-2 °С
Снег
Антитеррор
Все новости
Творчество
13 Октября 2021, 12:50

Драматург Амина ЯХИНА: «Жизнь каждого человека - это настоящая драма»

...В значимый для женщины 45-летний рубеж она решила, что знание точных предметов и ее логическое мышление «технаря»-нефтяника могут также пригодиться еще в другой отрасли. Что же, спросите, она сделала? А взяла и написала пьесу! И стала вскоре известным драматургом. Неожиданные откровения Амины ЯХИНОЙ, перипетии ее судьбы, данная ею оценка репертуара Сибайского театра, его творческого состава и еще многое другое - в статье «Жизнь каждого человека - это настоящая драма».

Драматург Амина ЯХИНА: «Жизнь каждого человека - это настоящая драма»
Драматург Амина ЯХИНА: «Жизнь каждого человека - это настоящая драма»

 

Творческая личность

 

Драматург Амина ЯХИНА: «Жизнь каждого человека - это настоящая драма»

 

 

Амину ЯХИНУ мы знаем как известного драматурга, постановки по пьесам которого давно полюбились зрителям. Между тем в творческую среду она пришла из совершенно иной сферы.

О своем творческом пути, личной драме, проблемах современного писательства и другом Амина Миндигуловна рассказала в интервью нашей газете.

 

- Амина Миндигуловна, мы знаем, что вы окончили нефтяной институт, по профессии инженер и работали в разных хозяйственных отраслях. В какой момент решили взять и написать пьесу? 

- Дело в том, что я всегда любила театр и с удовольствием посещала спектакли. Тем более, там работали мои друзья и знакомые: Зифа Баязитова, Вакиль Юсупов, Рафиль Набиуллин, Аскат Янбеков и другие. Но когда Сибайский театр поставил спектакль «Һуңғы аҡсарлаҡ» по пьесе Буранбая Искужина, с которым я училась в одной школе, это явилось для меня неким толчком. Я решила сама попробовать написать драматическое произведение. Тем более что тогда в г. Баймаке ежегодно коллективы предприятий и организаций участвовали в показе спектаклей.

Когда приступила к работе, мне очень помогла книга известного драматурга, нашего земляка Наиля Гаитбаева, которая так и называется: «Как написать пьесу». И вот мой труд - «Ҡайрылмаһын ҡанаттар» Не ломайте крылья») - готов, я первым делом дала почитать  Буранбаю.  На следующий день он пришел к нам и с порога заявил: «Собирайся!» Я опешила: «Куда?» Ответ его был короток: «В Сибай».

С ним я поехала в театр им. А. Мубарякова. Встретились с режиссером Салихъяном Афлятуновым, артистами. После прочитки пьесы мне сделали кучу замечаний и велели прийти снова с исправленным вариантом. Я учла их критику, мне пришлось несколько раз дорабатывать произведение. Эти  замечания только помогли лучшему пониманию азов написания драмы. Когда мне сообщили, что пьесу включили в репертуар театра и началась работа над постановкой спектакля, голова пошла кругом: сон это или явь?.. Спасибо режиссеру и артистам театра, они поверили мне.


- А почему именно пьеса, а не, скажем, стихи или рассказ? Была потребность именно в таком выражении себя, своего опыта, того, что Вас трогает и задевает? 

- До этого я в школе пробовала писать стихи, но никому не показывала. Литературу очень любила, запоем читала книги. Но когда встал вопрос о выборе профессии, решила поступать в технический вуз, потому что химию, математику, физику я знала чуть ли не в совершенстве. Но с годами я все больше тяготела к литературе, искусству. Так же, как и прежде, много читала, писала заметки в районную газету. Иногда сочиняла стихи.

Мне было 45, когда решилась написать первую пьесу, о чем уже говорила выше. Наверное, знание точных предметов и логическое  мышление «технаря» способствовали  этому. Потому что, в отличие от прозы, в драматургии не надо что-то описывать. Здесь в ходу только короткие фразы, конкретные слова и т.д. А за прозаические произведения я взялась  только в последние годы.

- Так принято считать: что-то в жизни нужно пережить, чтобы было о чем рассказать миру. Есть те, кто самовыражается за счет драматургии. А есть те, кто через театр хотят понять себя. К кому относитесь вы?

- Я не скажу, что моя жизнь была усыпана цветами. Росла в многодетной семье, со второго класса начала учиться в школе-интернате, где приобрела самостоятельность с ранних лет. Хорошо успевала, занималась спортом. Когда мне было четырнадцать, умер отец, на руках у матери осталось семеро детей, младшей всего 5 лет, а старшая сестра больная с детства.

Я очень благодарна маме, юность которой  отняла война, ей довелось окончить всего семь классов. Но, несмотря ни на чтоона сумела в эти трудные времена правильно воспитать нас, привила любовь к труду, всем дала посильное образование. Мама никогда не кричала на детей, не жаловалась на свою судьбу, была очень терпеливой, ни с кем не скандалила, хотя иногда случались поводы из-за несправедливости по отношению к ней со стороны родных...

Если честно, то жизнь каждого человека - это настоящая драма. Поэтому мне не приходится что-то выдумывать. Беру материалы в основном  из повседневности. На спектакли ведь люди ходят потому, что хотят увидеть в героях себя, свою жизнь. А иногда с помощью театра ищут ответы на свои вопросы, выход из  тех или иных ситуаций. Я, как драматург, хочу помочь людям в поисках себя.

- Прорабатываете ли вы предварительно структуру пьесы (схема на листе бумаги, план в голове, карточки на стене) или сразу же начинаете писать? На каком этапе окончательно выстраивается драматургия? 

-  Без проработки не пишется ни одно произведение. В первую очередь над идеей своей очередной пьесы просто думаешь, иногда месяцами, затем рождается в голове предварительный  план. А чтобы начать писать, ты должен знать и начало, и конец.

Затем строю схему,  ведь каждому образу надо дать соответствующий характер, его манеру разговора, следует определить отношение персонажей друг к другу, знать историю их жизни до начала действия в пьесе и т.д. Только после этого берусь за ручку и начинаю сочинять.

Но не всегда написанное будет по нраву тебе, иногда приходится остановиться, отложить свой труд или повычеркивать все подряд. Причины разные. Об этом знаешь только ты.


- О чем ваши пьесы? Учат ли они жить? 

- В каждой пьесе судьба человека, его переживания, споры с окужающими людьми.

Написано мною более двадцати пьес, 9 из них увидели свет в профессиональных театрах для взрослых и детей. Может, кто-то посмотрел их постановки. В Сибайском госбашдрамтеатре им. А. Мубарякова это «Ҡайрылмаһын ҡанаттар», «Бабайға кәләш кәрәк!» («Старику нужна невеста!»), «Йән һөйгәнем - һин генә» («Единственная моя»), в Салаватском театре - «Аҡҡошом минең» («Лебедушка моя»), «Еҙ беләҙек» («Медный браслет»),  в Сибайском детском театре  «Сулпан» - «Новогодние приключения», «Синьор Светофор», «Хитрая лиса», «Азбука особая - дорожная».

К моим пьесам обращаются  народные театры  республики, Челябинской области. Их героями являются простые люди, которые живут среди нас. А для детских пьес использовала сказочные персонажи, специально изучала ПДД. Учат ли они жить, это вопрос для зрителя. Потому что каждый, будь то взрослый или юный, в театр идет за добром, чтобы окунуться в его волшебный мир, получить необыкновенные эмоции и долго этим наслаждаться.


- Насколько важна драматургу обстановка для работы? В каких условиях не сможете творить

- Когда я начинала, еще в Баймаке, в основном работала в зале за журнальным столиком. В ту пору не было компьютеров, приходилось писать вручную и затем печатать текст на пишущей машинке с башкирском шрифтом. Когда переехали в Сибай, оборудовали специальную комнату.  Тут и стол, и компьютер для набора. Но я все время скучаю по Баймаку, почему-то в той обстановке мне писалось особенно легко. Может, я была моложе, потому идей рождалось много...

С переездом в Сибай я окунулась в совершенно новую деятельность в качестве руководителя страховой группы «УралСиба», да еще строили новый дом. Ясно, некогда было писать: надо осваивать работу, учить подчиненных да еще выполнять план. Тогда я собрала написанные пьесы и выпустила свою первую книгу.

А для того, чтобы заниматься творчеством, нужна спокойная обстановка, а главное - тишина. Поэтому приходится писать ночью, когда тебе никто не мешает. В основном, все литераторы так творят. В любом месте я работать не могу. Только в своем доме, потому что драматургия очень сложный жанр, надо сосредотачиваться постоянно.
Каждый день тоже не пишу,
было, что месяцами, даже годами не бралась за перо. Потому что такие стрессы, как смерть мамы, смерть сына выбили меня из обычной налаженной колеи  жизни.  Всегда считала, что писать пьесы для меня - хобби, в основном я работала по специальности как все обычные люди, так как знала, что прожить на гонорары невозможно.


 - Пьеса написана. Что делаете дальше? 

-  Закончив пьесу, несколько раз сама перечитываю. Вношу некоторые поправки, еще раз обдумываю  ход событий в ней. Только после этого показываю  режиссеру или предлагаю театрам на читку. В основном работала с коллективами театра им. А. Мубарякова и детского театра «Сулпан». Не скажу, что каждый раз написанную тобой вещь принимали на ура. Режиссеры ежегодно знакомятся с дюжиной пьес, скрупулезно ищут репертуар для театра, подходящие  роли для актеров. Из этой дюжины выбрать «единственную» тоже проблема. Некоторые пьесы ложатся в дальнейший репертуар, другие не находят соприкосновения со взлядами режиссера. И если твое творение затронет  его сердце, считай, тебе повезло.


- Какие книги по мастерству драматурга для вас являются настольными?

-  Начальным пособием, как я уже говорила, стала для меня книга Наиля Гаитбаева «Как написать пьесу».

Лучше узнать кухню драматургии помогли «Кино между раем и адом» Александра Митта, «Драматургия» Владимира Волькенштейна, «Жизнь драмы» Эрика Бентли. Нелишне также было знакомство с работами и советами признанных мастеров и критиков  по этому жанру, например Николая Коляды, Павла Руднева, Родиона Белецкого и др.

 

- Есть ли в вашей жизни Мастер, Учитель? 

- Все люди, которые встречались на моем жизненном пути: это режиссеры Салихъян Афлятунов, Ахтям Абушахманов, Дамир Галимов, Вакиль Юсупов, артисты  Сибайского и Салаватского театров - так или иначе повлияли на меня, у них я училась многому по части драматургии.

Также положительно оцениваю творческие семинары, проходившие на озере Талкас под руководством Наиля Гаитбаева. Там наши драматурги и режиссеры, критики из Москвы обсуждали пьесы новичков, давали хорошие советы.  

Сейчас плодотворно работает  Центр  режиссуры и драматургии  РБ под руководством  Алии Яхиной  и Зиннура Сулейманова, который ежегодно проводит семинары с приглашением именитых критиков из Москвы и других городов.

Благодаря таким встречам открываются новые имена в драматургии.  Я считаю, взаимодействие с творческими единомышленниками, мастерами очень полезно. Общение на разные темы, обсуждение своих и чужих текстов, совместные проекты - это здорово. Итогом каждого семинара является выпуск сборника пьес.


- Вы недавно участвовали в Межрегиональном форуме «Писатель XXI века». Расскажите об этом.

- Такого масштабного форума писателей  давно не было в республике. Многочисленные гости из других краев и областей тоже не могли вспомнить чего-то подобного в своих регионах.

