И это как будто шутка, вот только юмора в ней немного.
А если подойти серьезно? Ведь вопрос-то не праздный.
Недавно, сидя в очереди в поликлинике, слышала любопытный разговор двух уже не молодых женщин, не приглушивших голоса. Сначала они обсудили вопросы здоровья (точнее, не-здоровья), поговорили о близких, детях и внуках, «прошлись» по садовым урожаям, прибавке к пенсии и переключились на городские новости, в частности, на не теряющую актуальности тему строительства цементного завода. И волновала пенсионерок отнюдь не экология.
- Представляешь, что будет? Вот приедут китайцы завод строить, и что? Думаешь, обратно уедут? Прям! Держи карман шире. Их же там как сельди в бочке, по головам друг у друга ходят. Вот возьмут и останутся. Детей наплодят.
- Ну и что? Китайцы - народ тихий, работящий. Чем не мужья? Да и не пьют они. По телевизору говорили, у них с женщинами плохо, а вот мужчин перебор. Зато у нас сколько баб одиноких! Вот и будут семьи создавать. Чем плохо?
- А где ты своих больно видела? То пьют, то бездельники. Да и умирают рано, потому что здоровых привычек нет - одни вредные.
По большому счету, не согласиться с этим было трудно, да и межнациональными браками нас удивить трудно: если в 1925 году доля межэтнических браков в республике составляла около 4% от всех зарегистрированных браков, то в 1970 году почти 29%. Быть иначе и не может: Башкортостан -
один из самых многонациональных регионов России.
После невольно подслушанного разговора я заинтересовалась темой всерьез и вскоре прочитала, что, по прогнозам китайских и иностранных социологов, к 2020 году количество «лишних» мужчин в КНР может достичь 35 миллионов (количества, сравнимого с населением Канады). Мужчины активного возраста конкурируют за право создать семью в условиях острого дефицита невест, ведь в Китае семейные ценности -
главные, к созданию семьи они относятся очень ответственно, а на неженатых мужчин зрелого возраста смотрят с подозрением и сочувствием: если в 30 лет у них нет семьи, их называют «shengnan», то есть «оставшийся, ненужный».
А что же в России? В России, например, острый дефицит мужчин: их на 10 миллионов меньше, чем женщин. И чем старше женщины, тем меньше мужчин приходится на их долю. Таковы неутешительные данные Росстата. Сегодня в России проживают 67,7 миллиона мужчин и 78,5 миллиона женщин, то есть на одну тысячу мужчин приходится 1158 женщин. При этом рождается, как известно, больше мальчиков, чем девочек. В возрасте до четырех лет на одну тысячу мальчиков приходится 947 девочек. В возрасте 5-9 лет девочек становится 953 на тысячу мальчиков и до 19 лет соотношение не меняется. А вот дальше число мальчиков начинает стремительно снижаться. Возраст 30-34 года можно назвать экватором -
количество мужчин и женщин в нашей стране выравнивается.
А дальше соотношение идет не в пользу барышень. К 65 годам их становится вдвое больше, чем мужчин (2110 на тысячу), а к 80 годам -
В чем причина? В высоком уровне преждевременной смертности мужчин. И здесь большую роль играют внешние причины: убийства, самоубийства, дорожно-транспортные происшествия, утопления и отравления, в том числе алкоголем.
И вот тут-то вздохнешь с облегчением - хорошо хоть замуж мы выходим не в 60 лет,
а гораздо раньше. Активным брачным возрастом как среди мужчин,
так и среди женщин является период от 25 до 34 лет.
Но и расторжение браков приходится в основном на этот возрастной промежуток.
И вот тут давайте снова обратимся к цифрам.
В 1925 году в нашей республике было зарегистрировано 28645 браков, из них разводами закончились 5980, то есть, по грубым подсчетам, распадался каждый пятый брак. Затем разводы пошли на убыль, и вот по какой причине. В июне 1936 года вышло постановление ЦИК и Совнаркома СССР о запрещении абортов, установлении государственной помощи многосемейным, усилении наказания за неуплату алиментов, а также об изменении законодательства о разводах. Согласно документу, аборты допускались только по медицинским показаниям, нарушителям грозило уголовное наказание и штраф. Было увеличено пособие для рожениц и установлены выплаты матерям, имеющим шесть и более детей. При разводе отметка об этом ставилась в паспорте и увеличилась плата за его регистрацию. За неуплату алиментов грозило до двух лет лишения свободы. Плоды принесло сразу: если в мае 1936 года по Башкирии было зарегистрировано 504 развода, то в мае 1937-го лишь 147 семей расторгли брак. Нормы постановления были отменены в ноябре 1955 года.
Сегодня в республике на каждую тысячу браков приходится 618 разводов (!), причем 40% семейных пар распадается уже в первые годы совместной жизни, что, несомненно, влияет и на ситуацию с демографией (какие уж тут дети, если отношения не ладятся?). Возьмем Сибай: если в 2005 году на 548 браков пришлось 249 разводов, то в прошлом, 2017-м, эти цифры составили уже 436 и 268. То есть браков стало меньше на 112, а вот разводов - всего на 19. Не этими ли фактами вызвано решение Главы республики объявить 2018-й Годом семьи? Сам Рустэм Закиевич видит проблему и предлагает ее решать, запустив образовательные программы по психологии, этике и экономике семейной жизни, тренинги, семинары для молодых родителей, в том числе дистанционные, создав центры по консультированию семей. С реалиями времени, считает Глава РБ, должна быть соотнесена и республиканская Концепция семейной политики.
Вслед за этим Ассоциация молодых депутатов РБ выдвинула законодательную инициативу по введению в Башкортостане семейных медиаторов. Она обяжет посещать во время бракоразводного процесса неформального посредни-
ка - направление будет выдаваться супругам сразу же по месту подачи заявления о разводе. При этом услуга будет оказываться бесплатно. Для покрытия расходов, связанных с содержанием штата медиаторов, молодые депутаты предлагают увеличить размер государственных пошлин.
Подобная практика уже применялась в одном из регионов России и доказала свою эффективность. Благодаря посещению семейного медиатора свой брак сохранили 70% обратившихся.
Депутаты полагают, что от внедрения вышеперечисленных мер можно ожидать снижения количества расторженных браков в среднем на 30% от числа подаваемых заявлений.
Бабы каются, девки замуж… собираются?
Когда смотришь американские фильмы, нередко удивляешься, видя семьи, в которых воспитываются малолетние дети, при этом отцы семейств часто выглядят
как дедушки: полуседые, с сеточкой морщин на лицах. Хотя это общемировая тенденция: средний возраст, в котором женщины и мужчины решаются на такой серьезный шаг,как создание семьи, неуклонно растет.
Соответственно, увеличивается и возраст, в котором женщины предпочитают стать мамами: так, если в предшествующие десятилетия больше всего детей рождалось у женщин в возрасте 20-24 лет, то с 2010 года лидирующая позиция перешла к возрастной группе 25-29 лет. Теперь образ современной российской женщины складывается из повышенного внимания к своей внешности (80% опрошенных), самостоятельности в принятии решений и реализации планов (76%), а также активности в жизни (71%), а не только из желания обзавестись семьей и нарожать детей.
При этом психологическая наука убеждена, что жизнь вне семьи особенно плохо сказывается на психике женщин, и в поисках семейного счастья одинокие зрелые дамы нередко обращаются к гадалкам, астрологам и т.д. Например, в Академии астрологии
(г. Москва) из 800 ее выпускников разведенные и никогда не выходившие замуж представительницы прекрасного пола составили более 80%. У гадающей на картах женщины, курсирующей вдоль бывшего 14-го магазина, тоже останавливаются отнюдь не семейные пары.
Кстати, если вернуться к национальному вопросу, то однажды в ходе «круглого стола» директор Сибайского историко-краеведческого музея А.З. Ярмуллина озвучила интересный факт: в республике чаще женятся городские мужчины, но они же чаще и разводятся. Достаточно вспомнить деревни - сколько в них холостых мужчин? Девушки после учебы в вузах-сузах стараются остаться в городе, где больше шансов устроиться на работу, а вот парни нередко ворачиваются домой или же попросту нигде не учатся: подкалымить в деревне всегда можно. Они живут с престарелыми родителями, работают от случая к случаю и, конечно, пьют.
В деревне Н. жила некогда семья: отец, мать и восемь детей. Держали скотину, смотрели за огородом. Девчонки выучились и вышли замуж, а вот парни… Их было пятеро. Женился только один из них - самый симпатичный, с подвешенным языком, чуть нагловатый. Правда, долго семья не протянула: молодая жена помучилась с пьянками-гулянками мужа да и уехала обратно в город, забрав сына с собой. Так они и остались в деревне. Жили, конечно, все хуже - на пенсию матери много не купишь, а отец к тому времени умер. Подворачивалась подработка - работали. То пенсионеру дров наколют, то металл соберут и сдадут... Полученные деньги пропивали. Сначала умер один - самый старший. Затем средний. Второй по старшинству ушел из жизни добровольно. Младшие живут, вот только жизнью это назвать трудно: из хозяйства уже ничего не осталось, питаются от случая к случаю, зато пьют почти ежедневно. На какие шиши? Бог весть. Пойдут ли за таких девчонки замуж?
Так что дело не только в цифрах. Дело в чувствах - и во вредных привычках. Согласно опросу, проведенному осенью в республике, основным мотивом вступления в официальный брак по-прежнему является любовь. На второй позиции - общность взглядов и интересов. Желание иметь детей - на третьем месте. А вот главная причина супругов разойтись - это, увы, проблема алкоголизма и наркомании. А значит, и рецептов от одиночества (которое, по сути, сволочь и есть) - всего два.
Это умение любить и отказ от вредных привычек. Утрируем, конечно, но вдруг работает?