-17 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Новости
18 Декабря 2019, 12:40

Будущее — за поколением Z: как подростки развивают бизнес при помощи соцсетей

Сегодня подростки не представляют своей жизни без интернета — любимые блоги, вайны и подкасты есть почти у всех. А кто-то из вчерашних школьников или студентов идет дальше и начинает заниматься бизнесом, используя свой аккаунт. Корреспонденты портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является ТАСС, поговорили с юными предпринимателями, которые развивают свой бизнес при помощи социальных сетей.

Корреспонденты портала "Будущее России. Национальные проекты" выясняли, как социальные сети помогают подросткам создавать свой бизнес и зарабатывать

Сегодня подростки не представляют своей жизни без интернета — любимые блоги, вайны и подкасты есть почти у всех. А кто-то из вчерашних школьников или студентов идет дальше и начинает заниматься бизнесом, используя свой аккаунт. Корреспонденты портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является ТАСС, поговорили с юными предпринимателями, которые развивают свой бизнес при помощи социальных сетей.

Маски в Instagram

Восемнадцатилетний Миша Двощанский из Стерлитамака (Башкирия) начал зарабатывать уже в 14 лет: первый доход — 1 тыс. долларов — ему принесла программа, написанная для интернет-магазина родителей. Получать деньги за собственные проекты парню настолько понравилось, что дальше он стал заниматься фрилансом в свободное от школы время.

После десятого класса Миша, работая на удаленных проектах, мог зарабатывать до 80 тыс. рублей в месяц. В это же время он увлекся Instagram, где обратил внимание на популярность так называемых масок — нового инструмента самовыражения с использованием дополненной реальности.

"Так, пользователи выкладывали в свои Stories (короткие видео или фото с ограниченным сроком публикации о том, что происходит с автором блога прямо сейчас) лица с кошачьими ушками, светящейся кожей, большими глазами и так далее. И если раньше маски были только от Instagram, то в 2018 году стало намного интереснее: компания открыла доступ к платформе для сторонних разработчиков. Как-то я увидел одну классную маску и вдохновился — решил попробовать создать что-то оригинальное для своих подписчиков", — вспоминает Двощанский.

Одним из первопроходцев, начавших создавать собственные маски независимо от разработчиков Instagram, стала digital-дизайнер Джоанна Ясковска. Пользователей вдохновляют ее маски, способные превращать лицо в переливающийся глянец. Одни маски создают эффект золотой пудры на лице (на этот проект дизайнера вдохновил незаконченный фильм "Ад" французского режиссера Анри-Жоржа Клузо), другие — впечатление глянцевого пластика разной степени плотности. Миша надеялся повторить успех Джоанны.

"Я написал Джоанне сообщение с просьбой подсказать, какой программой она пользуется для создания масок. Она не ответила, и я просто погуглил, скачал нужную программу и за одну ночь создал маску "безысходности" — глиттерные слезы из глаз", — рассказывает молодой разработчик.

Подавая заявку на свою первую маску, парень не питал особых надежд относительно быстрого одобрения. Однако уже через две недели от соцсети пришло сообщение, что его маска добавлена на платформу.

Фото Михаил Терещенко/ТАСС

Благодаря ей Мише удалось привлечь в свой профиль 2 тыс. подписчиков. Затем он начал создавать маски на постоянной основе, что в совокупности принесло ему 4,5 млн подписчиков, ведь при использовании маски в левом верхнем углу рядом с названием высвечивается ссылка на аккаунт создателя. Таким образом, Stories любого человека с авторской маской становится рекламой аккаунта разработчика.

"Сама социальная сеть не платит за маски — она лишь приносит аудиторию, которую можно монетизировать. Например, этим летом я заключил рекламный контракт с одной индонезийской компанией на 5 тыс. долларов. И еще сделал несколько масок для своих частных клиентов. В итоге за лето я заработал около 500 тыс. рублей", — говорит он.

Миша рассматривает создание масок как основной вид своего предпринимательского дохода. Родители его поддерживают — для них нет ничего удивительного в том, что сын зарабатывает деньги в интернете, ведь у него была тяга к компьютерам с раннего детства. Свой бизнес Миша считает высокотехнологичным — несмотря на открытую пользователям площадки возможность создавать свои маски, популярные и востребованные удаются далеко не всем. Сегодня он ведет переговоры с крупной китайской компанией о заключении контракта по созданию масок на 25 тыс. долларов.

"Программирование — это будущее. Мир движется по пути автоматизации процессов. В скором времени могут исчезнуть такие профессии, как кассир, водитель или работник склада. Благодаря программированию можно упрощать технические алгоритмы, создавать устройства с искусственным интеллектом, упрощая многие административные процессы компаний, например", — говорит Двощанский.

Миша видит положительную тенденцию в том, что государство старается поддерживать технологические стартапы, дает гранты небольшим ИТ-компаниям для реализации собственных высокотехнологичных проектов.

