся под угрозой исчезновения. Однако из них интенсивно используется лишь около 300 языков, на каждом из которых говорит более миллиона человек. По данным ЮНЕСКО через 100 лет на планете останется от 500 до 3000 языков.
Наука пока не может дать объяснения, почему одни языки исчезают, другие сохраняются. Количество носителей языка, по мнению В.Алпатова, далеко не всегда в этом отношении является решающим фактором.
ЮНЕСКО составлен список исчезающих языков, в котором находятся 2697 языков, которые поделены на 5 групп в зависимости от степени угрожающей их существованию опасности. Согласно этому списку, в Российской Федерации ниже опасной черты находятся 140 языков, из них 112 языков распространены на территории нашей страны и больше нигде. В группе уязвимых, наряду с адыгейским, белорусским, осетинским, ингушским, чеченским, абхазским, с 2009 г. вошел и башкирский язык. К уязвимым языкам относят языки, на которых разговаривают дети, но исключительно дома.
Когда-то классику башкирской литературы Мустаю Кариму журналисты задали вопрос: «Почему Вы пишете на башкирском языке, ведь произведения на русском принесли бы Вам широкую мировую известность быстрее?». Писатель ответил, что башкирский язык-это его мироощущение, мировосприятие; и даже если бы на земле осталось всего 10 башкир, он писал бы на башкирском. Мустай Карим отметил очень важную черту народного языка. Язык является и предпосылкой, и условием существования этноса. Конечно, религия, культура, территория проживания, экономические интересы тоже играют свою непреходящую роль. Но только язык придает черты духовной общности сообществу отдельных индивидов. Поэтому для сохранения любого этноса в эпоху активной объективной ассимиляции большое внимание необходимо уделять проблеме сохранения национального языка.
Мы являемся свидетелями преобразований, которые происходят в последнее время в нашей республике в деле сохранения, государственной поддержки и популяризации башкирского языка. И нужно отметить, что данный процесс - двусторонний: нам крайне важно самим осознавать важность данной работы и претворять ее в жизнь в семье, на работе, в общественном пространстве. В этом деле должна быть ярко выражена наша гражданская позиция, активность родителей и этнических сообществ.
В апреле 2019 года прошел I Всероссийский съезд учителей башкирского языка и литературы, в июне V Всемирный курултай башкир, в декабре проведенный по линии ЮНЕСКО VII международный фестиваль языков, посвященный языкам коренных народов.
14 декабря, в день башкирского языка, во время проведения стратегической сессии для руководителей курултаев районов и городов, Глава республики Радий Хабиров поддержал инициативу представителей Всемирного курултая башкир в объявлении 2020 года - Годом башкирского языка.
Безусловно, ежегодное проведение конкурсов учителей родных языков и литературы, а также выделение грантов Главы Республики Башкортостан на поддержку проектов, направленных на сохранение и развитие государственных языков Республики Башкортостан и языков народов Республики Башкортостан будут способствовать популяризации, сохранению государственного языка республики. В последние годы активизировалась работа по усилению присутствия башкирского языка в киберпространстве, популярна в народе «Башкирская Википедия», создан и функционирует Национальный корпус башкирского языка, машинный фонд башкирского языка. Фондом по сохранению и развитию башкирского языка разработаны мобильные приложения для смартфонов на башкирском языке: приложения и для детей «IQ БалаБаш», для более взрослых «Инофонбаш» и игра «Эллэсе»
Конечно, в условиях модернизации современной системы образования в вопросе обучения своих детей родным языкам за родителями не последнее слово. Многие из них полагают, что изучение русского, башкирского, английского или немецкого – это большая нагрузка для ребенка. Везде и всегда нужен рациональный подход. Будет несправедливо, если кто-либо из нас решит, что изучение иностранного или русского языка для нашего ребенка будет лучше, чем изучение родного. Изучение языков полезно для психического здоровья ребенка, об этом говорят ученые. Чем большим количеством языков будет владеть ребенок, тем оно оказывает не вредную психологическую нагрузку, а полезную, так как активизируется система высшей нервной деятельности человека.
С принятием в 2018 году Государственной Думой федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 14 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который закрепил обязательность изучения и свободный выбор учениками и их семьями родного языка, в том числе русского языка как родного языка, начался современный этап развития этноязыкового образования, однако его реализация также может привести к неоднозначным последствиям, к «уходу» от национальных языков. Поэтому учеными-социолингвистами, филологами, педагогами отмечается необходимость разработки современной стратегии и концепции развития этнокультурного (этноязыкового) образования.
Родной язык - это целый мир, живая память народа, его душа, его достояние. Сегодня для нас важно и необходимо объединить усилия со стороны государства, образовательных, научных и культурных институций, общественных организаций и направить их на реализацию новых возможностей по сохранению, развитию и популяризации родных языков народов России.
Альбина ЯРМУЛЛИНА,
директор историко-краеведческого музея г. Сибая,
кандидат исторических наук.