Вы ничего не покупали, но вдруг пришло СМС-сообщение, что со счета списали деньги. Вероятно, информация о вашей карте попала к мошенникам. Можно ли вернуть похищенные деньги?
Заместитель начальника департамента информационной безопасности Центробанка Артем Сычев рассказал в интервью «Известиям», что в 2018 году со счетов граждан похитили 1,4 миллиарда рублей! Из них в 97% случаев люди сами давали мошенникам доступ к своим деньгам. Отдельной статистики по регионам – нет.
Как нам рассказали в пресс-службе республиканского отделения Банка России, всего у жителей республики 4,5 млн активных банковских карт. Средний чек по каждой из них 4225 рублей в месяц. За шесть месяцев 2019 года жители республики оплатили картами товаров и услуг на 165,6 млрд рублей. В среднем житель Башкортостана в шесть раз чаще пользуется картой для покупок, чем для снятия денег.
Что делать в первую очередь?
Мошенники не знают, сколько денег на вашей карте, поэтому выводят их по чуть-чуть. Как только увидели, что кто-то списывает деньги без вашего ведома:
Немедленно блокируйте карту. Это можно сделать через мобильное приложение, по номеру горячей линии (обычно он начинается на 8-800). В некоторых банках блокировать карты можно СМС-сообщением с определенного номера. Сообщите банку о краже. Самое позднее, когда вы это должны сделать – на следующий день после происшествия. Идите в ближайшее отделение банка, пишите заявление о несогласии с операцией. Обязательно сохраните копию заявления с отметкой, что банк его принял. Обратитесь в полицию. Написать заявление можно в отделении по месту жительства. Банк начнет служебное расследование. По закону оно длится до 30 дней, если хакеры действовали на территории России, и до 60 дней, если за ее пределами. После банк сообщит вам о своем решении. Тут есть два варианта:
Банк признает свою вину. В этом случае всю сумму вернут вам на счет в течение 30-60 дней. Если же в договоре с банком сроки не прописаны, эксперты Банка России советуют подождать пару недель и снова идти в банк писать заявление о возврате украденной суммы, ссылаясь на статью 114 «Гражданского кодекса», которая предписывает исполнять обязательства в течение семи дней. Проверка покажет, что вины банка нет. Например, вы сами сообщили кому-то пин-код или верификационный номер (три цифры с тыльной стороны). В этом случае вернуть деньги вам сможет только полиция, найдя злоумышленников. Если вы не согласны с решением банка, потребуйте у него письменный отказ с обоснованием причин и подавайте в суд.
Как защитить деньги от мошенников?
Никогда и никому не говорите срок действия, пин-код и верификационный номер (три цифры сзади) своей карты, пароли от учетной записи, коды, приходящие в СМС. Сотрудники банка «из службы техподдержки» никогда их не требуют! Только мошенники! Делайте покупки только в известных магазинах и сервисах. Адреса их всегда начинаются с https://. Это означает, что соединение защищенное и данные вашей карты никто больше не увидит. Еще надежнее – проверять сертификат безопасности сайта. Для этого в адресной строке нажмите на значок замка и в открывшемся окне выберите «Просмотр сертификатов». Убедитесь, что сертификат выдан именно тому сайту, на котором вы находитесь, и срок его действия еще не закончился. Защищайтесь от вирусов. Обязательно установите на все телефоны, планшеты и домашние компьютеры антивирус и регулярно обновляйте его. Это необязательно стоит денег – многие антивирусы имеют бесплатные версии. Если вы потеряли телефон, на котором установлен интернет-банк или подключено СМС-информирование, срочно звоните в банк и отключите от номера все услуги. Никогда не переходите по ссылкам из писем и СМС от неизвестных отправителей. Мошенники часто рассылают ссылки на фальшивые сайты (они выглядят как настоящие, но сделаны, чтобы выудить номер и пароль вашей карты), «подтвердить аккаунт» или «восстановить доступ к банковскому счету». Заведите отдельную карту для покупок в интернете и переводите на нее столько денег, сколько нужно. Это бесплатная услуга во многих банках. Можно даже выпустить виртуальную карту – у нее будет номер, а самого пластика – нет. Очень удобно для интернет-покупок. Делайте покупки, заходите в свой интернет-банк или мобильный банк только со своего компьютера, планшета и смартфона. Обязательно ставьте на них пароль. Не позволяйте продавцам и официантам уносить карту из поля вашего зрения. Всегда прикрывайте рукой клавиатуру терминала оплаты или банкомата, когда вводите пароль. ИА «Башинформ», Станислав Шахов. Фото из открытых источников интернета.