+3 °С
Дождь
Антитеррор
Все новости
Семья
29 Марта , 14:47

Семейные пары рождаются в Сибайской филармонии

Супруги Ямиль и Алия НУРМУХАМЕТОВЫ - артисты балета Сибайского концертно-театрального объединения. Ямиль Ришатович в филармонии служит 16 лет, Алия Ишбулатовна - 12. Круглые сутки пара вместе: дома, на репетициях, на сцене, на гастролях - вот и недавно они вернулись из Ханты-Мансийского автономного округа, где с аншлагом прошли концерты СКТО.

Семейные пары рождаются в Сибайской филармонии
Семейные пары рождаются в Сибайской филармонии

Где только ни побывали Ямиль и Алия в составе ансамбля танца «Сибай»: во всех уголках Башкортостана, в городах России, а также за рубежом - в Испании, Турции, Казахстане.

Каждое рабочее утро Нурмухаметовых начинается в репетиционном зале - с классики, разминки, растяжки у станка, прыжков на середине зала. Тело - главный инструмент танцовщика, и оно должно быть в полном порядке! Тем более Ямиль Нурмухаметов - один из немногих, кто выполняет все самые сложные, головокружительные трюки в «Солдатской пляске», «Матросском», «Русском» танцах: «кольцо» в воздухе, «выкидку», «бочонок», «ползунок» и другие. В танце с мечами он делает трюк «козу»: темповые вращения в высоком прыжке по кругу и - с непременной улыбкой!

Алия также исполняет трюк «самовар» в русском народном танце «Волжские узоры»: вращается в быстром темпе, сидя на одной ноге.

Для исполнения таких движений важно иметь хорошую координацию и физическую силу.

Алия Нурмухаметова ярко солирует в татарских танцах «Киске уйын» («Вечерние игры»), «Йәшлек хисе» («Чувства молодости»), в башкирских - «Йәнгүзәлдә аулаҡта» («Вечеринка у Янгузель»), «Тирмә янында» («Рядом с юртой»), в «Греческой сюите», «Цыганском», солдатском - «На привале», узбекском - «Кил, җаным» («Приходи, красавица»).

Секреты своего мастерства опытные танцовщики передают молодым коллегам. Танец - это не только про техничность и движения, считает Ямиль.

- Мы доносим до зрителя свои эмоции, чувства, мысли и ждем ответной реакции, душевной отдачи от каждого, приходящего на концерт. Ведь ради него мы работаем, репетируем, оттачиваем номера, стараемся быть лучше. И каждый раз мы поновому проживаем свои роли.

- Ямиль, в постановках вы не только технично танцуете, но и играете забавных персонажей. Расскажите о таких ролях.

- Мне интересно рассказывать в танце истории через актерские техники. К примеру, в постановке «Эх ҡымыҙы, ҡымыҙы!» («Эх, кумыс!») я играю мальчишку, которому очень хочется попробовать бодрящий напиток, но взрослые ему не разрешают, пьют сами и соревнуются в удали, ловкости. Мой герой все же крадет кадку с кумысом, выпивает все до дна и в результате вынужден срочно бежать по неотложным делам.

В танце «Ауыл егеттәре» («Деревенские парни») я предложил примерить на себя роль деревенского дурачка, обыгрывая по-актерски этот образ нелепым, смешным поведением.

В марийском шуточном танце «Строй!» 4 разных персонажа: большой, влюбленный, горбатый, маленький. Я играл все три роли, кроме высокого, увы - ростом не вышел.

Ироничное отношение к росту есть и в татарском танце «Вечерние игры», где мы с Алией выбираем себе самых высоких партнеров: я - девушку, она - парня. Смотрится такой контраст комично.

- Какую роль играют для танцовщика внешние данные?

- Намного важнее талант и работоспособность. Мы все разные, и каждый интересен по-своему. А задача репетитора - в постановке подсветить сильные стороны танцовщиков.

- Алия, вы тоже во всех номерах совершенно разная…

- Смены образа требует сам танец. Башкирский, русский, татарский, молдавский, цыганский, чеченский - они абсолютно разные, где-то я лиричная, с плавными движениями, где-то - озорная, как, например, в танце с ложками «Йәнгүзәлдә аулаҡта» , где в сюжете обыгрываются гадания во время девичника.

- Ямиль, в каких постановках заложено глубокое содержание?

- Сюжет танца «Сыңрау торна» («Журавлиная песнь») основан на легенде о журавлях. Этим птицам башкиры поклонялись. Красота, верность, любовь журавлей, прилетевших на озеро, противопоставляются жестокости охотника, который убивает одну из птиц в образе девушки. В финале человек раскаивается о содеянном. Многие зрители плачут...

- Может ли танцовщик импровизировать?

- Он может предложить свои идеи по трюкам, но менять по своему желанию рисунок танца - нет, иначе на сцене получится хаос, так как мы выступаем в коллективе. у нас есть поставленные, продуманные хореографом, репетиторами задачи, смыслы.

- Всегда ли зрители вовлечены в происходящее на сцене?

- Бывает, что люди не совсем подготовлены к восприятию любого искусства, чаще такое наблюдаем на лекториях, когда приходят школьники и весь концерт сидят, уткнувшись в телефоны, не все, конечно, - дети, занимающиеся в творческих объединениях, с интересом наблюдают за артистами.

- Расскажите о своей семье, детстве.

Ямиль: - Я из многодетной семьи, у меня есть братишки Камиль и Салават. Мама, Фарида Сайфетдиновна Байгильдина, 10 лет работала поваром в распределителе для беспризорных. Иногда я приходил к ней и видел этих несчастных детей, что оставило во мне тягостные впечатления. Моим воспитанием в основном занималась бабушка, Миннихаят Ахметовна Нурмухаметова, она помогала родителям, которые оказались в сложном материальном положении: сокращение, задержка зарплаты, рождение братишек (они погодки). Мама получила еще одну специальность - техникатехнолога по камням и некоторое время работала на предприятии «Яшма». Сейчас она на заслуженном отдыхе, мечтает о внуках.

Алия: - Мои родители, Айсылу и Ишбулат Сафиуллины, проживают в Баймаке. Папа работает водителем в отделе образования, мама - санитаркой в больнице, она всегда мечтала танцевать на профессиональной сцене, но у нее не было такой возможности, папа играет на гармошке и участвует в конкурсах. Родители - наши самые главные зрители! - С чего начались ваши увлечения танцами?

Ямиль: - Бабушка привела меня в ансамбль танца «Гульдар». Вспоминаю этот день с улыбкой. 1 мая мы собрались в сад и шли к автобусной остановке через центральную площадь, где был организован концерт. Бабушка говорит: «Смотри, сынок, на артистов, им ни сад не нужен, ни огород! Поют и пляшут! Может, и ты будешь артистом?» Вот так и сбылась мечта бабушки (смеется).

Первый мой наставник - руководитель хореографического ансамбля «Гульдар» Луиза Раилевна Яхина. Она умело организовывает и мотивирует детей, ненавязчиво раскрывая талант и артистические способности. Именно Луиза Раилевна предложила мне пройти отбор в Башкирское хореографическое училище (ныне колледж имени Рудольфа Нуреева), что я и сделал. Правда, поступил туда поздно, в 13 лет.

Первым учителем по классическому танцу в училище была Фарида Хашимовна Мустаева, выражаясь образно, она из неотесанных камней ваяла прекрасные статуи. Видимо, этот талант ей передался от отца, знаменитого танцовщика, балетмейстера Хашима Фатыховича Мустаева. Я рад, что был знаком с ним. Этот незаурядный человек в свои 80 с хвостиком лет сам показывал мне, мальчику, азы танца «Арагонская хота».

Конечно, добрым словом хочется отметить педагога по народному танцу Марата Аглямовича Каримова, он выпустил множество специалистов, которые работают по всему миру. Многие из них являются ведущими солистамитрюкачами не только в ансамблях танца, но и цирка. Его наставничество, требовательность, иногда и жесткость в работе со студентами училища дали огромные плоды.

Алия: - В детстве я очень любила петь и танцевать, выступая перед бабушкой и дедушкой. В младших классах активно участвовала в творческой жизни школы, на одном из таких мероприятий меня заметил Динислам Мустафович Искужин и пригласил в свой ансамбль танца «Ирандык». Поступив в Учалинское училище искусств и культуры на отделение хореографии, познакомилась с прекрасным педагогом Эльмирой Айбековной Казеевой, также занималась в народном ансамбле танца «Койон» под руководством наставника Гульназ Раисовны Гайсаровой. Окончив училище, устроилась в Сибайскую филармонию.

- Ямиль, где вы начали свой трудовой путь?

- Год я поработал в уфимском ансамбле танца «Мирас», затем вернулся в родной город и устроился в филармонию. Войти в колею мне помогли нынешние ветераны ансамбля, их советы, поддержка открыли новый взгляд на мир актерского мастерства. Многие свои навыки и опыт в исполнении сольных партий передал нынешний руководитель ансамбля Азат Арсланович Набиуллин.

Нам с супругой повезло работать с первым составом ансамбля танца «Сибай». Многие сейчас на пенсии: Азат и Разиля Набиуллины, Файзулла и Эльвира Губайдуллины, Фаниль и Гузель Асадуллины, Айтуган Давлеткиреев, Райса Буляканова, Ильфат Мусин, Самат Мирасбаев и другие. Они научили чувствовать дух танцев разных народностей. Теперь мы также стараемся передать знания молодому поколению.

Также отмечу, что поддержку артистам оказывает руководство и директор Сибайского концертно-театрального объединения Юнир Мунирович Калимуллин.

Алия: - Для меня авторитет в танцевальном мире - заслуженная артистка Башкортостана Гульназ Вакилевна Акназарова, в репертуаре нашего ансамбля много ее замечательных постановок, которые исполняем по сей день.

Большую роль в моей творческой жизни сыграла ныне покойная солистка ансамбля «Сибай» Гульназ Мазгаровна Надыршина - одна из первых «ласточек» филармонии, была сильным исполнителем и лидером женского состава ансамбля. Она взяла меня под свое крыло и многому научила, за что ей очень благодарна.

- Ямиль, много ли в филармонии семейных пар, династий?

- Да, наш коллектив всегда славился семейными парами, которые приводили на репетиции своих детей, и они росли на наших глазах. Мы дружим, ходим в гости, на дни рождения, вместе выезжаем на природу, помогаем друг другу. Сейчас уже, следуя нашему примеру, женятся и выходят замуж молодые артисты. Мы их всячески поддерживаем, даем советы, делимся опытом.

- Известно, что 12 артистов филармонии были призваны по мобилизации на СВО…

- Да, это ведущие солисты: певцы и танцоры, работники сцены. Было очень грустно, когда перед гастролями в мужском составе ансамбля танца «Сибай» осталось 3 парня.

К сожалению, наш орленок Ильнар Хатмуллин, который вырос на наших глазах, превратившись в молодого, красивого орла, погиб. Веселый, жизнерадостный парнишка недавно женился, только обрел семью, свой очаг и угол, только увидел сынишку, и вот судьбазлодейка преподнесла супруге Фидалии, сыну Аслану, отцу Ильдару, матери Ларисе, сестре Алине такой удар. Мы все были в шоке. В наших сердцах будет жить память об Ильнаре!

С остальными парнями мы на связи, поддерживаем их как морально, так и материально. Когда они приезжают в краткосрочный отпуск - это радость для всех нас. Верю, что вернутся они целыми и здоровыми. Аминь!

- Как вы переносите ежедневные физические нагрузки?

Ямиль: - Чтобы на сцене наше выступление казалось зрителю легким, нужно много трудиться, ежедневно тренироваться и репетировать. Однажды за время концерта у меня было 16 выходов на сцену, это мой личный рекорд, обычно у нас 6-7 номеров, между ними небольшие перерывы, чтобы мы успели переодеться. Конечно, есть разница, прыгать и танцевать в 25 или 35 лет - появились некоторые проблемы со спиной и коленями.

- Как часто вы танцуете вместе?

- Редко (смеются). В коллективных танцах нам попадаются другие партнеры, но это и к лучшему, потому что мы очень требовательны друг к другу. Есть у нас дуэтный танец «Күбәләк» («Мотылек»), «Бүләк» («Подарок»).

- Нужно ли артисту балета профессиональное образование?

- Обязательно. Не зная элементов классической хореографии, их правильного исполнения, будет трудно «войти» в любой танец.

- Происходят ли во время танца непредвиденные ситуации?

- Мы выступаем на разных сценах, где-то бывают скользкие полы, бывало, что падали, но быстро вставали и продолжали выступление. У кого-то во время танца платочек из руки выскальзывает или накосницы слетают - мы должны максимально незаметно, играючи, убрать их со сцены, чтобы зритель ничего не заметил.

- Какие еще у вас есть умения кроме танцев?

Алия: - У Ямиля золотые руки, он ремонтирует, подшивает танцевальную обувь.

Ямиль: - Алия - мой личный водитель, она уверенно водит машину. Еще она прекрасно готовит и не любит, когда я мешаюсь на кухне.

- Ходите ли вы на концерты своих коллег?

- Редко. Профессиональный взгляд мешает насладиться сюжетом. Когда танцуют, замечаю мелкие ошибки, начинаю дергаться, переживать. В спектаклях вижу ненужные движения, мимику.

- Какая самая приятная оценка вашего труда?

Ямиль: - Приятно, когда узнают на улице. Как-то пришел в магазин, а продавец мне говорит: «Вы же в филармонии работаете. Я на концерты только из-за вас прихожу». В одном из городов Башкортостана две студентки узнали меня по клипу танца «Эх ҡымыҙы, ҡымыҙы!», который показывают на телеканале «Курай» и попросили сфотографироваться. Но в то же время популярность накладывает определенную ответственность: нужно быть опрятным, тактичным, порядочным.

- Как вы проводите отпуск?

- Обычно у нас отпуск начинается после сабантуев, которые широко отмечаются в республике. И, конечно же, первым делом мы переселяемся на недельку в сад, приводим его в порядок, ходим вечерами с супругой на рыбалку, собираем семью и друзей на шашлыки. А дальше начинается активный отдых: поездка в деревню к родственникам, выезды на природу. К сожалению, отпуск пролетает быстрее, чем хотелось бы.

- Есть ли время на чтение?

Ямиль: - С юношества люблю читать приключенческую литературу Эдгара Берроуз, Джека Лондона и т. д. Первая книга, которую я прочитал самостоятельно, была «Чук и Гек» Гайдара.

- О чем мечтаете?

Ямиль: - Как говорится, мечтать не вредно. Планов много, думаю, на пенсии купить или сделать автодом и поколесить по России. Хоть и ездим много по гастролям, но это работа, а насладиться красотой родины хочется не спеша.

А ближайшая мечта - чтобы быстрее живыми-здоровыми вернулись со спецоперации наши друзья, коллеги и наступил мир.

Автор:Римма Махмутова
Читайте нас: