+12 °С
Дождь
Антитеррор
Все новости
Конкурс
14 Ноября 2023, 13:56

"Я благодарен судьбе за все". На конкурс «На машине времени - к истории печати»

На конкурс «На машине времени - к истории печати» почетного гражданина города Сибая, заслуженного журналиста России Мавлиды Якуповой в рамках республиканского проекта «Атайсал» (Малая родина).

"Я благодарен судьбе за все". На конкурс «На машине времени - к истории печати»
"Я благодарен судьбе за все". На конкурс «На машине времени - к истории печати»

Возможно, когда-нибудь изобретут машину времени, и люди смогут путешествовать как в прошлое, так и в будущее. Но раз пока его нет, разумеется, нам остается о будущем мечтать, а о прошлом узнавать по истории или воспоминаниям.

Сегодня я тоже на «машине времени» под названием «Воспоминания» хочу отправиться в увлекательное и познавательное путешествие, тем более, буду не одна, рядом со мной будет находиться очень интересный человек -Отличник печати Российской Федерации, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан. Но все по порядку.

Зауральские города - Сибай и Баймак всегда были тесно связаны между собой и географически, и исторически, и культурно. А что касается полиграфии, то мы видим, что пересечений было еще больше. Сибай, как центр Башкирского Зауралья, всегда объединял журналистов и полиграфистов этого региона. 

В Сибайской полиграфии в свое время печатались районные газеты Баймакского, Зилаирского, Хайбуллинского районов, потом они возвращались к себе домой, убедившись в нерациональности такого решения, затем снова начинали печататься в нашем городе, и это было не раз. Вот и с Баймакской типографией случилось так же. К сожалению, сегодня в Баймаке такого предприятия, как типография, нет. Но здравствуют ее бывшие работники, ветераны труда. А раз живы и здоровы люди, жива и ее история - насыщенная и яркая, игравшая огромную роль в социально-экономическом развитии Баймакского района.

Сегодня я хочу рассказать о человеке, который всю свою трудовую жизнь посвятил типографии города Баймака, четверть века из них руководил этим предприятием. Знакомьтесь, это ветеран Баймакской типографии Нуритдин Ахметович Шагеев.

- Каждый, кто берет в руки очередной номер горрайгазеты «Баймакский вестник», в левом углу под заголовком обязательно прочитает краткую, но важную информацию: «Издается с мая 1931 года». И вот 92 года коллективный труд журналистов и полиграфистов - районная и городская газета - является общим достоянием многотысячной аудитории, источником новостей, советчиком, добрым и взыскательным собеседником, - начал свой рассказ об истории полиграфии города Баймака Нуритдин Ахметович.

…1930 год. Вместе с организацией райкомов начинают создавать местные печатные органы. 30 августа того года было принято решение о создании в Башкирии 8 колхозных газет и 2 производственных - одна из них в рабочем поселке Баймаке. Во второй половине мая 1931 года выходит первая газета под названием «Кызыл Баймак», поэтому днем рождения Баймакской типографии считается май 1931 года.

Из воспоминаний ветеранов мы узнаем, как производственная единица, размещаясь в приспособленных помещениях, вначале по улице Азанова, позднее - на территории бывшего колхозного рынка, типография, тем не менее, с честью выполняла свои обязанности - выпускала газету.

Работая на полукустарном оборудовании, вручную набирая тексты, наборщицы, верстальщики и печатники добросовестно делали свое дело и нисколько не роптали на свою судьбу, наоборот, гордились своей редкой для Баймака профессией и оставались верными ей долгие годы.

Да, линотипист, наборщик ручного набора, цинкограф… В советское время без людей этих профессий не мог выйти ни один номер газеты, в штатном расписании типографии они занимали ведущее положение. Сегодня эти профессии стали достоянием истории.

Как заметил Нуритдин Ахметович, нынешним молодым людям покажется нереальностью, что в советское время не было безработицы. В частности, в 60-70-е годы легко было устроиться на работу, даже не имея специальности. Это он испытал на себе. В 1967 году 1 июня ему исполнилось 17 лет, он окончил среднюю школу. Конечно, можно было поехать в Уфу и поступить учиться, но трудовую деятельность решил начать сразу после окончания 10 класса, так как отец был пенсионером (получал 70 рублей), а мама - домохозяйкой. На их иждивении были, кроме него, еще две сестренки и братишка. А всего в семье Ахметвали Ахметгалеевича и Хабиры Нутфулловны Шагеевых воспитывались семеро детей. Глава семьи работал на Баймакском медеплавильном заводе.

В один из летних дней Нуритдин, твердо решив устроиться на работу, на автобусе поехал в ГРЭ - заработки на предприятии были хорошие, да и романтика геолога тянула парня. В отделе кадров предложили работать в каротажной бригаде. Причем, надо было отправиться на участок сейчас же! Этого он не ожидал, но согласился, попутно заехали к нему домой, чтобы предупредить родителей и забрать необходимые вещи. Так началась его романтическая трудовая жизнь: беготня по полю с электродами для измерений, беседы возле костра, ночевки в палатках… Работа была интересной, да и деньги хорошие получал - по 100 рублей в месяц. Но через три месяца сезон закончился.

Однажды осенним вечером к ним зашел сосед, работавший в чугунолитейном цехе машзавода, и предложил стать у них формовщиком. Добавил, что, уже работая учеником, можно получать больше 100 рублей. А Нуритдину так хотелось материально помочь родителям… На другой день он поехал на завод, его согласились принять на работу, но надо было взять разрешение в профкоме, так как ему было всего 17 лет. Разрешение все же дали, и он стал учеником формовщика, а уже через месяц стал работать самостоятельно.

Формовщиком Нуритдин проработал почти год, до июля 1968 года, и уволился в связи с подготовкой к поступлению в Уфимский авиационный техникум. К сожалению, туда он не смог поступить. Вернувшись, стал искать работу, помогла ему опять-таки случайность. Он услышал, что редакции газеты нужен переводчик. Решил попробовать, ибо считал себя вполне грамотным, ведь у него в аттестате по русскому языку «4»! Его принял заместитель редактора Ф.Г. Султанов, который сказал: «Чтобы работать переводчиком, надо много учиться и набираться опыта». Затем он позвонил директору типографии Х.Г. Байзигитову, который искал парней-печатников.

Таким образом, 2 сентября 1968 года Нуритдин в третий раз, без особых затруднений, устроился на работу учеником печатника. И остался в типографии на всю жизнь - до ухода на заслуженный отдых.

18-летний Нуритдин очень старательно учился профессии печатника. Упорство и трудолюбие парня дали свои результаты. Н. Шагеев стал передовиком производства и ударником коммунистического труда. Был активным общественником, участвовал в районных спортивных соревнованиях, чаще всего в гиревом спорте.

В 1969 году из армии вернулся друг его детства, сосед Азат Халитов, и так же, как Нуритдин, стал печатником. Через некоторое время к ним присоединился Салават Яналин. Их стало трое. Разумеется, работали дружно, в соревнованиях между цехами занимали первые места, переходящий вымпел постоянно был у них.

Как передовиков производства Нуритдина Шагеева и Азата Халитова приняли в члены КПСС. Будучи коммунистами, принимали повышенные социалистические обязательства. Работали под девизом «Пятилетку - за три года!» С задачей справлялись за 2,5 года. Х.Г. Байзигитов никого из троих не хотел обижать и знаки «Победитель соцсоревнования» вручал поочередно через год. Этих знаков у них было по три! Потом Салават Яналин поступил учиться, со временем дорос до главного инженера Госкомиздата. А Азата Халитова пригласили в Сибай, где он 25 лет руководил Сибайской типографией, подняв ее на довольно высокий уровень.

Правы мудрецы, утверждающие, что семья является отличным источником внутренней поддержки. «Мы работали и жили дружно, как одна семья. В своих достижениях черпали радость, в сложных ситуациях без чувства локтя не обходились. В цехе ручного набора успешно работали опытные наборщицы Гульшат Ушанова, Амина Баймурзина, потом пришли Мафруза Идрисова, Минзифа Исянаманова, Гульшат Мажитова. Последних троих я, как руководитель, торжественно проводил на заслуженный отдых», - вспоминает Нуритдин Ахметович.

По словам Шагеева, самым сложным и проблемным был цех машинного набора. Станки (линотипы) были старыми, из-за чего часто ломались. Их ремонтом, регулировкой занимался сам директор Х.Г. Байзигитов. Для этого он специально ездил на курсы наладчиков в город Ленинград. В этом цеху работали опытные наборщицы - Зоя Ильинская, Любовь Решетова, Гульназира Ахтямова, Клара Бурангулова.

Тем временем началось строительство хозспособом новой типографии. Такое строительство в те годы было делом трудоемким и хлопотным. Проектно-сметная документация, выбивание стройматериалов, заказ новых станков и множество других вопросов - все ложилось на плечи директора Х.Г. Байзигитова. Он постоянно находился в командировках. Все моменты той стройки Н.А. Шагеев хорошо знает, поскольку помнит, в каких условиях им приходилось работать до этого. Уезжая в Уфу по вопросам строительства, директор решение всех текущих вопросов производства оставлял на Нуритдина Ахметовича.

Трудности когда-нибудь да заканчиваются. В 1985 году баймакские полиграфисты, наконец, обосновались в просторных и светлых цехах, запустили производство. Правда, и здесь не все было гладко. Все-таки производство знакомое, а оборудование абсолютно новое, более современное, а опыта нет, специалистов не хватает. Новые строкоотливные машины оказались капризными, постоянно что-то не ладилось, устали вызывать наладчиков из Уфы. В это время директором типографии райком партии назначил Камиля Таиповича Мунасипова. Н.А. Шагеев воспользовался ситуацией и отпросился на учебу в Ленинград на курсы наладчиков. Так, с осени 1980 года по апрель 1985 года он работал в родной типографии наладчиком. Работу он сочетал с учебой в Куйбышевском полиграфическом техникуме.

- Насколько хорошо делал свою работу, не мне судить. Но старался, чтобы техника у нас в цехах не простаивала, приходилось порой возиться допоздна для устранения неполадок, - скромно рассказывает Нуритдин Ахметович.

В 1985 году Н.А. Шагеева назначили директором типографии, и 25 лет он был руководителем данного предприятия. Баймакской типографией в разные годы руководили 18 человек. Выходит, больше других на посту директора находился Шагеев, который развитию Баймакской полиграфии посвятил 41 год своей жизни: 12 лет был печатником, 5 лет - наладчиком печатных и наборных станков, четверть века - директором типографии.

Как директор, он умело руководил всеми видами деятельности типографии: организовывал работу и эффективные взаимодействие формных, печатных, брошюровочно-переплетных участков и других структурных подразделений типографии в целях качественного выпуска необходимой печатной продукции, обеспечивал обновление и модернизацию типографического оборудования.

Надо отметить, что коллеги очень уважали Нуритдина Ахметовича, считали его эталоном руководителя. Они вспоминают, что он всегда был сдержанным, уважительным к старшим и мудрым по отношению к молодым, искренне болеющим за общее дело. Вспоминают, как они вместе пережили взлеты и невзгоды предприятия, различные модернизации и реорганизации. И даже с переводом районных газет на печать в Сибайскую типографию продолжали выполнять полиграфические заказы, а это различная бланочная продукция, регистрационные журналы, амбулаторные карты, блокноты и десятки наименований другой продукции.

Ветераны типографии с ностальгией вспоминают годы совместной работы и благодарны Нуритдину Ахметовичу за то, что он вел всех за собой, вселял уверенность, прежде всего, в самих себя, в успех родного предприятия. А их предприятие находилось в числе рентабельных в районе. По итогам районного трудового соревнования вначале называли Баймакский машзавод, следом шла Баймакская типография, регулярно перевыполнявшая доведенные производственные планы. В этих достижениях, несомненно, был и труд каждого работника типографии, и директора Нуритдина Шагеева.

 - В те годы профессия полиграфиста была не только необходимой, но и весьма почетной, - подчеркивает экс-директор типографии. - Я нисколько не пожалел, что пришел работать сюда. Типография - это вся моя жизнь. Если бы сейчас начать жизнь сначала, я бы не изменил своей профессии. Понимаете, мы были нужны, от нас многое зависело, наши профессии были востребованы. А когда выходили газеты, мы каждый раз от души радовались, что не сорвали выпуск, и газеты дошли до читателей, что в этом есть и наша заслуга.

Есть вещи, которые очень волнуют ветерана баймакской полиграфии Н.А. Шагеева: «Газеты и журналы играют важную роль в повседневной жизни населения, так как они являются основным источником информации для множества людей. Раньше тираж горрайгазет постоянно был в районе 15-16 тысяч, продвигать подписку, как сейчас, не было необходимости.

Снижение тиражей и отказ аудитории от подписки - основные проблемы печатной прессы в настоящее время. Качество доставки газет также влияет на уменьшение тиража: из-за несвоевременного получения прессы читателями происходят отказы от продления подписок. В связи с сокращением штата работников почты, почтальонов не хватает. Людям, а это в основном пенсионеры, приходится ходить на почту самим, чтобы получать выписанные ими газеты и журналы. В связи с экономической обстановкой в мире проблем становится больше, душа болит за все происходящее.

Не могу обойти такой интересный факт: оказывается, улицу Азанова можно было переименовать в улицу полиграфистов и журналистов. Ведь на ней жили по соседству многие баймакские полиграфисты: директор типографии Х.Г. Байзигитов, семьи редактора районной газеты Г.С. Баймурзина, А.И. Халитова, впоследствии ставшего директором Сибайской городской типографии, Салавата Яналина, который потом стал главным инженером Госкомиздата, а также Ф.Р. Яхина, со временем ставшего собкором газеты «Башкортостан» и редактором тогдашней учалинской газеты «Серп и молот», и семья нашего героя Н.А. Шагеева. Вот такая была улица Азанова, на которой вырос Нуритдин Ахметович.

А еще на этой же улице, в соседнем доме, жила его одноклассница Альмира Варовна Буранбаева. Он влюбился в нее в первом классе и любит до сих пор. В школьные годы их учительница Гульнур Усмановна Лукманова поручала им выпуск стенгазеты. Нуритдина назначала редактором, Альмиру - секретарем, а еще одного мальчика - художником. Они часто дотемна выпускали стенгазету, делали фотомонтаж, а потом шли домой по той же знаменитой улице Азанова…

В следующем году Шагеевы отметят 50-летие совместной жизни. За это время они родили и вырастили троих прекрасных детей, воспитали восемь внуков, двух правнуков, построили прекрасный дом, завели отличное хозяйство. Их дом всегда полон шума, смеха, когда приходят внуки и правнуки, когда большая семья из 19-ти человек собирается за большим столом и наслаждается продуктами правильного питания, с любовью приготовленными бабушкой и дедушкой.

- Я благодарен судьбе за то, как она сложилась, благодарен за умных и добрых наставников, за то, что всю жизнь проработал в слаженном и сплоченном коллективе полиграфистов и журналистов. Работа и заботы у нас были общие, мы вместе отмечали праздники, выходили на субботники по благоустройству, выезжали на заготовку веткормов, шли одной колонной на демонстрации. Это они, мои друзья и коллеги, первыми поздравили меня с созданием семьи, они радовались вместе со мной рождению детей, а потом внуков.

Это были не только друзья и коллеги. Это были люди, разделившие мою судьбу, они были моей большой семьей. Да, были в нашей жизни разные моменты, мы вместе переживали изменения и кризисы в истории страны, но никогда не роптали на судьбу, она была к нам благосклонна, либо мы сумели ее приручить, - заканчивает свой рассказ Нуритдин Ахметович.

Передо мной сидит немолодой седовласый мужчина с добрым, ясным взглядом и скромно рассказывает о своей трудовой судьбе, больше всего уделяя внимание наставникам, коллегам и друзьям. Скромные люди не стремятся к саморекламе и не склонны хвастаться своими достижениями. Они излучают свет и счастливы без преувеличения своих заслуг. Одним из таких людей является Нуритдин Ахметович Шагеев, Отличник печати Российской Федерации, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан. Он благодарен судьбе за все. Я думаю, и судьба благодарна ему.

Фирдаус ИБРАГИМОВА. Фото из архива Н. Шагеева.

Автор:Людмила Ильязова
Читайте нас: