Подготовка к обороне Ленинграда началась задолго до 1941 года. До недавнего времени, чтобы не омрачать дружеские связи с Финляндией, мы об их враждебных действиях по отношению к нашей стране не напоминали, но сейчас, когда она вступила в НАТО, об ее агрессивности говорить следует.
Руководство нашей страны знало о тесных контактах Маннергейма и других правителей Финляндии с фашистской Германией. Военные делегации финнов за 1933-1938 годы 137 раз приглашались в Германию, а Геринг не только часто встречался с Маннергеймом, но и инспектировал финские войска. Финны добровольно предоставили свою территорию для фашистов, даже создали финскую дивизию СС, подчиненную вермахту.
От границы Финляндии до центра Ленинграда было всего 37 км, при внезапном нападении город мог быть захвачен в первый же день. Руководители страны видели неизбежность войны с Германией и ее союзниками, многое делали, чтобы отодвинуть ее начало и обезопасить Ленинград, другие города и села. Было предложено финнам уступить территорию, прилегающую к Ленинграду, взамен предложили территорию вдвое больше. Ожидания, что финны в знак благодарности за полученную от Советской России самостоятельность (это впервые за всю историю Финляндии) согласятся, не оправдались. В своих агрессивных устремлениях они намеревались создать «Великую Финляндию», включавшую Кольский полуостров, Карелию, Ленинградскую область, Эстонию и даже часть Марий Эл, поэтому наши предложения были отвергнуты.
Вторая Мировая шла, вероятный противник подошел к нашим границам. Медлить было нельзя. 30 ноября наша страна начала с Финляндией войну. Финны к этому готовились, линия Маннергейма, возведенная под руководством немецких инструкторов, оказалась крепким орешком, но в феврале-марте 1940 г. ее прорвали, и наши войска овладели Выборгом, продвинулись на запад и открыли пути для наступления вглубь страны и на Хельсинки…
Наше правительство согласилось начать мирные переговоры, и 12 марта был подписан договор. Граница была отодвинута на северо-запад, нашими стали города Выборг и Сортавала, улучшилась безопасность не только Ленинграда, но и Мурманска.
Мир с Финляндией оказался недолгим, после вероломного нападения гитлеровской Германии на нашу страну у нее опять появились несбыточные мечты о «Великой Финляндии», она вступила в войну на стороне фашистов.
По гитлеровскому плану «Барбаросса» Прибалтика и Ленинград должны были быть захвачены в ходе «блицкрига» группой армий «Север» во взаимодействии с финскими войсками. Им противостояли войска Ленинградского и Карельского фронтов и Балтийского флота.
Враг имел трехкратное превосходство. Упорные бои за город развернулись 31 июля, когда финские войска нанесли мощный удар на Карельском перешейке, а 8 августа перешла в наступление ударная немецкая группировка. Несмотря на огромные потери, враги продвигались к городу. Овладев Ленинградом, немцы соединились бы с финнами, стали бы полными хозяевами на Балтийском море, высвободили бы все танковые и моторизованные полки и дивизии, необходимые для штурма Москвы.
Для нас потеря этого крупнейшего индустриального центра и морского порта во всех отношениях была бы серьезным ухудшением стратегической обстановки, поэтому борьба приняла крайне ожесточенный и напряженный характер, потребовала героических усилий ленинградцев и всего советского народа. Город сражался и работал. 500 тыс. жителей строили оборонительные сооружения, 340 тыс. человек вступили в Красную Армию и
народное ополчение, а заводы давали фронту танки, пушки, минометы, пулеметы, снаряды и патроны.
Однако силы были неравные. Преодолевая упорное сопротивление наших войск, 8 сентября противник ворвался в Шлиссельбург и блокировал Ленинград с суши. При попытке соединиться с финскими войсками немцы получили жесткий отпор. Ставка Верховного Главного командования для руководства обороной направила в город Г.К. Жукова (впоследствии народ дал ему имя «Маршал Победы»). Под его непосредственным руководством из моряков Балтийского флота были сформированы бригады морской пехоты, часть зенитных орудий переместили на танкоопасные направления, плотно заминировали подступы к городу, корабельная артиллерия большого калибра стала обеспечивать контрбатарейную борьбу. Оборона советских войск крепла, при малейшей возможности наносились контрудары, переходили в наступление. К концу сентября фронт окончательно стабилизировался.
Но активность обороны не ослабевала, поэтому гитлеровцы, не сумев взять город штурмом, решили добиться цели длительной блокадой, артобстрелами и
бомбардировками с воздуха...
Далее читайте в газете за 27 января.
Фото: https://lenobl.ru/ru/dlya-smi/news/62002/.