Мне особенно понравилось выступление главы Башкортостана Радия Хабирова, который по достоинству оценил труд  мастеров пера  и наметил конкретные планы по улучшению работы сообщества  писателей. Эта тема очень актуальна. В советское время многие талантливые авторы к сорока годам занимались только творчеством, доходы от литературной деятельности позволяли им без труда кормить семью. За хороший рассказ в республиканском журнале можно было рассчитывать на гонорар в размере месячного оклада, теперь же в лучшем случае получишь несколько тысяч рублей. В Союзе писателей РБ числится около 280 членов, средний возраст которых около 60 лет. На литературном небосклоне республики все реже появляются новые имена, некоторые молодые таланты предпочитают осваивать более денежные профессии.

Руководство республики решило увеличить финансирование книгоиздания в Башкортостане.  При этом кроме положенных авторам гонораров издательства им будут выплачивать 20 процентов выручки от продажи книги. Планируется также разработать электронную платформу, где будет представлено широкое многообразие произведений писателей РБ в удобном цифровом формате, в том числе в виде аудиокниг. Это позволит привлечь и молодежную аудиторию. Кроме того, в республике будет проходить ежегодная книжная ярмарка.

«Если у старшего поколения есть прививка качественным образованием, литературой, нравственным воспитанием, то с молодежью все гораздо сложнее. Она уходит в сети, перестает читать. Поэтому нужно возродить у юного поколения любовь к хорошим книгам», - отметил на форуме Радий Хабиров.

Для продвижения башкирской литературы в России и за ее пределами учредят ежегодные гранты для переводчиков на общую сумму 3 млн рублей. Есть планы превратить пустующее здание Уфимского института глазных болезней на ул. Пушкина в современный культурный центр - с литературной гостиной, экспозицией издательства «Китап» и помещениями для других творческих союзов.

В рамках форума прошли мастер-классы и дискуссии по различным направлениям: литературная критика, детско-юношеская литература, издательское дело, перевод произведений, драматургия. Союзу писателей РБ во главе с председателем правления Заки Алибаевым удалось привлечь к обсуждению маститых литераторов, в том числе из Москвы и других городов. Так, после выступления известного драматурга и сценариста Родиона Белецкого у многих появились ответы на вопросы о том, какой должна быть современная пьеса, почему режиссеры не спешат ставить на сцене их творения. Представители «ЛитРес» - самой большой электронной библиотеки - рассказали о современных способах продвижения произведений на разных платформах.

Я думаю, форум, организованный на средства гранта Главы РБ, безусловно, послужит импульсом для писательского сообщества, для создания новых талантливых произведений. Ведь без хороших книг человек просто разучится думать.

 

- В завершение вопрос: вы следите за репертуаром нашего театра? Что бы там отметили как интересное?

- Наш театр им. А. Мубарякова - это лицо города. Каждую  новую постановку сибайцы  ждут с нетерпением, в дни премьер зал всегда полный. За репертуаром театра слежу, всегда посещаю премьеры, с удовольствием отмечаю работу каждого актера. Творческий коллектив мне хорошо знаком уже более двадцати лет. Здесь я в свое время поработала и завлитом.

В последние годы театр  при поддержке партии «Единая Россия» осуществил постановку замечательных спектаклей: «Шаймуратов-генерал» Ф. Булякова, «Ҡыҙ урлау» («Украденная невеста») М. Карима. Продолжается сотрудничество с известным драматургом Н. Гаитбаевым, появились и новые имена авторов пьес - Ш. Шакурова, А. Кагарманова, А. Ахмедьянова.

Хотелось бы, чтобы режиссеры театра вплотную работали с драматургами, поднимали насущные современные темы, которые касаются и волнуют зрителей нашего города и районов. Желаю им смело участвовать на разных фестивалях республиканского и российского масштаба!

 

- И вам мы тоже желаем удач в дальнейшем творчестве, Амина Миндигуловна! Спасибо за беседу.

 

Лина ЛАСЫНОВА.

Фото из архива Амины  Яхиной.

Автор:Гульсина Киикбаева
Читайте нас: