+24 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Профессионалы
30 Октября 2022, 08:20

За рулем самосвала спускался в карьер

После многолетней работы на огромных карьерных самосвалах нынешнюю деятельность водителя-лаборанта экологического поста СФ УГОК Файзрахман Фазылович КАЗНАБАЕВ называет отдыхом! Ну или почти отдыхом. Все-таки есть разница - возить тонны руды или компактное оборудование на базе автомобиля ГАЗель.

За рулем самосвала спускался в карьер
За рулем самосвала спускался в карьер

За руль передвижной экологической лаборатории Файзрахман Казнабаев пересел после сокращения, два года назад, предварительно обучившись пользоваться автоматическими газоанализаторами, устройствами для забора воды и почвы, метеорологическим комплексом, системами сбора и обработки информации.

- Работа интересная и нужная. Сами знаете, экологической безопасности производства сегодня уделяется особое внимание, - говорит водитель. - Ежедневно курсирую по границам санитарно-защитной зоны предприятия, вокруг Сибайского карьера, Камагана, хвостохранилищ, провожу мониторинг атмосферного воздуха, определяя содержание в нем примесей оксидов серы, углерода и азота. Данные для анализа передаю специалистам лаборатории.

Файзрахман Казнабаев, работает в основном один. Иногда присоединяются лаборанты: исследуют качество воды в реках, скважинах, химический состав грунта, растений.

Большую часть профессиональной жизни наш собеседник провел за рулем большегрузов. Говорит, что судьбы себе не представлял - отец был водителем грузовых автомобилей в АТП. Но прежде, после окончания восьми классов, отучился на монтажника-электросварщика в Магнитогорском училище. Около года в составе комсомольского отряда строил Байкало-Амурскую магистраль, прокладывал теплотрассу в Тынде.

Несмотря на низкий рост - 149 см, Файзрахмана призвали на военную службу: два года ездил на автомобиле ГАЗ66. После армии немного поработал водителем бензовоза в «Сельхозтехнике». В 1983 году устроился на БМСК на БелАЗ, спускался вглубь карьера, возил руду. Через некоторое время начали мучить головные боли. Решил сменить место работы и устроился в СЭС «Башкирэнерго», почти 4 года возил директора Ивана Поликарповича Котова.

- Строгий был руководитель, грамотный, но при этом справедливый, демократичный, - говорит Файзрахман Казнабаев. - На субботники, «чистые четверги» всегда сам выходил, не считая зазорным подметать, копать. Я был знаком и с его супругой, учителем русского языка и литературы школы №2 Клавдией Павловной, детьми, - интеллигентная, культурная семья.

Через некоторое время родной брат Файзрахмана Раис, работавший в комбинате водителем «водовозки», уговорил вернуться в карьер, зарплата здесь была гораздо выше. Водителю первого класса Файзрахману Казнабаеву предложили сесть на ПАЗик.

- Спускаться в карьер на автобусе, везти людей по серпантину было делом ответственным. За рулем 45-тонного БелАЗа я чувствовал себя гораздо спокойнее, - делится наш собеседник. - Когда из Москвы пригнали КамАЗы, мы с братом взялись семейным экипажем возить руду из Бакр-Тау. Но перед этим заварили сиденье самосвала под свой рост, мы же оба маленькие, - смеется Файзрахман Фазылович. - Когда я ушел в отпуск, за руль нашего большегруза сел высокий парень, так он всю смену промучился, не зная, куда деть ноги, кое-как доехал и после рейса перебрался на другой автомобиль.

В 2004 году наш собеседник пересел на БелАЗ, возил руду с Камагана в сторону Сибайского карьера.

По словам начальника участка эксплуатации и ремонта технологического транспорта Сибайского подземного рудника СФ УГОК Михаила Медведева, в коллективе Файзрахмана Казнабаева уважают за ответственное отношение к технике, доброжелательность и готовность прийти на помощь. Его портрет несколько лет висел на Доске почета среди передовиков-камазистов, его назначали и звеньевым, и уполномоченным по охране труда.

Супруга нашего собеседника, Фания Саитовна, улыбаясь, рассказывает: «Дома от мужа я только и слышала, что ему надо отсыпать бровку на отвалах, расширить дорогу, установить дополнительное освещение. И какие у него сменщики отличные, а руководители замечательные».

И действительно, Файзрахман Казнабаев много доброго поведал о коллегах: Константине Архипчуке, Равиле Буляканове, Фарите Ишбердине, Самате Абдрахманове, Эльдаре Абсалямове, старших наставниках Иване Азманове, Салавате Сагинбаеве, Абдрахмане Байчугурове. Вспомнил, как напарник Валерий Клименков устроился на комбинат после армии: «Тщательно смотрел за КамАЗом, если случались какие-то поломки, мы с ним жертвовали выходным днем и ремонтировали до победного. Дружно жили, я даже погулял на его свадьбе».

Долгие годы работы на карьерных самосвалах - шум, вибрация, пыль, жара в кабине - дают о себе знать, сказываясь на здоровье: болят руки, скачет давление. Сейчас, как признается 62-летний Файзрахман Фазылович, на ГАЗели работать спокойнее, уже нет прежних нагрузок, напряжения.

Супруги Казнабаевы вырастили двух сыновей: Ильгиз трудится вахтовым методом, Радмир - начальник отделения подготовки и призыва граждан на военную службу военкомата г. Сибая и Хайбуллинского района.

Фания Саитовна работала инженером-технологом на МКК, лаборантом в школе №6, в институте. Находясь на заслуженном отдыхе, основное время уделяет внуку, первокласснику Роме, и многочисленным фикусам, которых у нее дома целая коллекция. 

Файзрахман Фазылович попросил через газету поздравить коллег с профессиональным праздником, пожелал безопасных дорог, безаварийного движения, стабильности и здоровья!

Фото Риммы Юнусовой.

 

Автор:Римма Махмутова
Читайте нас: