+17 °С
Дождь
Антитеррор
Все новости
Воспитание
21 Декабря 2020, 11:55

Поиграем дома

Часто у мам возникает вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени женщины проводят на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи.Например, вы заняты на кухне приготовлением ужина, а ваш малыш рядом с вами. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено - тем самым он окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием речи. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.Играем с крупами. Все детки любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Насыпьте фасоль в них, посчитайте – в какой больше всего, в какой меньше всего. Посадите разных животных возле каждой тарелки, причем подбирайте их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, так как она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д. Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками. Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от другой. Можно предложить ребенку опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая ее из песка, определить, что ему попалось в руки.

Часто у мам возникает вопрос – когда позаниматься с ребенком? Работа и домашние хлопоты отнимают очень много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени женщины проводят на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи.
Например, вы заняты на кухне приготовлением ужина, а ваш малыш рядом с вами. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено - тем самым он окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие мелкой моторики рук тесно связано с развитием речи.
  1. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.
  2. Играем с крупами. Все детки любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Насыпьте фасоль в них, посчитайте – в какой больше всего, в какой меньше всего. Посадите разных животных возле каждой тарелки, причем подбирайте их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, так как она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д. Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками. Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от другой. Можно предложить ребенку опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая ее из песка, определить, что ему попалось в руки.
    Макароны – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить.
    Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
    Волшебные палочки
    Выкладывание из счетных палочек или спичек с отрезанными головками простейших геометрических фигур, предметов, узоров. Вырезанные из бумаги трапеции, круги, овалы дополнят изображения.
    Сортируйте ложки и вилки отдельно.
    Играем с крышечками. Это очень полезно для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, кастрюльки разного размера. Снимите с них крышечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышечку.
    Ежик. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики, и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: маленьким деткам лучше не давать острые зубочистки или работать с ними под присмотром взрослых.
    Играем с кастрюлями.
    Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню. Изучаем понятия – большой, средний, маленький. Спрячьте в одну из них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку). Дайте малышу крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть малыш перебирает крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе.
    Волшебная скорлупа.
    Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.
    Увлекательными могут быть игры с соленым тестом.
    Поделки из него хранятся долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все перемешать, чуть подогреть и получите мягких комок. Лепите на здоровье!
    Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелочки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ему, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Моем посуду. Еще можно взять коктейльные трубочки и дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка.
    Играем с пинцетом. Берем пинцетом крышки от бутылок, поролоновые шарики и складываем в тарелку. Заодно и считаем.
    Игры с магнитами. Безделушки на магнитах, которыми принято украшать кухню, помогут взрослым придумать много интересных заданий и игр. Например, мама просит ребенка расположить их на дверце холодильника в определенном порядке: сначала только фрукты, потом только круглые предметы, потом только желтые и т.д.
    1. Игры на обогащение словаря ребенка.
    2. «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т.д.
      «Угощаю». Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите. Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.
      «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:
      Ворона каркает, а воробей . . .
      Сова летает, а заяц . . .
      У коровы теленок, а у лошади . . .
      Сахар сладкий, а лимон …
      Луна видна ночью, а солнце …
      Огонь горячий, а лед …
      Угадываем на вкус овощи и фрукты.
      «Скажи, как я». Цель игры: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие. Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Следите за тем, чтобы малыш произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
      «Чудесный мешочек». Эта игра остается самой любимой для детей долгое время, вплоть до школьного возраста. Ведь каждый предмет из волшебного мешочка всегда сюрприз. Конечно, задание для старших уже усложняется (например, нужно определить предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек…)
      Что понадобится: любой мешочек, мелкие игрушки.
      Взрослый говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну и громко назвать. Нужно добиваться, чтобы малыш правильно и внятно назвал игрушку.
      «Какой предмет?». Цель игры - развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.
      Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.
      Зеленый - помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
      Красное - платье, яблоко, знамя, …
      Все эти несложные, но увлекательные занятия помогут вам и вашему ребенку не только приятно, но и полезно провести время. Удачи и терпения!
      Расима АМИНОВА, Рашида АБДРАХМАНОВА,
      учителя–логопеды детского сада «Теремок».
      Читайте нас: