+9 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Образование
7 Июля 2023, 15:50

Огнем зажигала сердца, теплом согревала души

Учитель начальных классов школы №8 Татьяна Васильевна Баскакова 44 года своей жизни посвятила педагогическому труду и практически только и жила школой и своими учениками. Сейчас ей 64 года, и она, закругляя очередной учебный год, решила уйти на заслуженный отдых.

Огнем зажигала сердца, теплом согревала души
Огнем зажигала сердца, теплом согревала души

Коллеги попросили на прощанье написать про нее статью и отправили сухие биографические данные: 1958 года рождения, в 1979 году окончила Магнитогорское педагогическое училище по специальности «Учитель начальных классов». Работает в школе №8 с 1979 года. Общий стаж педагогической работы 44 года, имеет высшую квалификационную категорию. За добросовестный труд и плодотворную работу награждена почетными грамотами Республики Башкортостан (1993 г) и Российской Федерации (2021 г.). А еще благодарственные слова от учеников и их родителей.

А мне захотелось написать о Татьяне Васильевне хорошую, душевную статью, ведь эту прекрасную женщину я знаю давно. Поэтому решила связаться с ней и поговорить о нелегком труде педагога, смысле жизни, моральных ценностях. Оказалось, что она после операции лежит в больнице, и, хоть ей было тяжело говорить, Татьяна Васильевна все же рассказала о себе и обо всем. Давно я не встречала таких преподавателей, которые настолько любят свою работу и детей.

- Мы же люди советской закалки. За 44 года работы в школе я ни разу не допустила опозданий на урок, на больничном почти не была, - тихим голосом начала рассказывать учитель. - Девичья фамилия моя - Истягина. Родилась 23 октября 1958 года в деревне Казанка Баймакского района в многодетной семье. Была пятым ребенком, самой младшей. Отец был управляющим совхоза, а мама - домохозяйкой. В деревне всегда была работа: гусей пасти, овец и коров встречать, картошку сажать, полоть и копать. В школе училась хорошо, была ответственной, пунктуальной, после окончания школы поступила в педучилище. В 1977 году вышла замуж. Родила дочь и сына. Есть внучка и внук, которые выбрали профессию медиков. Увы, никто не пошел по моим стопам.

- Как можно в одном месте отработать столько лет? - перебиваю я ее.

- Вот сейчас в больнице лежу, уважаю труд врачей и медсестер, но на их месте я бы никогда не оказалась, очень боюсь крови. С малых лет хотела стать учителем и осуществила свою мечту. Родители мной гордились. Сраслась моя жизнь с 8-й школой, судьба, наверное. По молодости уходила ненадолго в киносеть, но после декрета все равно вернулась в родные стены. Не могу без детей. Мне 64 года, а я считаю себя молодой, душа-то не стареет. В этом «виноваты» дети. Они дают такой заряд, закал. Как в той притче об учителе. Когда родился учитель, к его колыбели спустились три феи: «Ты будешь вечно юн, потому что с тобой всегда будут дети. Ты будешь красив душою, потому что всю жизнь будешь учить детей прекрасному. Ты будешь счастлив, так как твои руки будут согереты теплом детских рук». Честно скажу, с ребятами я оживала, молодела с каждым годом, - продолжила она, немного отдохнув. - Учителя начальных классов - особый народ в учительской среде. Мы занимаемся самой деликатной, важной и ответственной работой: буквально за ручку переводим детей через бурный поток школьной жизни, в котором они оказываются, придя в первый класс. Только от любви учителя зависит, с каким багажом знаний и нравственных ценностей пойдет ребенок во взрослую жизнь.

Школа - это не здание и не учебные предметы, а лица, характеры, личности учеников. Учитель смотрит на них, и ему кажется, что это не они пару лет назад с трудом находили дверь своего класса, не они путали звонки с урока и с перемены. Учителю необходимо знать, что он нужен своим ученикам здесь и сейчас, чтобы вселять в них уверенность, просто улыбнуться всем и сказать: «Здравствуйте!»

Важным условием в сохранении душевной близости с учениками является школьная атмосфера, психологический климат в классе. Ведь класс для ребенка должен стать семьей, где он чувствует себя равным среди других детей, защищенным, где ему уютно и тепло. Роль учителя здесь ключевая, и она огромна. Это учитель, как мать, наводит порядок, мирит драчунов, слушает и переживает с детьми их приключения, справедливо наказывает и жалеет.

Любовь учителя к детям должна быть без каких-либо условий. Любить ребенка безусловно - значит любить его независимо ни от чего. Независимо от внешности, способностей, достоинств, недостатков, плюсов и минусов. Это, конечно, вовсе не означает, что учителю всегда нравится его поведение. Безусловная любовь означает, что любить ребенка мы должны, даже если его поведение вызывает у нас неприятие. Особая сфера проявления коммуникативных способностей педагога - умение применять поощрение и наказание с целью воспитательного воздействия на ученика. Если поощрения и наказания справедливы, они стимулируют стремление воспитанника к успеху, к достижениям.

Татьяна Васильевна гордится своими учениками, ведь все они нашли свое место в жизни, состоялись как личности, получили профессии и без устали трудятся во благо нашей родины. Обзавелись семьями, растят детей. И это самое главное для учителя. Но особо она гордится своей ученицей Ольгой Власовой, которая пошла по стопам своего педагога и стала учительницей начальных классов. Из последних выпусков Вадим Суюшев учится в вузе при МВД. Кстати, председатель городского Совета г. Сибая Владимир Косарев тоже ее ученик. Таких выпускников много, всех их не пересчитаешь.

- Почти полвека вашей жизни посвящены просвещению школьников. Как вы считаете, оценен ли ваш труд по достоинству?

- Я еще в начале беседы сказала, что воспитана в духе социализма. При социализме коллектив оценивал труд, поощряли по заслугам. В те времена мы были молодыми, старшие учителя имели российские звания. Когда уже сами дошли до такого солидного возраста, страна развалилась, моральные устои устарели. Я не могла сама себя выдвигать на высокие звания. Даже звание ветерана труда не смогла оформить, законодательство меняется без конца.

- Что вы хотите пожелать тем, кто, несмотря ни на что, выбирает профессию педагога?

- Первая учительница является своего рода второй мамой, готовой прийти на помощь в трудную минуту любому ребенку. Каждый учитель должен обладать особыми личными качествами, которые помогут легко найти контакт с детьми и коллегами. Среди них доброжелательность, внимательность, чуткость, профессионализм, забота о ближнем. Все это помогает воспитать и сформировать характер человека, в руках которого будущее нашей страны. Настоящий педагог любит своих учеников не на словах, а на деле.

Успех работы учителя складывается из успехов его учеников, а они бывают разные. Один рабочий день приносит огромную радость и удовлетворение, другой - разочарование. Но это и есть стимул к дальнейшему движению, к росту своего педагогического мастерства.

Работая с детьми, учителю надо суметь добиться того, чтобы они гордились им и радовались ему,  создать благоприятную и доброжелательную обстановку в классе, в которой легко реализовать свой талант педагога и раскрыться потенциалу любого ученика.

- Как вы себе представляете заслуженный отдых? Чем будете заниматься?

- Отдыхать, наслаждаться жизнью. Буду жить и радоваться каждому дню и часу. Займусь здоровьем. А на первое сентября обязательно в школу пойду, но уже в качестве гостя.

Гульдар КАДАЕВА.

Автор:Людмила Ильязова
Читайте нас: