Тансылу Фатиховна родилась в Сибае, окончила Сибайское педагогическое училище и Магнитогорский пединститут. Более двух десятков лет работала в школе-интернате. С 1990 года была редактором Сибайской редакции радиовещания ГУП ТРК «Башкортостан». И на этом поприще всегда находилась в творческом поиске: на двух государственных языках готовила тематические передачи, репортажи для городского и республиканского радио, материалы о насущных проблемах Сибая и районов Зауралья, которые транслировались ежедневно в информационно-аналитических программах телерадиокомпании «Башкортостан».
Отличительная черта репортажей и тематических передач Тансылу Гайнуллиной - объективность и оперативность. Они отражали дух нации, стремление к нравственности, межнациональную дружбу народов. В 2006-2008 годах Тансылу Фатиховна трудилась главным редактором редакционно-издательского центра Сибайского института БГУ. Из-под ее пера вышли книги «Говорит Сибай», «В судьбах семи цветов радуги», «Тайна ли».
Сегодня юбиляр с огромной любовью и почтением вспоминает маму - Самсиямал Садыковну Гайнуллину, которая после ранней смерти супруга, Фатиха Ишдавлетовича, - участника войны, получившего несколько ранений, одна вырастила пятерых детей.
Предлагаем рассказ Тансылу Гайнуллиной о ее маме.
САМСИЯМАЛ
В детстве мама нам рассказывала древнюю поучительную сказку. …Один мужчина собрался в путь, погрузив на плохонькую тележку свою старую, дряхлую мать, чтобы сбросить ее с крутого обрыва. Чтобы было легче тащить тележку, в помощники взял младшего сына. Как только отец собрался столкнуть тележку в обрыв, мальчик сказал ему: - Не сбрасывай тележку, заберем ее домой.
- Зачем нам нужна эта рухлядь? - спросил отец.
- На чем же я тебя привезу к этому обрыву, когда ты состаришься, и у тебя, как у бабушки, выпадут все зубы? - ответил сын.
Мама повторяла нам эту притчу, как пример, при каждом удобном случае. Сказка-поучение, близкая к народной педагогике, как предупреждение, сопровождает нас по жизни до сих пор.
У мамы было широкое мировоззрение и глубокий ум. Она знала накопленные веками, приобретенные жизненным опытом предков правила народной этики, заранее предвидела некоторые события - все это свидетельствует об уровне ее природных способностей. У мамы не выживали сыновья, они рождались и умирали. Поэтому, когда появился на свет мой брат, собственного ребенка она выкупила через окно.
Существовала такая древняя традиция: если в семье умирал новорожденный, то при рождении следующего младенца родители сразу отдавали его неродным людям, завернув в платок. Те выносили ребенка на улицу и, обойдя вокруг дома, стучали в окно, при этом спрашивая: «Кто его купит?» Родители малыша отдавали деньги в окно и через подоконник получали назад своего младенца.
Мама дала сыну имя, пожелав, чтобы оно соответствовало его сути, - Тимерьян, что в переводе с башкирского языка означает «железная душа». Слава Аллаху, брат с Гильминур-килен вырастили двух дочерей - Алию и Лилию. Обе получили по два высших образования.
Наверное, правда, что женщины от рождения - воспитательницы. Мама имела свойственную лишь ей одной житейскую философию. От нас требовалось, чтобы мы, вернувшись из школы и войдя во двор, разговаривали друг с другом только на родном языке. Моя сестренка Айсылыу и ее супруг Айрат Давлетбаев остались верными этому завету. Их дети, Гульназ и Диана, прекрасно разговаривают, читают и пишут на родном башкирском и русском языках.
Большой смысл имеют слова нашей мамы: «Ирандык принадлежит нам, а мы принадлежим Ирандыку, здесь - земля, откуда мы уезжаем и куда возвращаемся». А ведь она родилась в Сибае, росла, утоляя жажду целебной водой сибайской земли, прогуливаясь по ее душистым лугам и слушая прекрасные кубаиры.
Когда она пела башкирские народные песни «Туяляс», «Сибай кашка», казалось, что мелодия льется из самого космоса. Помню, возле двери топилась белая, красивая печь. Мама белила ее и тихонько напевала народную песню. Мысленно частенько возвращаюсь к тем моментам, когда разговаривала с ней.
Мама была красавицей из красавиц. Словно ее изваял талантливый скульптор, удаляя все ненужное, но добавляя женственности и очарования. Мама, как яркое солнце, озаряла все вокруг. У нее были огромные, как море, черные глаза, черные брови, напоминающие крылья чайки, длинные и густые черные волосы, зубы-жемчужины - все это было настоящее чудо природы. Ни одна из нас, трех ее дочерей, не похожа на маму. Только младшая сестра Римма полностью повторила судьбу матери. Слава Аллаху, и у нее есть три дочери и два сына. Она довольна жизнью и счастлива своими детьми. Хотя и говорят, что красотой невозможно черпать воду, истинная красота не может не иметь цены: кого только она не пленила и кого только не ставила на колени!
Двадцатипятилетний Фатих Ишдавлетович Гайнуллин, возвращаясь с войны, остановился, чтобы немного отдохнуть, в Сибае, в семье скрипача Ласынова. Кстати, он - дедушка известной актрисы Эльвиры Юнусовой.
Хозяин созвал гостей, накрыл на стол. Молодой солдат играл на скрипке, пел задушевные песни. Гости, которых угощали брагой, прослезились, вспомнив своих сыновей и родных, не вернувшихся с полей битвы. Чтобы поднять им настроение, Фатих начал играть на гармошке танцевальные мелодии. Люди плясали, веселились.
Немного отдохнув, при свете луны гармонист отправился в путь. Не успел он дойти до дороги в сторону Баймака, его догнали несколько сибайских юношей. Сказали:
- Ты очень славно играешь на гармошке! Один день ничего не решает, оставайся на ночь, утром мы запряжем лошадь и сами отвезем тебя в Баймак.
Парень остался. Над деревней Сибай полились мелодии - то грустные, то страстные. Тогда на вечерних танцах он впервые увидел Самсиямал и пришел от нее в восторг. Деревенские, почувствовав мысли гостя, не стали дожидаться утра, прямо ночью отвезли его в Баймак. Возвратившись домой, обрадовав своих родных и земляков, Фатих решил посоветоваться со старожилами. Ведь он вернулся для того, чтобы воспевать свой Ирандык, Талкас, Сакмар, прижиться на родной земле и добывать здесь средства для благополучной жизни! С начала до конца войны он входил в огонь и воду ради невесты Насимы, сражался со смертью, думая лишь о ней. Пешком обошел половину Европы и вернулся домой. А вчера вечером все эти мысли разбились вдребезги, взгляд его резко поменялся.
Как же так вышло? Или это судьба сыграла с ним такую шутку? Кто виноват? Перед его глазами, излучая свет, стояла Самсиямал. Жаль Насиму. Что делать? Крепко подумав, пришел к выводу: надо сказать Насиме правду и отправляться в Сибай. Парень, прошедший войну, так и поступил. Фатих и Самсиямал поженились. Бабушка Бибиямал не дала молодым своего благословения, даже на свадьбу сына не пошла.
Красавицу жену Фатих привез в свою деревню Тубинск. Для ее жителей появление молодой снохи стало большим событием. Вначале все восхитились ее внешностью. Прозвали ее «сноха-ангел». Когда узнали лучше, стали называть «трудолюбивый ангел». В то время в деревне Тубинск были и работа, и еда, однако люди испытывали нехватку питьевой воды. Воду пешком, на коромыслах, таскали из Сапсала, что в трех километрах.
Когда юная сноха впервые пошла за водой, за ней шли все жители деревни. Когда возвращались, ведра сельчане несли сами, по очереди. Мама имела привычку всякую работу выполнять с любовью и красиво. Она считала, что все имеет свою душу и что нельзя ее напугать: главное требование в любой работе - иметь добрые помыслы и думы.
К примеру, замешивая тесто, она обращалась к Аллаху, просила, чтобы свежий хлеб довелось кушать в здравии, вместе с детьми, с приходящими и уходящими, чтобы в семье царили добрые взаимоотношения. Нам же всегда твердила: - Пока печется хлеб, ведите себя спокойно, плохого не говорите - хлеб в печке все слышит и впитывает. До сих пор помню удивительный вкус маминого хлеба. А уход за скотиной, особенно доение коровы, - все это было настоящей наукой.
Мама была убеждена, что корова - священное создание, ее нельзя ругать и бить, ибо она в человеческий организм передает много информации, сама же хранит светлость и чистоту. Она, прежде чем начинать доить корову, просила разрешения у скотины. Затем, обращаясь к Аллаху за благословением и словно перебирая четки, перечисляла свои просьбы: о здоровье, о чистоте помыслов и других благих деяниях. Всему этому мама учила и нас.
Мы с малых лет знали, что важно не наличие большого количества денег, а умение с умом и бережливо тратить их. Повседневная жизнь доказала правоту мамы: для того, чтобы наслаждаться в двух мирах, надо дорожить этой жизнью и не быть чрезмерно жадным. У близкой подруги мамы дочка уехала в чужие края и вернулась вместе с русским парнем. Услышав про это, мама зарезала двух кур, разделала их, взяла по кружочку сливочного масла и курута и отнесла все это им. А те не только скотину, даже кур не держали.
Мамины гостинцы, однозначно, украсили их стол. А зять, приехавший издалека, увидел, что башкиры живут зажиточно и радушно принимают гостей. Действительно, у кого есть работа, у того есть и еда. Не зря же в деревне называли маму «сноха-ангел» и «трудолюбивая сноха». Перед тем, как уйти в Вечность, мама собрала всех нас и сказала:
- Будьте опорой, поддержкой и утехой друг для друга. Хорошее слово врезается в кровь, а плохое - в камень. Пусть души ваши всегда поют для родных. Я бесконечно благодарна Аллаху за то, что у меня есть дети, они красивее и милее других. В тот миг невольно вспомнилась обессиленная старуха, сидевшая на тележке, про которую мама нам часто рассказывала.
Наша мама до последних дней оставалась величавой и прекрасной. Наверное, если бы кто-то увидел ее в предсмертные минуты, так же, как и прежде, восхитился бы ее красотой. Дорогая, единственная мама наша ушла в мир иной, в полной мере чувствуя нашу любовь к ней и уважение, окруженная нашим заботливым вниманием. Пусть душа ее будет в раю!