Без него не обходится ни один значительный концерт в городе. Последние семнадцать лет - точно. Именно таков трудовой стаж у 33-летнего звукорежиссера Евгения Борисовича Столбова, заведующего музыкальной частью Центра народной культуры и досуга. Тропинку в профессию ему проложил старший брат Дмитрий Столбов.
- После уроков я бегал в студию радиовещания, которая располагалась в здании АТС-3, с интересом наблюдал, как брат управляет аудиопотоками, эфирными звуками, как записывают новости ведущие, - вспоминает Евгений. - Потом и сам начал разбираться в работе микшерного пульта, частенько чинил, паял выходящую из строя технику.
Когда Дмитрий ушел в армию, не было сомнений, кто заменит его. Теперь от Столбова младшего зависело качество звука. А новости, между прочим, шли в прямом эфире. И ответственность на юном «звукаче» лежала очень большая.
Евгений убежден, что быстро вникнуть в профессию ему помогло музыкальное образование. С первого класса он учился в начальной специальной музыкальной школе по классу баяна, сочинял мелодии. Да и рос в семье, где родители - Борис Владимирович и Альфия Мубаряковна - любили петь. Брат замечательно играл на курае и даже побеждал на различных конкурсах, выступал в качестве гитариста в составе местной группы «Санда», сестра Юлия освоила в музыкальной школе думбыру.
К сожалению, пять лет назад, в один год, болезнь унесла сразу отца и брата…
- Дмитрий после армии работал звукорежиссером в филармонии. Он был мне и братом, и другом, и наставником, - говорит Евгений. - Интересный, юморной. Мы практически все делали вместе. Хотя он старше меня на семь лет, нас часто путали, внешне мы похожи, но по характеру разные. Его внезапный уход из-за проблем с сердцем стал большим ударом для нас. Диме было всего лишь 34 года...
На концертах все внимание зрителей обращено на сцену, на артистов. Мало кто задумывается, что в это время, не покладая рук, трудится звукорежиссер, сидя за микшерным пультом, контролирует громкость музыки, тембр, частоту звука, устраняет шумы, помехи.
За 2-3 часа до начала концерта Евгений и его помощники занимаются тяжелой физической работой: загружают в машину колонки, которые весят до 70 кг, другое оборудование. Затем на месте разгружают, устанавливают, подключают. Важно ничего не забыть: микрофоны, стойки. Зимой звукорежиссеры работают внутри автомобиля, в жару находят тенек - и не для своего удобства, а чтобы сберечь аппаратуру. «За себя-то я ручаюсь, а вот техника может подвести», - говорит звукорежиссер.
- Что заставляет тебя нервничать на концерте?
- Я обычно спокойно отношусь к любому большому мероприятию. Стараюсь предусмотреть все нюансы на репетициях, заранее продумать, где должна стоять аппаратура. Мне важно обговорить все тонкости выступления с артистом. С танцорами проще: колонки расставил, музыку им включил - и все. А под каждого певца нужно индивидуально выстраивать звук.
Бывает, нервничаю, когда во время концерта мешают работать, дергают по пустякам, когда неожиданно, без предупреждения, меняется программа. Тогда приходится быстро подстраиваться под обстоятельства, под ведущих.
Если что-то у артиста пошло не так, проблема с фонограммой, или дети, бегая возле сцены на площади, задевают провода, стараюсь быстро все исправить, чтобы зрители ничего не поняли, не заметили. В экстремальных ситуациях меня выручает опыт.
В 2011 году в Сибае проходил фестиваль «Содружество» с участием зарубежных гостей из Индии, Нигерии, Мадагаскара, Гватемалы и других. На площади со своими концертными номерами выступали делегации. Тут ко мне подошел нигериец, протянул флешку и, активно жестикулируя, на ломаном русском начал объяснять, какую композицию нужно включить, при этом случайно задел кнопку на ноутбуке. Мелодия, под которую выступала в тот момент делегация Казахстана, прервалась, и зазвучали другие мотивы. Я быстро все исправил, и артисты, не растерявшись, продолжили свой номер.
- Кого из ведущих ты бы выделил?
- Мне удобно работать с артистом театра Арсеном Шайхисламовым, он - профессионал. Мы понимаем друг друга с полуслова, а если на расстоянии, то с полужеста.
- На чей концерт ты бы пошел отдохнуть, послушать как зритель?
- Я бы не пошел. Уже столько всего наслушался, что пойти на концерт меня заставит только профессиональная обязанность. После долгих мероприятий с громким звуком садится слух, поэтому следующий день мне необходимо побыть в тишине.
- Кого из городских коллег ты бы отметил?
- Звукорежиссер - довольно узкая специальность. На профессиональном уровне работают Гайсар Муратов, Айдар Юсупов, Рамиль Аминев, Гайсар Акбулатов, Тимур Ахмедьянов. Все они умеют грамотно слушать звук, а этот навык приходит с годами. В коллективе Центра помогают мои коллеги Тимур Исмагилов, Анатолий Насакин. Когда в городе проходит несколько концертов, делим между собой обязанности.
Супруга Евгения Столбова Юлия и дочки уже привыкли, что по праздникам папа часто задерживается и стараются его не отвлекать. Но когда у главы семейства наступает период тишины, то дети могут рассчитывать на совместный досуг: катание на коньках, выезд на природу. Десятилетняя Лиана уже демонстрирует хорошие вокальные данные. У нее огромное желание петь. Трехлетняя Аделина не отстает от сестры, во всем ей подражая.
Когда нет концертов и репетиций, Евгений Столбов записывает в студии песни, ремонтирует музыкальное оборудование. Хотя цифровые технологии ушли далеко вперед, но паяльник и отвертка всегда под рукой. Он называет свою профессию интересной, увлекательной, творческой.
- Работа звукорежиссера совсем не скучная. Постоянно что-то новое: люди, события. Мне важно, чтобы артист звучал качественно! - подытоживает беседу Евгений Столбов.