"О нацпроекте МСП я узнал недавно. Безусловно, поддержка малых высокотехнологичных компаний в нашей стране — это очень важно (в рамках нацпроекта такие компании могут размещаться в технопарках, рассчитывать на льготную финансовую поддержку и принимать участие в госзакупках). Было бы круто, если бы в России создали город наподобие Кремниевой долины (территория с большой плотностью высокотехнологичных компаний в американском штате Калифорния). По моему мнению, для такой территории подошли бы Санкт-Петербург и Ленинградская область", — считает собеседник портала.


"Сладкая жизнь"

Алене Аракчеевой всего 16 лет, но она уже самый молодой кондитер IV разряда в России (знает и умеет использовать рецептуру, технологию и режимы приготовления кексов, рулетов, печенья, сложных видов тортов и пирожных) и лучший YouTube-блогер 2018 года по версии Mail.ru. В предпринимательство она пришла не благодаря, а вопреки: многочисленные травмы, полученные в большом теннисе, перечеркнули ее карьеру в спорте. Чтобы отвлечься, девушка начала готовить различные десерты. Алена всегда была сладкоежкой и, даже когда занималась спортом, не соблюдала строгую диету — в поддержании спортивной формы ей помогали тренировки.

"Я всегда любила готовить, помогала маме и бабушке на кухне. Как-то мы с мамой побывали в Париже, где из всех достопримечательностей мне больше всего запомнились кондитерские изделия. О том, чтобы профессионально заниматься готовкой, я тогда не думала. В какой-то момент травмы не оставили мне шансов продолжать спортивную карьеру. Когда оставила спорт, кондитерское искусство стало моим спасением", — вспоминает Алена.

Прошлым летом она пошла на курсы в школу кондитерского искусства. После обучения сдала экзамен и получила IV разряд, затем отправилась закреплять практические навыки в ходе стажировки на одном из кондитерских производств. Одновременно с этим училась готовить по книжкам с рецептами и видеоурокам.

Свой первый заказ Алена получила в середине 2018 года от знакомых, и он был достаточно большим: два бисквитных торта и около 100 различных пирожных. Тогда она заработала 12 тыс. рублей, затраты на ингредиенты и аренду профессиональной кухни составили 7 тыс. Свой первый доход девушка сразу пустила в оборот.

Егор Алеев/ТАСС

"Заработанные средства пошли на выполнение следующих заказов, — вспоминает Алена. — Первых заказчиков удалось привлечь благодаря рекомендациям друзей и знакомых — работало сарафанное радио, плюс я активно начала развивать свою страницу в социальной сети Instagram с помощью таргетированной рекламы, а также бартерного сотрудничества с известными инстаграм-блогерами".

Сегодня в Instagram молодой предпринимательницы 62 тыс. подписчиков, что привлекло к ней внимание серьезных рекламодателей. Поэтому Алена не ограничивается одними только заказами — она заключила больше десяти рекламных контрактов с различными производителями бытовой техники, электроники, а также агрохолдингами и производителями ингредиентов для десертов. По одному из крупных контрактов девушка получила 300 тыс. рублей. Всего же, по ее подсчетам, удалось заработать около 2 млн с лета 2018 года — это и гонорары за рекламные контракты, и товары и услуги, которые рекламодатели предоставили на бартерной основе.

Изначально Алена регистрировалась как индивидуальный предприниматель, но для несовершеннолетних существуют ограничения. Для того чтобы не достигший 18 лет гражданин смог без формальных ограничений заниматься бизнесом, ему необходимо провести процедуру эмансипации — признания полной дееспособности. Для этого нужно обращаться в суд или органы опеки, поэтому девушка решила зарегистрироваться как самозанятая.

По закону гражданин может регистрироваться в качестве самозанятого при годовом доходе до 2,4 млн рублей, если предоставляет платные услуги и не нанимает работников. В этом случае при работе с людьми налоговая ставка для него составляет 4%, а при работе с компаниями — 6%.

"Эта организационная форма кажется мне наиболее простой. Никаких возрастных ограничений, плюс простая система налогообложения, плюс ко всему сейчас государство очень активно начало поддерживать малый и средний бизнес. Нацпроект МСП предоставляет много возможностей для развития малых компаний, например можно взять кредит на инвестиционные цели с льготной процентной ставкой", — говорит Алена.

Молодая предпринимательница не планирует останавливаться на достигнутом. Алена уже пишет кулинарную книгу и планирует дальше развивать свой YouTube-канал, в котором она делится рецептами воздушных бисквитов, нежных кремов и художественного оформления тортов. Сейчас у Алены там около 800 подписчиков, а количество просмотров достигает нескольких тысяч.

Несмотря на деловую нагрузку, Алена не забывает о школе. Сейчас она в 10-м классе и планирует поступать в университет по направлению "Менеджмент в ресторанном бизнесе".

"В дальнейшем я хочу открыть что-то свое, и для этого мне необходимы определенные знания о том, как устроен ресторанный бизнес и с какими сложностями мне придется столкнуться. Вообще я считаю, что за малым предпринимательством будущее", — отмечает Алена.

На вопрос, каким образом родители должны поддерживать в детях тягу к предпринимательству, она искренне отвечает: "Нас не нужно гасить — нам нужно доверять".




Читайте нас: