Вообще, династия врачей Гумеровых началась еще в XVII веке, когда их предок-лекарь сопровождал Алдара-батыра в войнах, в том числе, и в походах на Азов. С тех пор многие представители этой семьи стоят на страже здоровья.
Айдар Айратович в свое время успешно прошел интернатуру на базе детской республиканской больницы г. Уфы, затем трудился в хирургическом отделении Баймакской больницы, был заместителем главврача по лечебной части в Акъярской районной больнице.
Сравнивая условия в разных клиниках, врач отмечает, что за последние годы материально-техническая база Сибайской больницы улучшилась, в том числе, по магнитно-резонансным и другим методам исследований.
- На сегодня перед руководителями здравоохранения стоит более важный - кадровый вопрос, - отмечает Айдар Айратович. - В районных и городских больницах Зауралья не хватает узких специалистов. Реаниматолог-анестезиолог, хирург, педиатр, терапевт, гинеколог стали дефицитными профессиями.
До сих пор не определена маршрутизация, четкий порядок оказания медицинской помощи по хирургическому профилю. В 2019 году профессор Аитбай Ахметович Гумеров предлагал организовать Центр детской хирургии Зауралья в Баймаке, так как там много опытных специалистов этого профиля, а в других районах их нет совсем, в Сибае - я один. К этому вопросу, думаю, нужно вернуться.
- А нагрузка в медицине везде большая, - говорит Айдар Гумеров, - тем более сейчас, в период эпидемии коронавирусной инфекции. Помимо дневного приема, во время ночных дежурств нужно наблюдать за тяжелыми больными, осматривать поступающих в приемный покой. Врачей, которые дежурят сутками, можно назвать героями.
- Почему именно хирургия?
- На выбор специализации повлиял мой педагог, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детской хирургии университета Аитбай Ахметович Гумеров. Сейчас молодежь неохотно идет в детскую хирургию, ведь это большая ответственность - оперировать малышей, общаться с их родителями, дедушками, бабушками.
- Какие самые частые причины обращения к детскому хирургу?
- Часто жалуются по поводу пупочных паховых грыж, доброкачественных образований, много обращений с болями в области живота.
- Каковы особенности общения с больным ребенком?
- Любой детский специалист должен быть добрым, отзывчивым. Многое зависит не только от квалификации и человеческих качеств доктора, но и его правой руки - медсестры. К каждому ребенку нужен свой подход. Бывало, если малыш плачет, и живот невозможно прощупать, дожидаешься ночи, когда он уснет, тогда аккуратно, чтобы не разбудить, осматриваешь.
- Если ребенок жалуется на боли в области живота, что нужно делать?
- Есть такое понятие у хирургов - острый живот, характеризующийся болями. Дети до года не могут объяснить, что именно болит, поэтому лучше не тянуть с обращением к педиатру, который отправит на анализы и затем, если нужно, на консультацию к хирургу. Мы же должны исключить хирургическую патологию, при необходимости - госпитализировать для оперативного лечения.
- Вспомните какой-нибудь необычный случай из практики?
- Ровно год назад я работал в Акъярской ЦРБ. К нам обратились родители трехмесячного ребенка с жалобами на многократную рвоту, слабость.
Сделали рентген органов брюшной полости и обнаружили, что у ребенка идет острая кишечная непроходимость. Малыш, который находился на искусственном вскармливании, 7 дней болел ротавирусной инфекцией. Было два пути разрешения кишечной непроходимости: консервативный и оперативный. Как меня учили в Баймаке, из подручных средств собрали инструмент. Взяли обычный тонометр и катетер Фолея, под внутренней анестезией через прямую кишку под атмосферным давлением раздули кишечник, и кишечная непроходимость разрешилась, и нам не пришлось оперировать ребенка.
Еще был случай. Когда я работал в Баймаке, мы оперировали мужчину с аппендицитом. При вскрытии аппендикса обнаружили золотой зуб, который, как оказалось, пациент проглотил несколько лет назад и был рад этой неожиданной находке.
- Кстати, много вопросов и страхов вызывает аппендицит. Почему его так сложно диагностировать?
- Аппендицит кажется банальным заболеванием, если его вовремя диагностировать, прооперировать. Сам аппендикс находится среди кишок, и его не всегда легко распознать.
Хотя основные симптомы хорошо известны: температура 37-37,5 (высокой температуры не бывает), рвота, боль в правой подвздошной области. Иногда клиника меняется: если аппендикс в спайках, боль перемещается в другую сторону живота.
Также клиническая картина аппендицита зависит от индивидуальной реакции организма, анатомических особенностей и возраста ребенка. Иногда при аппендиците анализы бывают в норме. И даже ультразвуковое исследование, которое я провожу детям, не всегда может показать верный диагноз.
Если есть подозрения, госпитализируем, в течение шести часов наблюдаем, повторно делаем анализы, дополнительные исследования, чтобы определиться с тактикой лечения.
Особенно трудно диагностировать аппендицит неопытным врачам во время ночного дежурства, когда срочно поступает пациент и не с кем посоветоваться.
- Как вы отдыхаете? Как сами поддерживаете здоровье?
- Я довольно давно играю в футбол. Каждый год мы с баймакской командой выезжали в Уфу на турниры по футболу среди медицинских организаций республики. В 2019 году заняли 3 место среди 26 команд. Несмотря на ночные дежурства, нахожу время на тренировки. А здоровье, как известно, надо беречь смолоду. Моя мама, которая работала в деревне фельдшером, когда мне исполнилось 18 лет, сказала: «Раньше я заботилась о твоем здоровье, теперь следи за собой сам».
- Расскажите о своей семье. Ваша супруга тоже врач?
- Да, Айгуль Ахметовна Гумерова - врач-невролог, работает в первичном сосудистом отделении Сибайской больницы. У нас двое детей: Амир учится в первом классе, младший, 4-летний Карим ходит в садик. Они живут в Баймаке, за ними присматривает бабушка. Мы постоянно на работе, приезжаем домой поздно. С женой часто обсуждаем профессиональные вопросы, сложные диагнозы, даем друг другу советы, проводим консилиум в кругу семьи.