+13 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Конкурс
11 Сентября 2023, 10:45

Роддом газет и другой печатной продукции

На премию «Атайсал» (Малая родина) почетного гражданина г. Сибая, заслуженного журналиста России Мавлиды Якуповой.

Роддом газет и другой печатной продукции
Роддом газет и другой печатной продукции

 

80-годы… Редакция газеты «Сибайский рабочий» и Сибайская типография работают рука об руку. Мы знаем всех сотрудников типографии, по работе приходилось бегать с правками к нашим мастерицам. И сегодня я с удовольствием расскажу о буднях типографии, так как, проработав годы бок о бок с этим прекрасным коллективом, с уверенностью говорю, что наша типография - самая лучшая. Давайте окунемся в этот удивительный мир.

 

Так что же такое типография?

Типография - это универсальная отрасль печатного дела, процесс производства печатных материалов, включая книги, журналы, брошюры, рекламные материалы, упаковку и многое другое. Она сочетает в себе науку и искусство, объединяя дизайн, компьютерные технологии, печать и производство. Проще говоря, типография - это роддом газет и другой печатной продукции. В типографии работают наборщицы, печатники, линотиписты, верстальщики, дизайнеры, переплетчики, резчики бумаги.

Работа наборщиц была частью слаженной команды типографии. Они работали в тесном сотрудничестве с корректорами, редакторами, верстальщиками и печатниками. Их умение эффективно взаимодействовать с коллегами было важным аспектом производства качественных печатных материалов.

Типография и редакция трудятся, что называется, в одной упряжке. Когда я работала корректором, бегала из одного здания (раньше редакция располагалась по ул. Свердлова, 39) в другое (типография располагалась по ул. Свердлова, 22) по несколько раз в день и видела весь процесс верстки и печатания газеты от начала и до конца. Работали дружно, слаженно. И так приятно было ощущать себя частью такого интереснейшего процесса - рождения вкусно пахнущих свежей краской газет. Мы первыми узнавали все новости и старались побыстрее донести их до читателя!

Работа в типографии была не из легких, но хрупкие на вид девушки справлялись, казалось, с легкостью. Там всегда было шумно, потому что печатные станки громыхали в две смены. Услуги городской типографии всегда были востребованы не только у предприятий, но и среди населения.

Моя собеседница Минсара Рашитовна Хабилова проработала в типографии 40 лет и продолжает трудиться до сих пор, несмотря на то, что уже 14 лет на заслуженном отдыхе.

- В конце 1981 года в поисках работы зашла в типографию. К большому счастью, меня взяли учеником наборщика ручного набора, постепенно втянулась, работа понравилась, и я поняла, что это - мое. Так и осталась, посвятив себя таинственному миру букв и знаков, которые были подвластны не каждому, - рассказывает Минсара. - Наставницей была Киньябика-апай Сагинбаева. В то время в наборном участке работали: М.А. Янтурина, Н.Г. Пантелей, Т.И. Лыскова, Л.И. Андреева. Печатниками были Р.Х. Янбекова, И.Т. Кривошеева, З.Х. Мустаева. Линотипистами (наборщиками машинного набора) работали Н.В. Арамелева, А.С. Закирова, Ф.А. Давлетбаева. Резчиками и в переплетном участке трудились Кузина Н.С., Урмантаева М.Ф., Раис Байгускаров.

Я пришла на место Асии-апай Зулкарнаевой, которая ушла на пенсию. Асия-апай всю трудовую жизнь проработала наборщицей. Все рассказывали, как она хорошо, лихо работала. И мне надо было продолжать в том же духе, чтобы не подвести своих старших коллег. Кроме набора, изучила и процесс верстки. Место Асии-апай, оказалось для меня просто волшебным. Мне с легкостью удавалась работа, всегда перевыполняла план, стала ударником коммунистического труда и уже не представляла свою жизнь без типографии, - с улыбкой вспоминает Минсара Рашитовна.

- Целый день на ногах. Очень уставали глаза. Работа тяжелая. Гранка одной полосы газеты весила около 30 кг. За день несколько раз приходилось поднимать и нести ее к тискальному станку, чтобы снять оттиск для редакции для корректировки.

Бывали разные случаи: если срочный заказ, приходилось и задерживаться после работы. Помню, когда выпускали первый номер башкирской газеты, я пришла домой в час ночи, а печатники еще оставались печатать эту газету. Потом ведь еще и фальцевали газету вручную. Заканчили работу только под утро.

Еще один незабываемый случай. Набрала большую афишу, размером А2 (это две полосы газеты А3), а печатник рассыпал форму при снятии со станка… Представьте себе гору букв, шпаций, пробельных материалов, марзанов и бабашек… И они из разных касс и ячеек, разные по размеру, по начертанию… Это было что-то. Не разбирать никак нельзя, материалы в дальнейшем нужны. Пришлось несколько дней после работы оставаться и разбирать эту гору. Дорожили и берегли все, потому что буквы, пробельные материалы, линейки то сбивались, то ломались.

Работали сдельно. Каждый наряд-заказ оценивалася по разрядам. За этим следил нормировщик. Заказов было очень много, зарабатывали в то время хорошо, получали премии, 13-ю зарплату.

Сам процесс ручного набора был очень интересным, даже забавным, сказала бы я: ты должен набирать быстро, правильно, без ошибок и красиво установить набранное на нужный размер. Вот эта установка - целая математика. Чтобы установить набор красиво на нужное место, все время в уме считаешь пункты. Если одного пункта не хватит - форма будет шататься, печатать ее на станке будет невозможно. Поэтому требовались внимательность, терпение. Но когда я видела результат своего труда, забывались и усталость, и все трудности, - говорит Минсара Рашитовна. - В настоящее время рядом со мной работают люди неравнодушные, болеющие душой за свое дело, настоящие профессионалы. Чувство коллективизма и творческая атмосфера дает каждому сотруднику заряд бодрости и энергии, силы...

Наборщики работали в типографиях вместе с другими специалистами, в том числе с корректорами.

 В 1980-е годы профессия корректора была неотъемлемой частью печатной индустрии. Корректоры играли важную роль в процессе создания печатных материалов, таких как газеты, журналы и книги. Они были ответственны за проверку текста на грамматические, стилистические и пунктуационные ошибки, а также за обеспечение высокого качества готовых изданий. Их роль была особенно важна, так как они были последними, кто проверял текст перед его отправкой в печать.

Мы корректировали вручную. Помню, у Людмилы Константиновны Самарцевой была ручка с красной пастой и правки она делала очень аккуратно. Я очень старалась походить на своего наставника и училась каждый день чему-то новому.

С развитием компьютерных технологий и появлением цифровой верстки, работа корректоров начала изменяться. Тексты стали набираться на компьютерах, что упростило и ускорило процесс коррекции.

Нередко бывало, что мы с Мавлидой Мухтаровной Якуповой задерживались допоздна. То буквы «полетят», и наши мастерицы опять кропотливо начинают собирать буковку к буковке, чтобы восстановить текст, а мы с Людмилой Константиновной вновь и вновь перечитываем, корректируем и отдаем на подпись редактору. Мавлида Мухтаровна размашисто пишет: «Все верно. Проверено и одобрено. Редактор Якупова». И газета пошла в печать.

 

***

С появлением новых технологий и цифровой типографии роль наборщиц в печатной индустрии постепенно изменилась. Традиционный ручной набор текста был заменен автоматическим и цифровыми методами верстки. Новые технологии позволили сократить время и усилия, требуемые для набора текста, и снизить вероятность ошибок.

Типография - это не просто процесс печати текста на бумаге. Это тонкое искусство, которое сочетает в себе дизайн, технологии, креативность и внимание к деталям. Благодаря типографии мы можем наслаждаться красотой и доступностью печатных изданий, которые играют важную роль в образовании, информировании и культурном обогащении общества.

Типография в прошлом

Сибайская типография была основана в апре­ле 1957 года и располагалась снача­ла в районе складских помещений за­вода ЖБИ. Первым ее директором был Григорьев. В разные годы пред­приятием руководили Ф.М. Мифтахов, С.Я. Махалин, Б.Р. Еникеев, П.Н. Лап­тев, А.И. Халитов.

  • В 1961 году типография переехала в при­способленное здание по улице Свердлова.
  • В 1961 году был установлен лино­тип - строкоотливная машина. Это намного облегчило процесс ручного набора.
  • В 1987 году поступило фотонаборное обо­рудование, пришла офсетно-рулонная печатная машина.
  • В 1995 году перешли на компьютеры. Работать стало легче и гораздо интереснее, появилось больше возможности для творчества.
  • В 2007 году был приобретена печатная машина Fast-200.
  • Компьютеры устанавливали и учили работать на них сибайские молодые ребята Ирик Мусин и Эдуард Кадыров. До сих пор я им благодарна, называю своими учителями.
  • Все работники в спецодежде: черные халаты, косынки на голове, тапочки на ногах.
  • Наборщики все время с верстаком - главным инструментом на руках, печатники - с шилом. Верстак - приспособление для ручного набора строк заданного формата в виде металлической пластинки с бортиками.
  • Сильный шум нескольких печатных станков с 8 утра до 00.
  • Руки и у печатников, и у наборщиц черные от красок. Давали и мыло, и крема для рук, но они не спасали от краски. «Домой приду, тесто замешу, руки станут белыми», - шутили работники.
  • Каждую пятницу после обеда проводили санитарный час. Тщательно убирались у себя на рабочих местах. Протирали стены в своем кабинете и коридоре уксусом, чтобы предупредить отравление свинцом.
  • За вредность работы (работали со свинцом) в типографии работникам выдавали молоко, кефир или сок. В определенное время все дружно шли на «сокопой», как в шутку называли это.
  • Каждый день в 10 часов выходили во двор типографии или парк на физзарядку (парк был позади здания типографии). Ну, а если была «нелетная погода», то проводили ее в коридоре.
  • Все дружно выходили на уборку территории.
  • Отдыхали тоже дружно с выездом на природу.
  • Праздники, юбилеи отмечали всем коллективом.
  • Проводили утренники для детей работников.
  • Директор Азат ИбрагимовичХалитов, который 29 лет проработал в типографии, очень уважал своих работников и ценил труд каждого, но и строго спрашивал за распорядок дня, следил за качеством работы.

Типография сегодня

  • Сибайская типография - это одно из самых крупных полиграфических предприятий Башкирского Зауралья, обладающее новейшей материально-технической базой. На его базе печатаются газеты трех районов Башкирского Зауралья (Баймакский, Зилаир­ский, Хайбуллинский), а также городов Сибая и Баймака.
  • С 2009 года по настоящее время возглавляет типографию Булат Кашфуллович Абдрафиков, энергичный, инициативный руководитель.
  • Приобретены некоторые допечатные и послепечатные оборудования. Надеемся, что это не предел.
  • На предприятии работает дружный, творческий коллектив, любящий свое дело. Сотрудники типографии имеют большой опыт работы, постоянно совершенствуют свое профессиональ­ное мастерство, применяя в работе но­вые современные технологии и внедряя в производство новые технические воз­можности.
  • Одна из важнейших задач коллектива - это совершенствование производства, определение своих позиций и органи­зация работы в новых условиях, расши­рение ассортимента полиграфической продукции и услуг, поиск дополнитель­ных ветвей развития предприятия.
  • Основными критериями работы Сибайской городской типографии яв­ляются стабильность, производитель­ность, профессионализм и качество.

***

Признаться, типография - это какое-то волшебное место. Здесь рождается сказка. Здесь на свет появляются газеты, красивые календари, буклеты, книги… И если раньше в стенах типографии все время гудело-шумело, то сейчас здесь тихо и без суеты, каждый занят своим делом.

Наблюдая за работой сегодняшних работников типографии и сравнивая с тем, как работалось раньше, понимаешь, время не стоит на месте. Сейчас все по-другому. Сравнивая процесс работы в наше время и сейчас, просто диву даешься, как все усовершенствовано… «До чего дошел прогресс…»

А все равно скучаю по тем далеким временам, по нашим спешащим и быстро принимающим решения сотрудникам.

Было здорово! Было классно!

Лия УШАКОВА.

 

 

Автор:Людмила Ильязова
Читайте нас: