В годы войны папа был в тылу на партийной работе, у него была бронь. По существующему положению таких работников часто направляли на новые участки, чтобы не было коррупции. Поэтому в первом классе я училась в Архангельской школе, во втором классе - в Инзере. Родители жили в деревне Усмангали, а я пешком через лес ходила в Инзер одна. В лесу водились и волки, и медведи. Однажды на берегу реки Инзер нашу корову задрал медведь. К счастью, с третьего класса до окончания 7-го, а потом и педучилища, я училась в Белорецке.
В первый класс я пришла, не зная ни одного слова по-русски, до этого мы жили в башкирской деревне. Поэтому к третьему классу были проблемы с обучением. Анастасия Константиновна приложила много усилий, чтобы я стала успешно учиться, занималась дополнительно по русскому языку и чтению. Сблизил меня с ней один случай. Как и все дети, на перемене мы бегали по школе. Занимались на втором этаже, а с подружкой добежали до четвертого. И я увидела, что наша учительница стоит в коридоре со своей коллегой и плачет. Мы сразу притихли и вернулись в класс. Каково же было мое удивление, когда Анастасия Константиновна пришла со звонком в кабинет, спокойная, без слезинки в глазах и ровным голосом провела урок. Учились мы тогда в четвертом классе, а было это 9 мая 1950 года. Тогда День победы еще не был выходным. Тогда я поняла, что учитель должен быть сдержанным, уметь управлять своими чувствами.
Когда Анастасия Константиновна взяла очередной первый класс, а я училась в пятом, она пригласила меня пионервожатой к своим первоклашкам. Вот когда она, скорее всего, увидела, что мне надо учиться на учителя. Мы общались и все последующие годы: мне она доверяла проверять тетради своих учеников, писать прописи букв и цифр.
Тогда я уже училась в седьмом классе, и снова 9 мая Анастасия Константиновна была печальной. Она пригласила меня к себе домой пить чай и рассказала, что именно в этот день 1945 года в Берлине убили ее мужа. Она осталась для меня не только учителем, но и наставником на всю жизнь.
В 1959 году мой муж, Хуснутдин Хайбуллович Хамитов, привез меня в Сибай. Работать меня приняли в школу №2. Здесь я познакомилась с заместителем директора Надеждой Ивановной Карповой. Все, кто прошел школу Надежды Ивановны, помнят ее анализы уроков, методические рекомендации, навыки педагогики, которые она доходчиво и настойчиво доводила до учителей. Урок протяженностью в 45 минут она могла анализировать два часа, подмечала все: как одет учитель, какая у него речь, каждое движение, каждое слово, взгляд - ничто не ускользало из ее поля зрения. У нее я научилась методической работе, что помогло мне в будущем.
Наша школа занималась в три смены: с 8, 12 и 16 часов. И когда построили школу №7, многие классы первой, второй, шестой школ были переведены туда. Первым директором был назначен Ишбулды Лутфуллович Рысмухаметов.
В школе №7 учителем математики работала Инза Ахметовна Ишкуватова. Высокая, стройная, спокойная речь, ровный голос - все располагало в ней к общению. Мы, молодые учителя, внимательно слушали ее выступления на педсоветах. Она говорила о необходимости преемственности в воспитании и обучении учащихся, готовить их к обучению в средних классах: дисциплинированность, внимание на уроках, усидчивость, доброжелательность друг к другу - все это должно закладываться с первого класса. Много хорошего коллектив школы перенял от стиля работы Инзы Ахметовны. Когда я набирала новый первый класс в 1963 году, своего сына она привела ко мне. Она же дала мне рекомендацию в члены КПСС. Это было доверие, которое я старалась оправдать. Так в начале моей трудовой деятельности появился еще один хороший наставник.
Многим коллегам была наставником Анна Павловна Тарасова, которая 37 лет работала директором школы №4. Ее требовательность к себе и другим учителям воспитали многих, из стен школы вышло множество известных в будущем руководителей: М.С. Тагиров, В.Ф. Новосадов, С.М. Хайбуллина, К.З. Галимова, Н.Ф. Буркина, Л.А. Нагаева, Ф.Х. Ибрагимова. Я проработала с Анной Павловной 14 лет: учителем географии и заместителем директора. Под руководством Анны Павловны школа была башкирско-русская, в ней учились дети из поселков Горный и Золото. В социалистических соревнованиях с другими школами четвертая школа часто занимала призовые места по кабинетной системе обучения, по успеваемости учащихся и качеству обучения, по туристическо-краеведческой и спортивной, и шефской работе производственных бригад. Анна Павловна была примером трудолюбия, настойчивости, целеустремленности, хорошим наставником и для учеников, и для учителей.
Образец работы классного руководителя показал и Хуснутдин Хамитов. Когда я приехала в Сибай, у меня был стаж работы два года в начальных классах, а у него 8 лет и работа классным руководителем в старших классах.
Внеурочная работа: вечерние занятия в спортзале, туристические походы, поездки в выходные дни в соседние села и деревни с концертами учащихся, шефская работа на предприятиях - все это мне пригодилось в будущем. До сих пор одна из его учениц Нина Буркина с восторгом вспоминает, какой классный был их классный руководитель.
У каждого на работе и в жизни есть свой наставник, и, как правило, он оставляет уроки доброты, уважения и хорошие воспоминания.
Фания ХАМИТОВА,
ветеран педагогического труда.