В хозяйстве Латыповых живут резвый десятилетний русский рысак Плариум, который принял участие в театрализованном представлении на площади, четырехлетний башкиро-карачаевский Шамал, трехлетние башкирорысистые Парламент, Кубаляк, задиристые шетлендские пони Спирит, Смурфик, Бусинка, Маруся, недавно к этой дружной компании добавился орлово-башкирский Атаман, ему восемь лет, он очень активный и трудолюбивый.
- Дети, которые посещают наш клуб, учатся не только верховой езде, они сами ухаживают за закрепленными за ними лошадьми, чистят, седлают. При необходимости могут и убраться в деннике. Я против потребительского отношения к животным, лошади - не велосипед, на котором покатался и бросил, - говорит Резеда Асхатовна, - они требуют заботы, сострадания, дети учатся взаимодействовать с другим живым существом.
Любовь к лошадям у нашей собеседницы с детства, которое прошло в деревне Октябрь Баймакского района. Когда ей было 13 лет, умер отец, и Резеда на его любимом коне Буяне помогала по хозяйству доставлять сено, солому, зерно.
- И первые скачки были на гнедом Буяне, - рассказывает Резеда Латыпова. - Я одна среди мальчишек участвовала на сабантуе в Зилаирском совхозе в 1994 году. Скакала на длинные дистанции без седла, считала, что так безопаснее.
После восьмого класса она поступила в Уфимский педагогический колледж по классу фортепиано и параллельно подрабатывала на ипподроме «Акбузат». Но тут у нее заболела мама, и Резеда, бросив учебу, вернулась в родную деревню.
Чтобы получить аттестат о среднем образовании, поступила в ГПТУ №24 по специальности штукатур-маляр. Затем уехала в Уфу и продолжила работать на ипподроме «Акбузат», ухаживала за скаковым конем.
Позже поступила в Южноуральский колледж управления и права, затем в Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права по специальности «юриспруденция». Диплом о высшем образовании получила, уже будучи мамой - старшему сыну исполнилось 8 месяцев.
Около десяти лет Резеда Латыпова работала секретарем судебного заседания. В 2011году в период третьего декретного отпуска решила кардинально поменять сферу деятельности.
- Общалась как-то в соцсетях с бывшей коллегой с ипподрома «Акбузат», и она подтолкнула меня к мысли открыть конноспортивный клуб, - говорит собеседница. - Идею поддержал муж - он как раз только получил высшее образование в Сибайском институте по специальности «педагог-психолог». Мы зарегистрировались как индивидуальные предприниматели и оформили конный клуб «Ветерок».
Муж занимался иппотерапией, а я работала с детьми в спортивном любительском направлении. За короткие сроки обучения наши воспитанники начали показывать хороший уровень верховой езды на соревнованиях, занимали первые и призовые места.
Через два года в семье Латыповых произошла трагедия - в пожаре погибли все кони. Даже по истечении 10 лет Резеде Асхатовне тяжело вспоминать и говорить о том страшном дне.
- Это был сильный удар. Но нас не оставили в беде, откликнулись многие горожане, родители детей, посещавших клуб, предприниматели, родственники поддержали морально, финансово, материально, привезли стройматериалы, подарили двух лошадей, жеребенка. «Строймеханизация» помогла восстановить конюшню. Мы всем благодарны.
Наша собеседница - человек разносторонний. Прошла курсы повышения квалификации по программе «физическая культура» и в 2015 году устроилась на работу в ДЮСШ тренером по легкой атлетике, затем стала инструктором-методистом и возглавила судейскую бригаду по приему нормативов ГТО.
Еще одно увлечение Резеды - стрельба из традиционного лука, тренируется она у руководителя клуба «Ирандек уксылары» Хурмата Тагирова: «Мне нравится, что соревнования проходят в атмосфере исторического прошлого, уважительного отношения к традициям башкирского народа».
Муж, Радик Мавлетьянович, как и многие сибайские мужчины, работает вахтовым методом, чтобы обеспечить семью. Когда бывает дома, во всем поддерживает супругу.
- Конные прогулки, фотосессии с лошадьми - все это не покрывает расходов на содержание животных. Только на корм (сено, овес) в зимнее время уходит около 200 тысяч рублей, плюс витамины, лекарства, расчистка копыт, покупка снаряжения, - отмечает Радик Латыпов. - Некоторые родители просят возобновить реабилитацию детей-инвалидов с помощью верховой езды - у меня тоже есть такое желание, но тогда нужно будет бросать работу на Севере, а это сразу негативно скажется на финансовой стабильности семьи. Так что пока размышляю.
У Латыповых трое детей. Старший сын Ильгам - студент Казанского авиационного института, получает профессию, связанную с IT-технологиями. Раиль - тоже будущий программист, учится в Сибайском многопрофильном профессиональном колледже. Дочка Минзиля - семиклассница школы №12.
- Дети - наша поддержка, надежда, гордость. Они помогают по хозяйству, ухаживают за животными, - говорит Резеда. - Дочка часто ездит верхом на своем любимце Шамале и в любую свободную минутку проводит время с лошадьми. Пока фотографировала семью Латыповых, Шамал потянулся мордой к объективу. - Это он у вас сладости выпрашивает, - объясняет Минзиля.
- А что он любит?
- Сахар, морковку.
Резеда Асхатовна добавляет: «Для нашей семьи нет праздничных или выходных дней, четыре раза в день кормим лошадей, убираем за ними, общаемся, бывает, и ругаем за непослушание, но через пару минут уже обнимаем - они как дети и друзья, а старшая кобыла Марта и вовсе моя «правая рука». Хочется, конечно, чтобы было больше времени и возможности развивать конный спорт для детей. Общение с лошадью воспитывает в них доброту, ответственность и дарит положительные эмоции».
Фото Риммы МАХМУТОВОЙ