- До 5 лет я и сама не умела произносить звук «Р», - с улыбкой вспоминает Зифа Накиповна. - Хотя это и была возрастная норма, но мои родители побежали со мной к логопеду. В то время в городе как раз появился молодой специалист Хазира Зарифовна Байгубакова, ее кабинет находился в старой горбольнице.
Была зима, после первого занятия я осталась во дворе играть с ребятами. Катали друг друга на санках, и вот один мальчишка очень сильно разогнал мои санки, мне стало страшно, что упаду на повороте, и я во все горло начала кричать: «Тррррр! Тррррр!» Когда поняла, что научилась «рычать», то побежала домой хвалиться и всю дорогу, поднимаясь на третий этаж, громко кричала: «Трррр! Трррр!»
Папа был очень рад за меня, а мама, по-моему, даже немножко расстроилась, что так быстро закончилась моя логопедическая эпопея. Зато для Хазиры Зарифовны это был триумф! Когда через 25 лет мы стали с ней коллегами, она всегда рассказывала молодым логопедам этот случай.
- Кем трудились ваши родители?
- Мой отец, Накип Хамматович Юлдыбаев, работал машинистом тепловоза в желдорцехе, имел значок рационализатора и изобретателя. Он был ветераном подразделений особого риска, так как во время службы в рядах Советской Армии ему довелось участвовать в ядерных испытаниях на Тоцком полигоне. Мама, Роза Ильясовна, была отличником советской торговли, заведовала различными магазинами, под ее руководством открылся первый в городе магазин самообслуживания. Моя старшая сестра, Фатима Накиповна, работала фельдшером в городской поликлинике, сейчас она на пенсии, вместе с мужем ведут свое хозяйство, помогают детям растить внуков. Отчий дом был для нас с сестрой самым теплым и уютным местом, где нас всегда ждали любимые родители.
- Что повлияло на выбор профессии?
- Я с детства хотела стать педагогом. В 5 с половиной лет уже бегло читала, и воспитатели в детском саду частенько просили почитать ребятам книжки. В школе мне, восьмикласснице, доверяли проверять у шестиклашек тетради по русскому языку. По всем предметам училась на круглые пятерки, ежегодно защищала честь школы на городских олимпиадах по физике и математике.
Наш класс был очень дружным, сплотила нас первый классный руководитель Рамзия Шарафулловна Ишкуватова - интеллигентная, порядочная, умная и просто красивая женщина, которая до сих пор является для меня примером настоящего Учителя, образцом для подражания. Везде, где я училась, всегда активно участвовала в общественной жизни, была комсоргом, старостой.
После окончания Магнитогорского государственного педагогического института несколько лет работала воспитателем в детском саду №168 Магнитогорска. Его заведующая, Юлия Васильевна Власова, порекомендовала мне не останавливаться на достигнутом и продолжить обучение в сфере коррекционной педагогики. Отучившись на факультете индивидуальной специализации в родном институте, я стала логопедом-дефектологом.
- Как складывалась ваша карьера в Сибае?
- В 1996 году я вернулась в Сибай и устроилась учителем-дефектологом в детский сад «Мишутка». В те годы коррекционное направление в дошкольном образовании города только-только делало свои первые шаги. Большой вклад в мое становление как дефектолога и логопеда внесла ныне покойная Хазира Зарифовна Байгубакова, в то время она была заведующей ПМПК.
В разные годы работала в филиале реабилитации для детей и подростков с ОВЗ, в Республиканском центре дистанционного образования, в детском саду. И везде меня встречали неравнодушные, болеющие за свое дело руководители: Марьям Ягафаровна Богданова, Насима Хамматовна Кильдиярова, Рамиля Гайфулловна Буляканова, Наталья Алексеевна Фаттахова, Гульфия Фаритовна Магасумова.
- Работу в детском саду «Мишутка» вы начали со слабовидящих воспитанников. А когда вы сами начали носить очки?
- Когда пошла в школу, учительница заметила, что я стала щуриться, и посоветовала обратиться к окулисту. Так я стала очкариком. И хотя в ту пору детей в очках было мало, меня никто не обзывал, видимо, помог мой бойкий характер. В молодости пыталась перейти на линзы, но мне не понравилось. В очках мне комфортнее, у меня их несколько пар, меняю по настроению.
- С какими сложностями встречались на заре своего профессионального пути?
- Так как не было интернета, мы добывали знания по крупицам в книгах и журналах, сидели в библиотеках. Раньше пособия для занятий мастерили своими руками, сейчас в магазинах полные полки развивающих игр. Для родителей своих воспитанников мы были чуть ли не единственным источником педагогических знаний, сейчас, благодаря тому же интернету, взрослые стали более подкованы в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ.
В специализированные группы мы с трудом набирали детей, так как родители оказывали отчаянное сопротивление (а что люди скажут?), сейчас в такие группы очередь: здесь квалифицированные специалисты оказывают детям ежедневную, а главное, бесплатную помощь.
- Какие наблюдения вы сделали, работая с детьми с ОВЗ?
- К сожалению, число таких детей с каждым годом увеличивается. На это влияют и плохая экология, и неправильное питание, и вредные привычки родителей, отягощенная наследственность, наличие скрытых генетических мутаций, патологии в беременности и родах и многое другое. Также одна из главных причин роста числа детей с ОВЗ - улучшение медицинской диагностики.
- Что обычно вы советуете родителям своих воспитанников?
- Растет число так называемых «неговоряшек» - детей, которые к 2-3 годам не имеют в активном словаре даже 10 слов! Иногда приходится встречать детей 4-5 лет с лепетной, не понятной для окружающих людей, речью. И часто родители не видят в этом большой проблемы.
Мол, до школы научится, зато он и в телефоне лучше меня разбирается, и с компьютером на «ты»! Хочется напомнить, что гаджеты не только портят осанку и зрение детей, но и тормозят развитие речи, что влечет за собой и нарушение психических процессов: внимания, памяти, мышления.
Маленький ребенок, сидя в телефоне, смотрит на калейдоскоп часто сменяющихся цветных картинок. А мама в это время молча делает свои дела по дому. А правильнее было бы комментировать свои действия: «Скоро придет с работы папа. Надо сварить ему вкусный суп. Что положим в бульон? Морковь, картофель, лук» и т. д. Или: «Надо постирать грязные вещи. Подай мне свои колготки, рубашку, я положу их в стиральную машину, и они станут чистыми-чистыми». Думаю, принцип понятен.
Если хочешь, чтобы ребенок заговорил, говори с ним! В фольклоре разных народов существует масса потешек, которыми можно сопровождать различные действия: одевание, умывание, кормление. Если вы будет их постоянно использовать, то и малыш станет запоминать, завершать фразы, а потом и полностью проговаривать сам.
- Нынешний год в республике объявлен Годом заботы о людях с ограниченными возможностями здоровья. Что в этой связи вы бы хотели отметить?
- Пусть медленно, но государство поворачивается лицом к людям с ОВЗ и инвалидам, которые нуждаются в обеспечении достойным лечением, необходимыми лекарствами, средствами реабилитации. Хочется, чтобы в городе в достаточном количестве появились квалифицированные специалисты - медики и педагоги.
Радует, что многие родители, которые воспитывают ребенка с тяжелыми патологиями, перестали запираться в четырех стенах, боясь осуждения. Мамочки особых детей активно борются за ребятишек, искренне желая довести их до нормы. Они ездят на консультации к разным светилам в другие города, апробируют новые методики. Несколько сибайских мам и вовсе получили высшее дефектологическое образование для того, чтобы помочь своим детям! Это ли не подвиг!
Нисколько при этом не умаляю роли отцов в семьях с детьми-инвалидами, но их функция чаще всего сводится к зарабатыванию денег на дорогостоящее лечение, а ежедневная, кропотливая, рутинная работа с малышами ложится большей частью на плечи матерей.
- Эти женщины тоже нуждаются в поддержке…
- Конечно, прежде всего, не надо заниматься самобичеванием. Мамы не виноваты, что у них родился больной ребенок. Надо принять ситуацию и оставаться уравновешенными и собранными, насколько это возможно.
Самое главное, что нужно ребенку, - это счастливая мама. Если женщина будет нормально отдыхать, заботиться о своем здоровье, больше общаться с родными и друзьями, то сможет дать ребенку больше помощи и поддержки. Я бы порекомендовала больше внимания уделять себе, периодически устраивать мини-выходные, хотя бы полдня в неделю, когда вы можете ОДНА выйти из дома, прогуляться по парку, сходить к подруге или в салон красоты.
- А что вас спасает от эмоционального выгорания?
- Хорошо отвлекает хобби. Шить начала еще в юности, лет в 15, создавала подружкам модные брюки «бананы», сарафаны, платья, жакеты. Смело бралась за любые проекты и могла за один вечер сотворить себе вечернее платье. Родители поощряли мое увлечение и купили электрическую швейную машинку «Чайка». Со временем появилось и другое оборудование, но «Чайку» я тоже храню.
- Расскажите о своей семье.
- Мой сын Тимур после окончания УГГУ трудится ведущим инженером-технологом в нефтегазовой компании, живет в Уфе. Я никогда его излишне не опекала, он рос самостоятельным ребенком, хорошо учился, умел сам принимать решения и отвечать за них. Рада, что у Тимура есть надежные и проверенные временем друзья. Сын - мой главный друг и советчик, часто балует меня дорогими подарками.
К сожалению, 2 года назад не стало моего супруга, Александра Владимировича. Это был очень умный, грамотный, яркий, веселый, общительный, неординарный человек, который легко сходился с людьми. Мы с полуслова и полувзгляда понимали друг друга, путешествовали по нашей республике, несколько раз бывали за границей. Летом много времени проводили в саду. Теперь мне его очень не хватает. От тяжелых мыслей спасает любимая работа, коллеги и родственники.
Недавно вернулась из Сургута - погостила у племянника Азата, посетила местный храм, художественную мастерскую, перезагрузилась и с новыми идеями приступила к занятиям с воспитанниками родного «Теремка».