80-годы… Редакция газеты «Сибайский рабочий» и Сибайская типография работают рука об руку. Мы знаем всех сотрудников типографии, по работе приходилось бегать с правками к нашим мастерицам. И сегодня я с удовольствием расскажу о буднях типографии, так как, проработав годы бок о бок с этим прекрасным коллективом, с уверенностью говорю, что наша типография - самая лучшая. Давайте окунемся в этот удивительный мир.
Так что же такое типография?
Типография - это универсальная отрасль печатного дела, процесс производства печатных материалов, включая книги, журналы, брошюры, рекламные материалы, упаковку и многое другое. Она сочетает в себе науку и искусство, объединяя дизайн, компьютерные технологии, печать и производство. Проще говоря, типография - это роддом газет и другой печатной продукции. В типографии работают наборщицы, печатники, линотиписты, верстальщики, дизайнеры, переплетчики, резчики бумаги.
Работа наборщиц была частью слаженной команды типографии. Они работали в тесном сотрудничестве с корректорами, редакторами, верстальщиками и печатниками. Их умение эффективно взаимодействовать с коллегами было важным аспектом производства качественных печатных материалов.
Типография и редакция трудятся, что называется, в одной упряжке. Когда я работала корректором, бегала из одного здания (раньше редакция располагалась по ул. Свердлова, 39) в другое (типография располагалась по ул. Свердлова, 22) по несколько раз в день и видела весь процесс верстки и печатания газеты от начала и до конца. Работали дружно, слаженно. И так приятно было ощущать себя частью такого интереснейшего процесса - рождения вкусно пахнущих свежей краской газет. Мы первыми узнавали все новости и старались побыстрее донести их до читателя!
Работа в типографии была не из легких, но хрупкие на вид девушки справлялись, казалось, с легкостью. Там всегда было шумно, потому что печатные станки громыхали в две смены. Услуги городской типографии всегда были востребованы не только у предприятий, но и среди населения.
Моя собеседница Минсара Рашитовна Хабилова проработала в типографии 40 лет и продолжает трудиться до сих пор, несмотря на то, что уже 14 лет на заслуженном отдыхе.
- В конце 1981 года в поисках работы зашла в типографию. К большому счастью, меня взяли учеником наборщика ручного набора, постепенно втянулась, работа понравилась, и я поняла, что это - мое. Так и осталась, посвятив себя таинственному миру букв и знаков, которые были подвластны не каждому, - рассказывает Минсара. - Наставницей была Киньябика-апай Сагинбаева. В то время в наборном участке работали: М.А. Янтурина, Н.Г. Пантелей, Т.И. Лыскова, Л.И. Андреева. Печатниками были Р.Х. Янбекова, И.Т. Кривошеева, З.Х. Мустаева. Линотипистами (наборщиками машинного набора) работали Н.В. Арамелева, А.С. Закирова, Ф.А. Давлетбаева. Резчиками и в переплетном участке трудились Кузина Н.С., Урмантаева М.Ф., Раис Байгускаров.
Я пришла на место Асии-апай Зулкарнаевой, которая ушла на пенсию. Асия-апай всю трудовую жизнь проработала наборщицей. Все рассказывали, как она хорошо, лихо работала. И мне надо было продолжать в том же духе, чтобы не подвести своих старших коллег. Кроме набора, изучила и процесс верстки. Место Асии-апай, оказалось для меня просто волшебным. Мне с легкостью удавалась работа, всегда перевыполняла план, стала ударником коммунистического труда и уже не представляла свою жизнь без типографии, - с улыбкой вспоминает Минсара Рашитовна.
- Целый день на ногах. Очень уставали глаза. Работа тяжелая. Гранка одной полосы газеты весила около 30 кг. За день несколько раз приходилось поднимать и нести ее к тискальному станку, чтобы снять оттиск для редакции для корректировки.
Бывали разные случаи: если срочный заказ, приходилось и задерживаться после работы. Помню, когда выпускали первый номер башкирской газеты, я пришла домой в час ночи, а печатники еще оставались печатать эту газету. Потом ведь еще и фальцевали газету вручную. Заканчили работу только под утро.
Еще один незабываемый случай. Набрала большую афишу, размером А2 (это две полосы газеты А3), а печатник рассыпал форму при снятии со станка… Представьте себе гору букв, шпаций, пробельных материалов, марзанов и бабашек… И они из разных касс и ячеек, разные по размеру, по начертанию… Это было что-то. Не разбирать никак нельзя, материалы в дальнейшем нужны. Пришлось несколько дней после работы оставаться и разбирать эту гору. Дорожили и берегли все, потому что буквы, пробельные материалы, линейки то сбивались, то ломались.
Работали сдельно. Каждый наряд-заказ оценивалася по разрядам. За этим следил нормировщик. Заказов было очень много, зарабатывали в то время хорошо, получали премии, 13-ю зарплату.
Сам процесс ручного набора был очень интересным, даже забавным, сказала бы я: ты должен набирать быстро, правильно, без ошибок и красиво установить набранное на нужный размер. Вот эта установка - целая математика. Чтобы установить набор красиво на нужное место, все время в уме считаешь пункты. Если одного пункта не хватит - форма будет шататься, печатать ее на станке будет невозможно. Поэтому требовались внимательность, терпение. Но когда я видела результат своего труда, забывались и усталость, и все трудности, - говорит Минсара Рашитовна. - В настоящее время рядом со мной работают люди неравнодушные, болеющие душой за свое дело, настоящие профессионалы. Чувство коллективизма и творческая атмосфера дает каждому сотруднику заряд бодрости и энергии, силы...
Наборщики работали в типографиях вместе с другими специалистами, в том числе с корректорами.
В 1980-е годы профессия корректора была неотъемлемой частью печатной индустрии. Корректоры играли важную роль в процессе создания печатных материалов, таких как газеты, журналы и книги. Они были ответственны за проверку текста на грамматические, стилистические и пунктуационные ошибки, а также за обеспечение высокого качества готовых изданий. Их роль была особенно важна, так как они были последними, кто проверял текст перед его отправкой в печать.
Мы корректировали вручную. Помню, у Людмилы Константиновны Самарцевой была ручка с красной пастой и правки она делала очень аккуратно. Я очень старалась походить на своего наставника и училась каждый день чему-то новому.
С развитием компьютерных технологий и появлением цифровой верстки, работа корректоров начала изменяться. Тексты стали набираться на компьютерах, что упростило и ускорило процесс коррекции.
Нередко бывало, что мы с Мавлидой Мухтаровной Якуповой задерживались допоздна. То буквы «полетят», и наши мастерицы опять кропотливо начинают собирать буковку к буковке, чтобы восстановить текст, а мы с Людмилой Константиновной вновь и вновь перечитываем, корректируем и отдаем на подпись редактору. Мавлида Мухтаровна размашисто пишет: «Все верно. Проверено и одобрено. Редактор Якупова». И газета пошла в печать.
***
С появлением новых технологий и цифровой типографии роль наборщиц в печатной индустрии постепенно изменилась. Традиционный ручной набор текста был заменен автоматическим и цифровыми методами верстки. Новые технологии позволили сократить время и усилия, требуемые для набора текста, и снизить вероятность ошибок.
Типография - это не просто процесс печати текста на бумаге. Это тонкое искусство, которое сочетает в себе дизайн, технологии, креативность и внимание к деталям. Благодаря типографии мы можем наслаждаться красотой и доступностью печатных изданий, которые играют важную роль в образовании, информировании и культурном обогащении общества.
Типография в прошлом
Сибайская типография была основана в апреле 1957 года и располагалась сначала в районе складских помещений завода ЖБИ. Первым ее директором был Григорьев. В разные годы предприятием руководили Ф.М. Мифтахов, С.Я. Махалин, Б.Р. Еникеев, П.Н. Лаптев, А.И. Халитов.
Типография сегодня
***
Признаться, типография - это какое-то волшебное место. Здесь рождается сказка. Здесь на свет появляются газеты, красивые календари, буклеты, книги… И если раньше в стенах типографии все время гудело-шумело, то сейчас здесь тихо и без суеты, каждый занят своим делом.
Наблюдая за работой сегодняшних работников типографии и сравнивая с тем, как работалось раньше, понимаешь, время не стоит на месте. Сейчас все по-другому. Сравнивая процесс работы в наше время и сейчас, просто диву даешься, как все усовершенствовано… «До чего дошел прогресс…»
А все равно скучаю по тем далеким временам, по нашим спешащим и быстро принимающим решения сотрудникам.
Было здорово! Было классно!
Лия УШАКОВА.