-11 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Увлеченные люди
15 Марта , 08:01

Зульфия УТЯЕВА - шаржист, акварелист, педагог Сибайской детской художественной школы

Веселые шаржи Зульфии УТЯЕВОЙ пользуются большой популярностью и разлетаются по всей стране. она пишет портреты, пейзажи, преподает в Сибайской детской художественной школе. Зульфия Хайрезамановна словно сама сошла с живописных полотен - парящая, утонченная, ранимая, эмоциональная, воздушная, как и ее картины, наполненные воздухом, светом и любовью.

Зульфия УТЯЕВА - шаржист, акварелист, педагог Сибайской детской художественной школы
Зульфия УТЯЕВА - шаржист, акварелист, педагог Сибайской детской художественной школы

Ее работы получили высокую оценку известных специалистов в области искусства, что позволило художнику вступить в Союз акварелистов России. Зульфия Утяева признается, что до недавних пор боялась подступиться к сложной акварельной технике, но занятия с воспитанниками художественной школы позволяют расти и учиться вместе с ними. А знакомство с творчеством талантливой коллеги из Екатеринбурга Ларисы Трапезниковой вызвало еще больший интерес и трепетное отношение к акварельной живописи, не прощающей промахов, неверных мазков, - только точные движения кистью, управляющие вольными, текучими и часто капризными красками.

- Акварель у меня ассоциируется с поэзией, лирикой, она такая же легкая, прозрачная. Я продолжаю с ней знакомиться, переживаю, если не получается, - делится педагог.

Зульфия Утяева пишет картины с натуры: нежные лиловые колокольчики, роскошные пионы, милые ромашки, первосентябрьские гладиолусы, ветка яблони, холодный зимний пейзаж, портрет седовласого деда с улыбающимися, лучистыми глазами...

Выезжая с семьей на природу, она обязательно берет с собой краски. Когда все дети (а их у нее четверо!) накормлены, устроены, заняты делом, выбирает понравившийся уголок, уединяется и погружается в творчество. На картинах узнаваемые места: берег реки Сакмары в Зилаирском районе, скала с хвойными деревьями на реке Агидель, кстати, этот этюд художник рисовала в 36-градусную жару.

- Мне очень нравятся работы китайских акварелистов: они очень реалистичны. Много и других художников мирового масштаба, у которых я продолжаю учиться, - говорит собеседница. - Иногда, следуя идее, эмоциям, хочется передать на холсте мироощущение, фантазии, но они настолько сиюминутны, что нужно приступать к работе здесь и сейчас. А если в этот момент я стою у плиты и готовлю обед, то творческий порыв откладывается, а потом и вовсе может исчезнуть…

- Быт мешает вдохновению?

- Я не переживаю по этому поводу. В первую очередь я мама, и дети пока еще нуждаются в моем внимании, заботе. Но они очень быстро растут. Старшая дочь Вилена - студентка первого курса Уфимского университета науки и технологий, у нее есть художественный вкус, она рисует портреты. Арслану 14 лет, он - мой главный помощник, пока муж трудится на вахте. Арслан увлекается лыжным спортом, занимает призовые места на соревнованиях, с папой принимал участие в велогонках по бездорожью. Динияр - первоклассник, играет, как его дедушка, в шашки, шахматы, у него математический склад ума. Самому младшему, Артурику, 4 года, он - воспитанник детского сада «Солнышко». Муж, Гаяз Рашитович Абдулов, - шахтер, машинист ПДМ.

Конечно, художник должен постоянно рисовать, и внутри меня есть бичеватель, который укоряет, если я откладываю кисти, не завершаю начатые картины - они у меня стоят за дверью. Как говорил один мой педагог, незаконченная работа тащит назад.

- Почему после многолетнего пути в качестве свободного художника вы решили посвятить себя учительской профессии?

- Когда долгое время работаешь дома, замыкаешься, затухаешь. Педагогическая деятельность в Детской художественной школе меня вдохновила, подтолкнула развиваться. Тут постоянно проходят конкурсы, мастер-классы, выставки. В коллективе столько интересных, творческих людей. Каждый педагог привносит в атмосферу учебного заведения, которому в этом году исполняется 50 лет, что-то свое.

В школе реализуется проект по гончарному мастерству для молодых людей с инвалидностью, проводятся мастер-классы для представителей «серебряного» возраста. Мне нравится наблюдать за взрослыми женщинами, которые приходят на занятия нарядные, на каблучках, у них глаза горят. Я бы тоже в их возрасте хотела быть такой же увлеченной и энергичной.

Также я веду дополнительные уроки рисования у учащихся Башкирского лицея имени Р. Уметбаева.

- Что в педагогической деятельности вам важно?

- Я люблю детей, при встрече мы обнимаемся, общаемся, шутим. На моих уроках нет строгой дисциплины, считаю, что ребенок не может творить из-под палки. Есть яркие ребята, которые быстро справляются с задачей, у них - свой подход, видение, полное погружение в творчество. Скромным детям рисование помогает раскрыться, а более общительные и смелые их поддерживают. Интерес к искусству объединяет.

У меня сейчас третий класс. Со следующего года будем готовиться к персональным выставкам в рамках акции «Шаг вперед», которая дает шанс воспитанникам школы ощутить значимость своего творчества, они выступают перед публикой, их родители видят успехи детей.

- Каким было ваше детство?

- У меня было замечательное детство с чтением книг, рисованием, походами, пирогами, которые мама специально пекла: мы с рюкзаком поднимались на гору, расстилали ковер, ели вкусную выпечку и смотрели с высоты на город. Такие воспоминания греют душу.

Отец, Хайрезаман Зиннатович, работал корреспондентом в газете «Баймакский вестник», сидя на каких-то долгих совещаниях, он делал зарисовки выступающих. Сейчас он на пенсии, но продолжает общественную деятельность: руководит шахматно-шашечным кружком Центра общения старшего поколения, ведет страницу в группе в ВКонтакте. Мама, Залифа Акрамовна, работала диспетчером, экономистом, она - прекрасная хозяйка. Моя старшая сестра Айгуль - преподаватель английского языка в баймакской школе, ее очень любят ученики.

- Где вы учились рисовать?

- В детском возрасте я самостоятельно записалась на художественное отделение школы искусств в Баймаке, где мы жили. Профессию живописца, преподавателя ИЗО получила в училище искусств в Сибае. Наш педагог Червон Насретдинович Хисаметдинов дал очень хорошую базу. Его супруга, Разида Фиргатовна, была нашим классным руководителем. Они оба горят своей работой, болеют за каждого студента. Мы до сих пор общаемся с одногруппниками в общем чате, наблюдаем за успехами друг друга. Затем я заочно училась на худграфе Магнитогорского госуниверситета. Некоторое время, до декретного отпуска, преподавала в Башкирской художественной гимназии, в школе искусств Баймака, затем ушла в свободное плавание.

- Многие знакомы с вашим творчеством по шаржам. Как они появились?

- Они появились в непростой период, когда казалось, что передо мной одна за другой закрылись все двери. Но творчество взбодрило меня. Я начала рисовать шаржи на заказ на свадьбы, юбилеи. Благодаря социальным сетям все больше людей узнавали о моих работах. Поступали заказы из разных уголков страны, а несколько шаржей улетели за рубеж.

В основном работаю по фотографиям, которые скидывают по интернету заказчики, контактирую с ними на расстоянии, спрашиваю, чем человек увлекается, кто по профессии. Фотография не всегда передает особенности людей, поэтому я всегда уточняю детали.

Несколько раз рисовала вживую на корпоративах. Это интересный опыт: за тобой наблюдают, комментируют...

- В чем особенность ваших шаржей?

- Юмористические шаржи позволяют немного похулиганить, но они у меня очень деликатные, это доброе, дружеское, веселое изображение человека. Хотя первое время картинки были гораздо смелее, но я все-таки учитываю рекомендации дарителя, а они хотят произвести приятное впечатление на юбиляров, молодоженов, не обидеть их.

Часто заказывают семейные шаржи-портреты. Когда рисую людей, думаю о них, отмечаю про себя внешнее сходство детей с их родителями, бабушками и дедушками.

Мне всегда важен момент передачи заказа, реакция людей. Радуют благодарные отклики.

- Были ли необычные заказы портретов?

- Лет пятнадцать назад ко мне обратилась девушка, у нее была детская фотография брата, которого она разыскивала и никогда не видела взрослым. По ее просьбе нарисовала родственника, как он мог бы выглядеть спустя годы. Сейчас, конечно, для этого есть специальные компьютерные программы.

Однажды мы лежали в больнице, и соседка по палате, мама двухгодовалого малыша, которому предстояла операция по устранению заячьей губы, попросила нарисовать, как ее сын будет выглядеть в будущем без этого дефекта.

- Вы же еще занимались росписью стен?

- Да, расписывала стены, потолки в квартирах, домах маслом, акриловыми красками, выполняла лепнину. Оформляла интерьер живописными рисунками: цветами, ангелочками, героями из мультиков.

- Какие творческие сферы вам еще интересны?

- Если бы я родилась мужчиной, была бы кузнецом, меня завораживает процесс ковки.

- Что для вас женская красота?

- Это душевная гармония, доброта, умение видеть радость в окружающем. Иногда зайдет дама с нестандартной фигурой, но в ней столько харизмы, глаза горят, осанка - просто королева! Женщине важно чувствовать себя вдохновленной, влюбленной, любимой.

- Какой цвет передает ваше сегодняшнее настроение?

- Не задумывалась, но по ощущениям - оранжевый. А в одежде люблю черные оттенки.

- Какую музыку слушаете?

- Когда чувствую упадок сил, включаю музыку Роберта Юлдашева, особенно вдохновляет мелодия «Хан-Кызы». У меня вообще трепетное отношение к башкирской культуре.

- Можно ли научиться видеть красоту в мелочах?

- Такое умение можно развить. Когда провожаю детей в школу, детский сад, сама смотрю по сторонам и обращаю их внимание на солнечные блики, оттенки неба, появившийся на дереве скворечник, красное брюшко снегиря...

Мы часто зацикливаемся на проблемах, негативе, а нужно видеть позитивное в мелочах - идешь, а тебе загорается зеленый сигнал светофора - хорошо, красный - ну, значит, есть время поправить шапочку. Счастье состоит из многих радостных моментов, важно их замечать.

Фото Гульсины Губайдуллиной.

Автор:Римма Махмутова
Читайте нас: