Фания Зайнулловна Хамитова родилась 2 апреля 1939 года в городе Белорецке. Ее родители познакомились в Уфе, в совпартшколе. Высшая партийная школа - это был еще тот университет жизни! По распределению они попали в Белорецк, где и родилась старшенькая, Фания. Партийного работника Зайнетдина Зайнетдинова часто перебрасывали в разные уголки Башкирии: Уфа, Макаровский район, снова Белорецк… Между тем в семье было уже четверо детей: Фания, Марат, Клара и Римма (к сожалению, младшая умерла в очень юном возрасте). Всем своим детям родители постарались дать высшее образование - в то время это была очень ценная путевка в жизнь.
- Дома мы говорили только на башкирском языке. А попала я в русский класс. Зашла учительница, все встали, приветствуя ее. Она поздоровалась и велела всем садиться. Я могла последовать примеру всех, но ведь по-русски я не понимала, а потому осталась стоять. Она еще раз предложила мне сесть за парту, но я стояла. Тогда она подошла ко мне, положила руки на плечи и усадила на стул.
«Наверно, уже тогда стал проявляться мамин решительный характер, который не предусматривает двусмысленности положения», - делится одна из ее дочерей, Гульнара Хусаинова, работающая руководителем Департамента по связям со СМИ и рекламе Башкирской выставочной компании в Уфе.
Впрочем, языковой барьер быстро исчез, и Фания быстро догнала своих одноклассников. А позже выбрала себе профессию учителя. Окончив педучилище в Белорецке, она начала работать в школе деревни Реветь. Но желание учиться заставляло двигаться дальше, и девушка поехала в Уфу. Точно так же, как когда-то во время учебы познакомились ее родители, она встретила при поступлении в Башгосуниверситет свою судьбу.
Хуснитдин Хамитов, смуглый зауральский паренёк, попросил учебник перед экзаменом. Девушка отдала книгу, а на следующий день стала высматривать его в толпе, чтобы узнать, успешно ли он сдал. Завязалась дружба, которая переросла в крепкую семью. Свадьбу сыграли в Инзере, этот поселок дочери считают малой родиной мамы. Здесь жили бабушка и дедушка.
Семья студентов-заочников, молодых педагогов переехала в Сибай. Первая квартира - комнатка в здании первой школы, где папа преподавал физкультуру и военное дело. Там и родилась старшая дочь Зульфия. Из ее самых ранних воспоминаний - походы, которые организовывали родители для школьников и брали с собой ее, совсем малышку. Ходили тогда, конечно, пешком. Гадельшинский водопад, горы Ирандыка, ночевки в палатках, а то и под открытым небом. Готовили на костре и, казалось, ничего вкуснее печеной картошки быть не могло.
Родились одна за другой еще две дочери. Казалось бы - можно потихоньку учительствовать, беря посильную нагрузку. Но это не в характере Фании Зайнулловны. Наравне со своим мужем, рука об руку, шли они по своей крутой учительской карьерной лестнице. Всегда поддерживая и радуясь успехам друг друга. Общественные нагрузки, партийные поручения, а помимо этого - походы, спорт (она сама прекрасно играла в волейбол), огород (ведь нужно кормить многочисленное семейство).
Множество друзей, родных - двери дома всегда были открыты для всех и без угощения никто не уходил. Очень часто в доме подолгу жили родственники: кто-то приезжал поступать и негде было остановиться, кто-то проездом или по делам. Места и заботы у хозяйки хватало на всех.
- Мама так вошла в семью Хамитовых, буквально вросла в нее, что никто уже и не помнил, что она когда-то приехала издалека, - рассказывает Гульнара.
Первым и очень важным для семьи Хамитовых делом было то, что Фания Зайнулловна сумела найти информацию о пропавшем главе семейства - отце своего мужа. В то время не принято было распространяться о том, что семья была раскулачена, и моего дедушку Хамитова Хайбуллу увезли куда-то, и от него не было ни одной весточки.
И то, что совсем юная девушка догадалась сделать запросы в архивы и получить информацию о времени и месте гибели дедушки, сделали ее в глазах родни очень значимой фигурой. Ее очень любила и уважала свекровь. Ее слова и поступки были очень ценными для многочисленных племянников и племянниц, близких и не очень. Часто они приходили к Фание за советом, делились своими самыми сокровенными переживаниями. Впрочем, так продолжается и до сих пор. Для каждого находит она доброе слово и мудрый житейский совет. Каждому готова прийти на выручку. Иногда даже в ущерб себе.
За годы работы Ф.З. Хамитова из простого учителя стала завучем школы, затем какое-то время работала завучем в Сибайском ПТУ, позже - в школе рабочей молодежи. А затем стала директором УПК - учебно-производственного комбината, куда ходили все старшеклассники города осваивать азы рабочих профессий. Это была особая школа и особая атмосфера. Вроде школа, но вокруг мастера производственного обучения - не все они педагоги. Теория и практика, швеи и строители, кулинары и автослесари, продавцы и кулинары… И дети из разных школ - все сплошь переходного возраста, к тому же воспитанные в других учебных заведениях. Но атмосфера была удивительная: творческая, дружеская.
- Главной своей задачей учебно-производственный комбинат (УПК) ставил профориентационную работу среди молодежи. Там применялось огромное количество тестов, работали психологи, проводились лекции, семинары на тему выбора профессий. Фания Зайнулловна установила хорошие отношения с шефствующими предприятиями - БМСК, трестом «Башмедьстрой», швейной фабрикой и др. Уже в то время Фания Зайнулловна точно знала, что оставаться в рамках предлагаемых специальностей нельзя - жизнь стремительно меняется, и дети не могут быть увлечены только 6-7 профессиями. Уже начали проникать в обиход слова «информатика», «программирование». Все чаще стали появляться запросы о специальностях юриста, экономиста, медицинского работника и т.д.
Тогда и появилась идея создать другую школу, где можно бы изучать азы выбранной профессии не раз, не в неделю по несколько часов, а в гораздо большем объеме, перемежая это знаниями школьной программы. Сколько было бессонных ночей и написанных докладов, сколько аргументов и подоплек пришлось найти, со сколькими людьми пришлось познакомиться и переговорить, чтобы в то весьма негибкое время суметь создать школу нового типа. ПолиТЭК - учебное заведение, которое многие вспоминают с благодарностью. Для кого-то это стало первой ступенью в большой профессиональной карьере.
А между тем, на дворе конец 80-х - начало 90-х… В стране непонятно что происходит, зарплату платят, но как-то без энтузиазма со стороны государства, нерегулярно и мало, в магазинах почти нет продуктов. В школе у Ф. Хамитовой - уникальные кадры. Вчерашние производственники, прошли такие курсы педагогического мастерства, что отпустить их снова в цеха было бы преступлением. К тому же в школе создана отличная база - в свое время с помощью шефов, всеми правдами и неправдами удалось собрать оборудование, станки, швейные машины, которые вполне могли работать в производственных масштабах.
И - внимание! - была организована хозрасчетная деятельность: шили, строили, пекли пирожки и резали лапшу! Сумели даже собственными силами создать магазин, через который реализовывали продукцию и платили зарплату - всем, кто участвовал в процессе: педагогам, школьникам, техничкам. Работать в ПолиТЭКе стало престижно.
Руководителя все любили и уважали. Даже отпетые мошенники - мальчишки, на которых в других школах махнули рукой, приходили и… менялись. Один-два разговора с директором школы, и жизнь многих поворачивалась в другое русло.
Фания Зайнулловна - племянница известного писателя и переводчика Амира Гареева, до сих пор очень хорошо общается с его женой. Вот что сказала о моей героине Фания Латыповна Гареева:
- Считаю Фанию самым близким для меня человеком. Она деловая, добрая, помогает всем родственникам. Мне 90 лет, и я всегда с нетерпением жду ее приезда - она искренне интересуется делами и здоровьем всех, заряжает нас оптимизмом. Она появляется в доме, как солнышко!
Ф. Хамитова и сама взялась за перо. Не так давно от имени супруга она издала книгу о его роде, родных, его молодости пережитых годах. Все это было сделано с любовью и большим уважением к корням своего спутника жизни. Так, она стала собирать материал о семье своего мужа и создала шэжэре, дойдя до предков далекого 16 века. Все изыскания вылились в ее первую книгу «Кирей Мерген и его потомки». Эта книга объединила многие поколения и фамилии земляков. Оказалось, что это один из самых богатых родов. Богатых на родных и близких. До сих пор книга, вышедшая в 2011 году, пользуется большим спросом, ведь это настоящий учебник истории - главные персонажи которой не короли, а простые люди.
К сожалению, в прошлом году Хуснитдин Хайбуллович покинул эту землю. Дружно прожили Хамитовы вместе, рука об руку почти 60 лет. «Днем с огнем такого зятя не сыщите!» - так высказался один из близких родственников о будущем супруге Фании Зайнулловны Не только он оказался зятем, которого днем с огнем не сыщешь, но и она стала главной и верной подругой ему, настоящей спутницей жизни, образцовой женой. По словам племянницы, ей довелось видеть, как трепетно относились они друг к другу в его последние годы жизни. Как ухаживала за мужем тетя Фая, как следила, чтобы он правильно питался, соблюдал режим дня. Коварный диабет не позволял питаться, как попало, Фаине Зайнулловне хватало мужества и терпения убирать со стола подальше запретное сладкое, жирное. И делала она это мягко, с шутками, чтобы не обидеть, но все же настоять на своем.
Вернемся к творчеству педагога. Талант рассказчика стал требовать выхода, и появилось еще несколько книг, в том числе «Судьба учителя», «Уважение к человеку», «Славный сын Отчизны» и другие. За свой литературный труд общественный деятель, краевед, ветеран просвещения, автор нескольких книг по краеведению, а также о прославленных земляках, один из создателей музея образования города, стала лауреатом городской премии имени Рамазана Уметбаева.
Любопытно и то, что Интернет Фания Зайнулловна освоила давным-давно, потом соцсети, мессенджеры. Только удивляешься, как скоро она управляется с сенсорным телефоном. Но не только это. Модные брючки или платье, всегда свежая укладка на голове, хорошо подчеркивающая достоинства косметика и легкая походка делают ее зрительно моложе. Плюс оптимистический взгляд на жизнь, вездесущесть, всеядность, жажда жизни. То она участница литературных конкурсов, то автор статей и даже книг, то добровольный помощник городского музея по созданию экспозиции памяти, то… да много чего! Ни одно значительное мероприятие в городе не проходит без ее деятельного участия!
Ф. Хамитова до сих пор пишет статьи в газету, очень любит писать о людях, но часто обращается и к темам нравственности, воспитания. Накануне своего юбилея она все также активна, в ней - жажда жизни и оптимизм: участвует в конкурсах - к примеру, «Читаем М. Карима», недавно заняла 4-е место в городском турнире по шашкам. Она настоящий патриот своего родного Сибая, в этот сложный для города период экологического бедствия она осознанно не хочет никуда уезжать, искренне считая, что должна поддерживать своих земляков - подруг, родных, коллег, не хочет трогаться с места, где все они делали когда-то вместе с Хуснитдином Хайбулловичем.
У башкир про таких говорят - «унган». Дословно перевести сложно, но общий посыл таков: успешный, «урожайный» человек. Так оно и есть! То она дома ремонт затеет, либо в огороде копается с утра до ночи, закатывает банки с вареньями и соленьями на весь год да с припасом, чтобы на гостинцы детям и внукам хватило. И войлок валяет, и женский нагрудник сошьет, и казы приготовит. А заскучает, так вперед - в гости в Уфу к родственникам и дочери, или в Челябинск, или в Казахстан. Не каждому молодому такое под силу, а Фания Зайнулловна все успевает!
Казалось бы, можно уже сидеть дома и радоваться спокойной размеренной жизни. Но этот сценарий был не для Хамитовых. Они работали почти до 70 лет на своих основных работах, а после постоянно были при общественных делах и заботах. Когда времени у Фании Зайнулловны стало чуть больше - она увлеклась историей края, который стал ей родным, историей людей, которые жили рядом.
Образцовая жена оказалась еще и образцовой мамой трем дочерям. Всего не расскажешь, но маленький эпизод. Если Фания Зайнулловна узнавала, что кто-то едет в Уфу, где живет ее младшая дочь Гульнара и внучки Алина и Нелли, то она не успокаивалась, пока не передаст гостинцы. И даже если там, в Уфе, все возражали, Фаину Зайнулловну было не остановить. Варенья и соленья, свежие овощи и фрукты, домашние сметана и творог, зауральская конина, казы - все это бережно укладывалось в коробки для дальнейшей отправки. Она это проделывает и сейчас, пусть даже оказия случилась в поздний час. Все равно сделает, доставит, передаст частичку своего тепла детям.
- Но мама не жила только работой. Они с папой - очень заботливые родители. Нам редко в чем-то отказывали, а уж в своих внуках они просто души не чаяли, - тепло вспоминает Гульнара. - В те же тяжелые годы тотального дефицита и безденежья, они - два директора, приобрели корову, чтобы помогать нам, детям, продуктами.
Позже Хамитовы купили маленький домик в соседней деревне Хасаново, и корова была уже не одна, да и огород вырос почти в три раза. Каждый день ездили они на работу в город, после работы их ждали полив огорода или уборка снега в зависимости от сезона, дойка коров и переработка молока, овощей и фруктов. Один сенокос чего стоил! И все также дом всегда был полон гостей. Летом к бабушке и дедушке всегда съезжались внуки.
«Наша мама - счастливая женщина, - считают дочери. - Он познала настоящую любовь. Мама всегда была нарядная, красивая, элегантная, и ему это очень нравилось. Вспоминаем, как он нас всех любил, баловал, привозил всем ультрамодные вещи из командировок. И еще, мама очень самоотверженная женщина - она так заботилась о папе, что, по убеждению врачей, продлила его жизнь минимум на 10 лет. Они были прекрасной парой, словами не передать... Почти 60 лет прожили вместе, он ушел, не дожив пару месяцев до 85-летнего юбилея. Она и сегодня как будто чувствует его присутствие»...
У Фании Зайнулловны три дочки - Зульфия, Альфия, Гульнара, внуки - Ольга, Тимур, Алина, Нелли, правнуки - Миша и Степан. По умолчанию, интернационализм этой семьи безграничен: здесь в зятьях - русский, украинец, татарин. Друзья и вовсе - всегда дружили и с башкирами, и с русскими, и с татарами. В добрых соседях - немцы, украинцы и много кто еще. Никого и никогда не разделяли по национальному признаку. Все они любят маму, тещу, бабушку и прабабушку, ценят, гордятся, восхищаются и, конечно, желают ей здоровья и долгих бодрых активных лет жизни.