Мурит Хасанович родился в деревне Семяново Баймакского района самым младшим ребенком в многодетной семье. Его отец, Хасан Аетбаевич, - единственный мулла на пять близлежащих деревень, был уважаемым человеком. Выпускник школы Мурит Аминев по направлению от военкомата приехал в Сибай для учебы в автошколе, но через две недели его отправили домой, ссылаясь на отсутствие прав категории «А» и удостоверения тракториста-машиниста, которое в Билаловской средней школе, где учился наш герой, не выдавали. Тем не менее настырный парень не стал возвращаться в родную деревню, а поехал к старшим братьям в соседний Магнитогорск, отучился там на права категории «А» и продолжил обучение в Сибайской автошколе, но уже по категории «С». Как вспоминает Мурит Хасанович, за 12 минут решил без ошибок 120 билетов, и преподаватель Александр Александрович Овчинников им был очень доволен. Рассказывая про армию, наш собеседник делится, что после учебки в г. Куйбышеве, получив первоначальное воинское звание младшего сержанта, продолжил службу в Польше, где каждые полгода его направляли на 1,5-2 месяца обучать вновь призванных в ряды Советской Армии. Во времена Советского Союза призывали молодых людей со всех союзных республик, и ему приходилось обучать не только военной подготовке, но и русскому языку, а некоторым даже объяснял, как пользоваться зубной щеткой. После демобилизации Мурит Хасанович устроился водителем в совхоз «Суванякский». Механик предоставил ему на выбор автобус «Кубань», стоявший в нерабочем состоянии на стоянке гаража села Темясово, который облюбовали местные козы, или автомобиль «Колхида» - без двигателя, но с прицепом без колес. К слову, раньше многие управляли транспортными средствами без соответствующих категорий, и у Мурита Хасановича была возможность договориться об исключении из правил, благо один из братьев работал секретарем парткома в соседнем колхозе Баймакского района, но отец нашего собеседника настоял, чтобы все было по закону, и рекомендовал сыну пройти обучение на необходимые категории «Д» и «Е». Поэтому он снова поехал в Сибай, и преподаватели автошколы, помня умного и целеустремленного курсанта, сразу зачислили его в две группы.
Для получения более подробной информации Мурит Хасанович пошел в РЭГ (учреждение располагалось на улице Маяковского в здании нынешнего паспортного стола). Командир взвода заметил его возле доски объявлений и стал расспрашивать, что к чему. Выяснив, что у парня за плечами служба в армии, имеются права категории «С», пригласил на работу в ГАИ. Наш собеседник тепло отзывается о своих наставниках - Владимире Ивановиче Кобякове, Геннадии Тимофеевиче Смирнове (ныне покойный), Владимире Ильиче Грибко, которые помогли в его становлении как профессионала.
- Мурит Хасанович, сейчас, чтобы устроиться в систему внутренних дел, приходится проходить многочисленные проверки, медосмотры. Раньше было проще?
- Я бы не сказал, что было проще. Когда я написал заявление на трудоустройство, после прохождения медосмотра и всевозможных тестов в Уфе мне сказали ждать звонка. Ожидание - всегда тревожно, а тут еще в деревню приехал командир взвода на служебной машине, расспрашивал обо мне у соседей, брал характеристику с совхоза, сельсовета. В деревне же все на виду, тут пошли слухи обо мне, якобы что-то натворил. Долго меня согласовывали, где-то 1,5-2 месяца, и я написал заявление, что трудоустраиваться в ГАИ не буду, подумал - будет проще уехать в Магнитогорск и пойти на комбинат, как и старшие братья. На следующий день в деревню приехал начальник ГАИ Михаил Иванович Ляпустин, поговорил со мной, с родителями, с братом, привез мое заявление об отказе от трудоустройства и сказал «выбросить в печку и через три дня, в понедельник, быть на работе».
- Какую первую машину вам выдали в ГИБДД?
- В 1984 году в ГАИ было всего две машины, одна - у начальника, вторая - у командира взвода, мы с коллегами ходили пешком. Как и нынешние инспекторы ДПС, мы работали в любую погоду, выписывая протоколы за нарушение прямо на улице или в будке на ж/д переезде, или в диспетчерской «Водоканала». Позже нам стали выдавать служебные мотоциклы «Урал», списанные из батальона ДПС ГАИ Уфы, после капитального ремонта. Это расценивалось, как поощрение за успешную работу, и все, кому доставались такие мотоциклы, были на седьмом небе от счастья. Мне такой мотоцикл выдали где-то через год-два службы. Брюки-галифе, до блеска начищенные хромовые сапоги, белоснежная портупея, белые краги - в общем, считал себя настоящим красавцем.
- Как ваши близкие отнеслись к тому, что вы поступили на службу в ГАИ?
- В целом спокойно, ни среди братьев и сестер, ни среди сельчан служащих в органах внутренних дел не было. Отец строго-настрого наказал ни в коем случае не брать денег. Его я понял буквально, поэтому даже первую зарплату не хотел получать. Первый месяц как стажер стоял на перекрестке без формы, с повязкой дружинника, сам протокол не выписывал, значит, о какой заработной плате могла идти речь… До сих пор помню, вызывают в бухгалтерию для получения зарплаты, а я под любым предлогом не иду. В итоге начальник ГАИ Ляпустин поручил Кобякову хоть в наручниках, но привести меня в бухгалтерию, при нем расписаться в ведомости получения, чтобы не задерживал работу бухгалтерии.
- Чем запомнилась работа в РЭГ? Сейчас сложно представить любую деятельность без компьютера, а вы как справлялись?
- Действительно, раньше была куча бумажной документации и печатные машинки. В нашем отделе по номенклатуре дел приходилось вручную заполнять более 12 журналов. И зачастую это сказывалось на отсутствии свободного времени для семьи. После работы постоянно приходилось задерживаться. Например, каждый квартал отрабатывали информацию по угнанным и похищенным автомобилям и мотоциклам. Приходила информация с заводов- изготовителей со всей страны, у каждого завода своя линейка: ЛиАЗ, ЛАЗ, КамАЗ, ВАЗ, «Иж», «Таврия», ПАЗ, «Днепр», «Восход», ЗИЛ, «Москвич», «Урал» и другие, и необходимо было сверить технику и внести записи в соответствующие журналы. Также приходилось принимать экзамены на категории «В», «ВС», «Д», «Е» в СПТУ в Хайбуллинском, Баймакском, Абзелиловском, Зилаирском районах. Представьте, в каждой группе не менее 30 человек, плюс те, кто приходил сдавать повторно. Там на месте сразу выписывали удостоверения. В один ряд ставились парты, курсанты с хорошим почерком помогали мне заполнять документы. Один записывал в журнал выдачи удостоверений, второй заполнял свидетельство об окончании курсов, третий вклеивал фото в бланк удостоверения, четвертый вносил данные в экзаменационную карточку, пятый выписывал удостоверения. При том, что их нужно было заполнять только черными чернилами. Домой я часто возвращался к полуночи.
- Многие жалуются на сложность сдачи практического экзамена на вождение, во время вашей службы были курсанты, которые пересдавали по нескольку раз?
- Я сразу знал, сдаст курсант экзамен или нет - при подходе к машине, как садится, заводит, как открывает и закрывает дверь… Помню, была одна пожилая женщина, которая сдавала вождение 27 раз. Мне было жаль ее, но наличие прав подвергало бы опасности других участников дорожного движения, поэтому пожалеть и просто поставить никак не мог. Одна женщина призналась, что боится милицейской формы и поэтому никак не может сдать практический экзамен. Она попросила у меня форму: фуражку и рубашку, чтобы, повесив дома на сутки, привыкнуть и морально подготовиться. Пришлось подарить ей пилотку и совершенно новую рубашку с погонами, но с одним условием, чтобы под видом милиционера дежурить на трассу не выходила. Позже она рассказывала, что дошла до фотосалона и очень радовалась, что форма ей идет.
- Не секрет, что с представителями ГИБДД всегда пытаются договориться, как вы к этому относитесь? Что вам такого необычного предлагали?
- Да, бывали разные случаи, но я всегда помню наказ отца не брать денег, не обманывать, быть справедливым и честным. Тем не менее случай со взяткой меня тоже косвенно коснулся. Однажды вызывает начальник, а у него сидит человек казахской внешности. Начальник спрашивает у него, показав на меня: «Он?» Тот казах очень внимательно, пристально и долго на меня смотрит, а потом отвечает: «Нет, не он». Начальник ему: «Я же тебе говорил, что он не такой, он никак не мог так поступить!» Оказывается, какой-то мужчина, внешне на меня похожий, представившись мной, дважды ездил к нему в гости в Кизильский район, уезжал от него с гостинцами, обещая сделать его сыну права. Потом мы выяснили, кто это был, он и сейчас живет в Сибае, если встречаемся, иногда подшучиваю над ним: «Как дела, инспектор Аминев?» Писать заявление, чтобы привлекать его к ответственности не стал, пожалел.
- Расскажите о вашей семье.
- Мы с супругой, Мавдигой Зайнагабдиновной, дружили с 8 класса, учились в одной школе, в параллельных классах. Я жене очень благодарен, вырастили сыновей Рамзиля и Ильгиза. Ей доверяю все, кроме одного, - форму глажу сам. Сейчас подрастают внуки Ислам и Амалия. Очень рад, что живы и здоровы мои родные братья и сестры. Самая старшая сестра живет в деревне Кидрасово Абзелиловского района, она мать- героиня, воспитала и вырастила 10 детей, недавно ей исполнилось 85 лет. Два брата живут в Магнитогорске, другие братья и сестра - в деревне Билалово Баймакского района, один брат - в доме родителей. Любим собираться в родовом гнезде, это место силы, где получаем заряд энергии и положительные эмоции.
- Чем любите заниматься в свободное время?
- В свободное время помогаю жене по огороду и в саду. Помню, отец держал лошадь, мать делала кумыс не на продажу, а для семьи, всегда угощала соседей, односельчан, поэтому в детстве любил лошадей, на сабантуях на конных скачках занимал призовые места. Раньше действовал Закон от 1938 года «О государственном налоге на лошадей на единоличных хозяйствах», согласно которому ежегодно нужно было платить налог или готовить сенаж, примерно 3 тонны. Для выполнения нормы вручную косили много сена. Как-то, чтобы немного прибавить веса сдаваемому сенажу, подвесил две канистры с водой на телегу снизу, отец, заметив, пристыдил, велел убрать и напомнил, что честность превыше всего.
- Что пожелаете коллегам?
- Ветеранам органов внутренних дел и внутренних войск, всем сибайцам желаю крепкого здоровья, благополучия и мирного неба!
- Мурит Хасанович, благодарим вас за содержательную беседу и желаем вам профессиональных успехов в работе!
Фото автора