Самых честных правил…
Здесь многое нельзя было: плохо учиться, не выучить уроки, лениться, пропустить занятия, неряшливо одеваться, а уж тем более грубить, курить, пить…Наши студенты, как и наши учителя, были образцовыми, пожалуй, лишь за редкими исключениями. По-другому и не могло быть в учебном заведении, которое готовит будущих учителей.
По понедельникам у нас были линейки, совсем не формальные, как может показаться сегодняшним ребятам. Все чин по чину - старосты групп отчитываются, дежурные докладывают, учителя информируют. Опаздывать - против правил. И в кабинетах, когда шли занятия, стояла тишина. Мы не то, чтобы боялись педагогов, вовсе нет. Это же были наши будущие соратники и коллеги. Обожали и обожествляли всех, начиная с директора Бадри Мужавировича Мамбеткулова и завуча Надежды Ивановны Карповой, а также преподавателей - Татьяну Александровну Палагичеву (география), Вилю Халимовну Султангильдину (психология), Розу Шагивалеевну Аллабердину (математика), Лену Гусамовну Абдрахманову (русский язык и литература), Асхата Минигалиевича Шакирова (физика), Зилю Рахметовну Халимову (химия), Михаила Васильевича Медведева (музыка)…
Еще со школьных лет (школа №2) за мной тянулся след успешной «сочинительницы», и, понятное дело, русский язык и литература оставались для меня главными предметами, а сочинения - любимым занятием. Мне не стоило труда настрочить кому-то сочинение или изложение, или даже за кого-то подготовить пересказ главы повести или романа классика. Это был мой конек. Обожала диктанты по русскому! Я и сегодня русский язык знаю лучше самих русских, как часто мне говорят коллеги. Но сожалею, что с родным-то языком гораздо слабее. И в этом отношении восторгаюсь Семеном Николаевичем Черновым, который учился курсом ниже в башкирской группе и прекрасно владел обоими языками.
По душе были уроки истории, физики, химии, по которым брала, кажется, упорством; упивалась уроками музыки, хотя лично мне медведь на уши с рождения, похоже, наступил. Тогда впервые появился в педучилище молодой преподаватель Михаил Васильевич Медведев и руководил в актовом зале хором. Не знаю, что это было, но как только мы хором запевали песню «Данко», нас с подругой забирал безудержный смех. И ведь песня-то грустная, а мы хохочем. Преподаватель, наверное, имел право выставить нас из зала, сделать замечание. Но он не делал этого, пока нам самим это не надоело.
Класс игры на баяне вел Марс Ваганович Казыханов. Поскольку он был совершенно незрячий, некоторые девчонки умудрялись играть друг за друга. Но я так думаю, что он все равно чувствовал это, ведь у незрячих особый слух. Мне на это никогда не хватило бы смелости. Тем более что преподаватель был лоялен ко всем нам - отлично играющим и не совсем способным.
А вот по некоторым предметам лично у меня был ступор, да такой, что неловко вспоминать. С трудом давались уроки кройки и шитья. А учителю начальных классов, говорили нам здесь, все надо уметь, а еще потом всему этому учеников научить. Пошитые мною фартук, юбка, сарафан вызывали дружный смех в группе, и только наша уравновешенная Роза Калимулловна Искужина подбадривала, говоря, что «совсем не плохо получается». То же самое говорил и Ахмет Ахметович Кужахметов на уроках труда, и Анатолий Федорович Тесля на уроках рисования...
И уж совсем не нравилась физкультура! Помню, как Василий Петрович Петрищев, зная, что у меня почти одни пятерки по другим предметам, припугивал: «Вот поставлю тебе тройку в диплом, и «козла» у меня перепрыгнешь, и на лыжи встанешь!». До сих пор не понимаю, зачем девчонкам надо было через «козла» перепрыгивать… Так и не дружу с гимнастикой, не хожу по бассейнам и стадионам. Уж простите меня, физруки.
Наша классная была самой классной
Нашей группе крупно повезло: классным руководителем была совсем молодая Тамара Афанасьевна Калинина, учитель истории. Мало того, что поголовно все влюбились в ее предмет, она не ограничивалась только им. Она вводила нас в мир искусства, поэзии, музыки. Есенинские вечера, организованные ею, запомнились на всю жизнь. У меня сохранились блокноты со стихами любимого поэта - тогда трудно было найти томики стихов Есенина, и мы переписывали их друг у друга, заучивали. Открытый Тамарой Афанасьевной Клуб интересных встреч (КИВ) подарил нам знакомство с самыми замечательными людьми нашего города. Одна из таких встреч и стала для меня доброй «разлучницей» с профессией учителя.
На втором курсе к нам пришли работники редакции, чтобы пригласить сотрудничать с газетой. До этого я уже много писала туда - про классные часы и учителей, про Есенинские вечера поэзии и заседания КИВ. После встречи десять девчонок из группы начали посещать школу рабкоров при редакции. Из-за загруженности, связанной с учебой и практикой, сокурсницы одна за другой отсеялись. Упорно продолжала писать в газету только я одна…
Когда без пяти минут дипломированного педагога «сосватала» редакция, реакция педагога Т.А. Калининой была предсказуемой: «Как?! Мы четвертый год готовим тебя в учителя! Ты прошла на отлично педпрактику! Почему мы должны отдавать почти готового специалиста? А родители твои знают об этом? А сестры-учителя что говорят? Ты одна решила поломать всю вашу семейную династию? - И как последний аргумент, выпалила:- Что скажет наш директор? Ведь мы тебе каждый месяц стипендию платили!» Тамара Афанасьевна была человеком эмоциональным, но едва острота чувств притупилась, она со вздохом отмахнулась от извинений: «Иди, иди уже! Учись дальше. Получи диплом - и лети на все четыре стороны!»
Так случилось, что я «улетела» в газету раньше, до госэкзаменов, по просьбе редактора. Каким-то образом два руководителя - директор педучилища Бадри Мужавирович Мамбеткулов и редактор газеты Роберт Абдуллович Нагаев, мудрейшие люди, пришли к консенсусу. Первый, вероятно, увидел, что я очень «хочу», а второй - что «могу». Так что последние полгода учебы студентка (в ту пору Мухаметкулова) уже заканчивала заочно, чем, возможно, открыла первую страницу заочного обучения в педагогическом училище. Почему так произошло, есть нечаянная заслуга педагогов, той же Тамары Афанасьевны. Это ведь она инициировала встречу с коллективом журналистов.
Со своим классным руководителем я была на связи практически до последних дней ее жизни. После Сибая они с супругом Евгением Петровичем, проработав в Эрдэнэте, вернулись на родину и уже жили в Учалах. У меня сохранились пачки писем с монгольским почтовым штемпелем от моей учительницы, которая делилась со мной самым сокровенным. «Предмета, который я вела всю свою жизнь, теперь нет, и страны, из которой мы уезжали, тоже», - писала она мне с грустью и отчаянием. Мне удалось помочь ей устроиться на работу в учалинскую редакцию, где она легко освоилась, освещая вопросы образования, и даже стала призером в одном из конкурсов СМИ. Такого учителя не забудешь - ни через год, ни через десятилетие, никогда.
Помнить только добрые влияния, добрые пересечения судеб…
Редкий раз заглядывая в родное педучилище уже по завершении учебы, с радостью обнаруживала разительные перемены - во всем. В одеждах студентов, в их креативном мышлении, в неожиданном ультрасовременном дизайне кабинетов и залов. Не раз видела преемника Бадри Мужавировича – Хуснутдина Хайбулловича Хамитова, наравне со студентами бегающего за мячом в спортзале, радовалась появившимся во дворе теплицам… Время привнесло много добрых новых перемен!
С годами все мы анализируем свою жизнь. Вот и думаю я - не оставь учительскую стезю, педстаж нашей большущей многодетной семьи перевалил бы далеко за двести лет. А теперь вот - за минусом моего полувекового журналистского стажа он составляет 180!
Низко кланяюсь тем, кто готовил меня в учителя, кто выводил нас в мастера. Уроки, полученные в стенах педучилища, всю жизнь благотворно влияют на меня. Даже опыт работы пионервожатой в лагере «Орленок» с однокурсницей Лилией Кравченко много раз выручал при организации наших журфестов и слетов. Затрудняюсь назвать число тех, для кого сама стала наставником и учителем в журналистской профессии - они сегодня трудятся по всей республике и даже за ее пределами. Этим живу по сей день, следуя простым заветам своего классного учителя: «Надо помнить только добрые влияния, добрые пересечения судеб».
Мавлида ЯКУПОВА,
ответственный секретарь Союза журналистов РБ,
заслуженный журналист России, почетный гражданин г. Сибая.