+1 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Штрихи к портрету
1 Декабря 2020, 14:50

В каждом человеке - солнце

У Галии Мухтаровны есть такое удивительное свойство: проведешь рядом с ней минуту-другую — и тебе уже начинает казаться, что с этим человеком ты знаком давным-давно и он сможет тебя понять, как никто другой. «Скольких людей я выслушала, сколько секретов, — с улыбкой говорит она. — Иной раз сама с ног от усталости падаешь, домашние заждались, а сидишь, стесняешься на часы посмотреть. Многим ведь часто всего-то и надо — выговориться, выплеснуть то, что накипело, а дальше они сами разберутся, что делать». 1 декабря у Галии Мухамедьяновой день рождения — круглая дата. Она шутит: выбрала самое лучшее время, чтобы появиться на свет. Первый день зимы, отсчет нового времени, чистый лист. Рисуй на нем все, что душа пожелает. — Сейчас, с высоты прожитого, я понимаю, что жизнь такая быстротечная и такая интересная, надо уметь ловить радость в каждом ее мгновении, — делится она своими мыслями. — Для меня самой большой радостью всегда были люди, общение, совместные дела. Хороших людей ведь всегда больше — по крайней мере, мне встречались в основном такие. Профессию будущий министр образования не выбирала, скорее, профессия сама нашла ее. Так часто случается с выходцами из больших семей. У ее родителей было одиннадцать детей. Галия — девятая...

Персона: люди из нашего города
В каждом человеке - солнце
Весь секрет в том, чтобы помочь ему зажечься, считает Галия Мухамедьянова
У Галии Мухтаровны есть такое удивительное свойство: проведешь рядом с ней минуту-другую — и тебе уже начинает казаться, что с этим человеком ты знаком давным-давно и он сможет тебя понять, как никто другой. «Скольких людей я выслушала, сколько секретов, — с улыбкой говорит она. — Иной раз сама с ног от усталости падаешь, домашние заждались, а сидишь, стесняешься на часы посмотреть. Многим ведь часто всего-то и надо — выговориться, выплеснуть то, что накипело, а дальше они сами разберутся, что делать».
Мамины уроки
1 декабря у Галии Мухамедьяновой день рождения — круглая дата. Она шутит: выбрала самое лучшее время, чтобы появиться на свет. Первый день зимы, отсчет нового времени, чистый лист. Рисуй на нем все, что душа пожелает.
— Сейчас, с высоты прожитого, я понимаю, что жизнь такая быстротечная и такая интересная, надо уметь ловить радость в каждом ее мгновении, — делится она своими мыслями. — Для меня самой большой радостью всегда были люди, общение, совместные дела. Хороших людей ведь всегда больше — по крайней мере, мне встречались в основном такие.
Профессию будущий министр образования не выбирала, скорее, профессия сама нашла ее. Так часто случается с выходцами из больших семей. У ее родителей было одиннадцать детей. Галия — девятая. Мама, Кинзябика-апа, образования не имела, но в совершенстве владела тем, что называют народной педагогикой. Бывало, соберет вокруг себя девчонок, всех девятерых, возьмет зеркальце и говорит: «Никогда не повышайте голос, а то смотрите, какими некрасивыми становитесь». И сама первая подавала пример: всегда сдержанная, спина прямая, одета к лицу. Отец — тот был и помягче, и ростом пониже, всегда баловал своих непосед, защищал перед матерью. А та хоть и строго себя держала, но всегда умела заметить твой успех, оценить, похвалить при всех. Если же ругала — то только с глазу на глаз.
— Это домашнее воспитание очень помогло мне и в школе, и потом, на управленческой работе, — признается Галия Мухтаровна. — Нам, детям, дома всегда было тепло, и это тепло я в себе несла. В любом коллективе следила, чтобы прежде всего эмоциональная сфера была в порядке. Каждый человек — всегда чей-то отец, муж, сын. Принес он с работы негатив — это обязательно отразится на домашних, и с утра он уже опять будет в дурном настроении. Кому это надо?
Дистанционка поневоле
После Стерлитамакского пединститута ее распределили в Баймакский район. Юная учительница русского языка и литературы волновалась: все-таки родина предков, нельзя подвести. В Тубинскую школу № 2 в тот год прибыли сразу семь девчонок-выпускниц, и уже через три месяца Галию назначают завучем по воспитательной работе.
— Директор там был замечательный! — зрение у Галии Мухтаровны устроено особым образом — фокусируется только на хорошем. Или, быть может, мир сам поворачивается к ней своими лучшими сторонами. — Нам, совсем еще неопытным педагогам, он дал многое из того, что можно взять с собой дальше. И молодежь в поселке просто блистала талантами: пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах. Почему, думаю, не привлечь их к работе с детишками. Школа забурлила!
Однажды со своим классом она отправилась в поход через Ирандыкские горы. Недолго думая, привела ребят к себе домой в Сибай — 27 человек! Ввалились без предупреждения всем кагалом — принимай гостей, мама! Кинзябика-апа не растерялась: быстро распорядилась, кому воду греть, кому хлеб резать, и через полчаса все уже сидели за столом. Класс этот Галия вела всего два года, а вот поди ж ты: они до сих пор звонят ей, рассказывают о житье-бытье, хотя самим уже за шестьдесят.
Там же, в Баймакском районе, она нашла свою вторую половинку — он преподавал физику в соседней деревне. Была Мухаметкуловой — стала Мухамедьяновой. Переехали с мужем в Сибай, вместе начали работать в школе-интернате и восемь лет прожили в пионерской комнате при интернате — своего жилья у пары не было. И дети там родились — дочь, потом сразу сын. Оба теперь работают врачами и тоже очень тепло вспоминают собственное детство — несмотря на то, что мамино воспитание часто бывало «дистанционным». Каждая ее должность — министра ли, инспектора по инновациям или начальника ГУНО — забирала все ее время, включая вечера и выходные, и нередко, находясь на противоположном конце республики, она звонила домой: «Ребята, я ведь других проверяю, вы меня, пожалуйста, не подводите». Зато когда возвращалась — выслушивала, вникала, советовала, какой бы уставшей ни была.
— Меня всегда окружали близкие по духу люди, мы могли буквально ночевать на работе, — рассказывает Галия Мухтаровна. — Я больше за них переживала — у всех ведь семьи. Мне легче: у меня дома еще один педагог есть.
С Саматом Абдрахимовичем, доктором философских наук, они вместе уже 47 лет. Не только детей вырастили — издали несколько совместных научных трудов. И оба убеждены: друг с другом им невероятно повезло.
Доставалось и за новации
Что Галия Мухамедьянова будет беспокойным министром, которому до всего есть дело, было понятно уже в школе-интернате, куда собирали одаренных детей со всего Зауралья. Первое, на что она обратила внимание, — что платья у девчат едва не волочатся по полу: форму ученикам выдавали сразу на четыре года вперед. Недолго думая, молодой педагог взяла в помощь старшеклассниц и всем подогнала юбки по росту и фигуре, а на «охи» со стороны администрации ответила: «Вырастут — надставим». Потом так же решительно поступила с головными уборами: попросила соседку продать на базаре серые старушечьи шали, которые полагались воспитанницам, а взамен купила белые кроличьи шапки с белыми же шарфиками. От директора опять влетело, зато девчонки стали красавицами — глаз не оторвать!
— Меня часто ругали — что ты там опять выдумываешь, — признается она сейчас. — Постоянно приходилось доказывать, убеждать, разъяснять, что это не мне надо, что это время требует, и мы должны не только не отставать, а наоборот, идти чуть впереди.
Между прочим, это от нее в республике впервые услышали и научились произносить такие слова, как «тьютор» и «портфолио», с ее подачи начали проводить конкурс «Учитель года столицы РБ», возродили олимпиады по русскому языку и литературе. Придя начальником в Управление образованием администрации Уфы, она увидела: столице не хватает единого образовательного пространства с мощным методическим центром, где могло бы формироваться ядро педагогических кадров — грамотных, смело мыслящих и открытых ко всему новому. Самым дорогим для нее детищем того периода стало создание НИМЦ — научно-информационного методического центра со службой инновационного консалтинга и своей научной лабораторией. Здесь выступали с лекциями самые знаменитые педагоги-новаторы страны, организовывались авторские семинары для учителей-предметников, зарождались мероприятия, которые впоследствии подхватывала вся республика. НИМЦ открылся в августе 1996 года в рамках первой в истории Уфы программы развития столичного образования, к разработке которой Галия Мухамедьянова привлекла ведущих ученых региона: вдохновить людей своими идеями, разбудить в них энтузиазм она умела как никто другой. Следом появились Малая академия наук, объединившая школьников-вундеркиндов, и центр временного пребывания для детей, которые в силу обстоятельств оказались выброшенными из семьи: там их кормили, лечили, устраивали дальнейшую жизнь. Больше всего ей греет душу, говорит Галия Мухтаровна, что все эти начинания живут и поныне.
— Могу только порадоваться, что в ГУНО не только не разрушили созданное нами, а работают даже еще интереснее. Там сейчас делают то, до чего не додумались мы.
Два правила министра
Сегодня все признают: за те семь без малого лет, которые Галия Мухамедьянова провела на посту министра, система образования республики сделала громадный рывок вперед и по многим показателям стала составлять конкуренцию даже Москве и Санкт-Петербургу. Как эпицентр инноваций республика постоянно становилась местом встреч самого высокого уровня: здесь обсуждались важнейшие проекты по модернизации школы, шел обмен передовыми практиками, а в марте 2002 года Уфа приняла выездное совещание Министерства образования России. Очередное новшество, как правило, сначала рождалось в голове у министра, потом Галия Мухамедьянова собирала специалистов, чтобы они говорили, где что не так, и только после детального обсуждения идея ложилась на бумагу и обретала вид документа.
— У нас вошло в привычку: неделя проходит — в субботу мы собираемся и анализируем результаты. Если что-то где-то не идет — могли сидеть по семь-восемь часов, но общими усилиями находили решение. У меня все получалось благодаря команде: я подобрала специалистов, сильнейших в своих сферах, с ними можно было делать большие дела. А трудности нас только сближали, — с благодарностью говорит она о своих верных соратниках — Наталье Голышевой, Михаиле Бирюкове, Миндибае Юлмухаметове.
Кстати говоря, пока Галия Мухамедьянова была министром, многие считали ее одинокой: какая может быть семья, если человек не уходит с работы раньше 11-ти вечера. А она завела такой порядок: днем занимается служебными делами, а после 18 часов — пожалуйста, готова принять и выслушать любого.
— Понимаете, если человек отважился обратиться к руководителю высокого ранга, значит, для него это крайне важно, и отмахнуться я просто не имею права. А поговорить спокойно можно было только после окончания рабочего дня, вот люди и шли со своими тревогами, мыслями. Я считаю, это нормально, — говорит она.
В министерстве народного образования республики Галия Мухамедьянова проработала больше двадцати лет. Впервые пришла туда инспектором в 1987-м — курировать инновации, волна которых буквально захлестнула в те годы школу. Среди новаторов, говорит она, не бывает обычных людей — это всегда чудики, одержимые идеями, часто фантастическими, и задачей инспектора было разобраться, где шелуха, а где действительно ценное зерно. Именно тогда Галия Мухамедьянова начала привлекать в помощь экспертов, налаживая контакты с вузами и всюду находя таких же увлеченных людей, как сама. Все это очень пригодилось ей на посту министра, не случайно так много в системе образования республики при ней было сделано впервые. Впервые в открытом формате, с привлечением лучших умов республики была разработана программа развития образования на 1999 — 2003 годы, началась компьютеризация и информатизация школ, что сделало возможным внедрение ЕГЭ, сделаны конкретные шаги по повышению качества сельского образования. По инициативе министра в Уфе появились Музей истории развития образования в Башкортостане и Дом образования РБ, начал проводиться конкурс юных сэсэнов по эпосу «Урал-батыр», состоялось первое республиканское родительское собрание. В целом Галия Мухамедьянова и ее команда разработали 15 целевых программ по модернизации системы образования, и одной из ключевых точек приложения сил она считала развитие башкирской национальной школы. Не потому, что ставила башкирский язык и культуру выше всех других, — нет. Каждая культура и каждый язык одинаково значимы и требуют внимания, но если учебники для татарской школы можно купить в Казани, для чувашской — в Чебоксарах, то для башкирской школы сделать что-то может только сама Башкирия, больше некому, поясняет свою позицию собеседница. Она так и понимала: ответственность за развитие национального образования лежит на ней лично. Именно тогда в республике было издано более ста новых учебников и пособий, необходимых для изучения языка, культуры и истории Башкортостана, поднят вопрос о качестве подготовки преподавателей башкирского языка, выработана концепция национального регионального компонента общего образования.
Как стать министром — на этот вопрос Галия Мухтаровна отвечает просто. Надо быть искренне увлеченной тем, что ты делаешь, и всегда работать над собой, не останавливаться в развитии.
— Мы не были какими-то особенными, — говорит она о себе и своем окружении. — Нам было просто интересно, много было молодого задора, желания сделать красиво и на радость всем. Мне очень близки слова Сократа: в каждом человеке солнце, надо только уметь его зажечь. И я точно знаю, что если взяться всем вместе — все получится, не бывает такого, чтобы не получилось. Это, наверное, два самых главных правила, которые помогали мне в жизни.
Про особняки и собственные парикмахерские
Однажды какое-то из федеральных изданий пустило слух: у министра Мухамедьяновой трехэтажный особняк в центре Уфы.
— Ой, про меня что только не выдумывали, — смеется она. — И про особняки говорили, и что у меня тысяча парикмахерских в собственности. Не скрою, я всегда старалась хорошо выглядеть — одежда, прическа, потому что не может учитель литературы говорить о прекрасном, если сам одет абы как. Но прическу я всю жизнь делаю себе сама, у мастера только стригусь. А «особняк» — бревенчатый домик три на три в Демском районе — действительно был, правда, пришлось продать, когда дочь выдавали замуж.
Сегодняшняя Галия Мухтаровна ни чуточки не изменилась. Ни внешне, ни по характеру. У нее по-прежнему не хватает времени на обычные домашние заботы: ее ждут то на совещании, то на круглом столе. За плечами остались 16 лет преподавательской работы в БАГСУ, теперь все интересы сосредоточены в Общественной палате республики: как заместитель председателя она курирует образование, медицину и еще ряд направлений, стараясь и здесь быть полезной настолько, насколько это в ее силах.
— Знаете, что радует? — по обыкновению, она говорит только о хорошем. — Смотрю я на своих коллег по общественной работе и узнаю в них саму себя в молодости. Для меня они молодежь, по возрасту как мои дети. И до того мне приятно, что среди них нет ленивых и равнодушных. Значит, и следом за нами идут люди, которые стараются улучшить жизнь для всех, и после нас родятся такие же. Мне это придает сил.
ДОСЬЕ
Галия Мухамедьянова возглавляла министерство образования республики с 1998 по 2004 год. Отличник просвещения СССР, почетный работник общего образования РФ, заслуженный работник народного образования РБ, лауреат общественной премии «Во имя детства». Автор более ста научных трудов, учебников и монографий, часть которых написана в соавторстве с мужем. Ее книга «Система образования Республики Башкортостан: открытость к инновациям» стала победителем конкурса «Лучшая книга России».
Татьяна КРУГЛОВА.
Читайте нас: