+12 °С
Дождь
Антитеррор
Все новости
Профессионалы
30 Апреля 2019, 12:08

В личном составе уверен на сто процентов!

Римма ЮНУСОВА. Фото автора
Денис Пинашин мог бы управлять тепловозами, если бы пошел по стопам отца-железнодоржника. Но в свое время выпускник Сибайского горно-обогатительного техникума прислушался

к совету дяди Виктора Алексеевича Казакова, начальника караула 45-й пожарной части, и поступил в пожарное училище Екатеринбурга, решив тем самым свою дальнейшую судьбу.

- Будучи подростком, я оказался случайным свидетелем тушения пожара. Караул во главе с дядей боролся с огненной стихией, - вспоминает начальник ПЧ-45 ФГКУ «11 отряд ФПС по Республике Башкортостан» майор внутренней службы Денис Анатольевич Пинашин. - Эта картинка всплыла, когда я думал о выборе профессии. Нравилась, конечно, и военная форма, и армей­ская дисциплина.

- Вы были дисциплинированным ребенком?
- Мы с братом Андреем, который на два года младше меня, были одинаково исполнительными, сами принимали решение, кто моет полы, кто выносит мусор или идет в магазин. Родители нам не ставили условий, не делали замечаний - в этом не было необходимости.
Мое детство было активным, посещал несколько кружков одновременно. В политехническом колледже играл в КВН. Затем сюда же поступил брат, и в КВНе он был лидером команды, душой компании, остроумно шутил, располагал к себе людей. К сожалению, в 2000 году Андрей трагически погиб, ему было 18 лет. Я в это время учился в Екатеринбурге. Для нашей семьи - это большая трагедия...

- Как проходила учеба в Екатеринбургском пожарно-техниче­ском училище?
- Я целенаправленно готовился к поступлению: подтянул математику, русский язык, усиленно занимался спортом и, благополучно сдав экзамены, в 1999 году был зачислен курсантом училища. Три года мы находились на казарменном положении, все по распорядку: отбой, подъем, учеба, наряды, уборка помещений - ни одной свободной минуты.
Из Сибая я был один, из Башкирии - 23 человека. Недавно прошла встреча выпускников: столько воспоминаний, впечатлений, эмоций! Практически все из нашей роты остались верны профессии.

- После учебы вернулись в Сибай?
- Не сразу. Хотя по распределению должен был ехать домой, к родителям, но свободного места в пожарной части Сибая не оказалось. И я устроился начальником караула на крупный уфимский нефтеперерабатывающий завод -
опасное производство, где требовалось особое внимание к мелочам.
Конечно, после учебы в дружном коллективе сложно было адаптироваться в большом городе, в незнакомом месте. Тогда меня очень поддержал начальник первого отряда Раис Мазгарович Арсланов. Он относился ко мне по-отцовски, постоянно интересовался делами, давал советы. Через полгода судьба моя решилась, и я вернулся в Сибай.
Но перед этим произошел интересный случай. Мне сообщили, что приезжает Анатолий Лукьянович Лекарев, возглавлявший пожарную часть Сибая, и нужно с ним встретиться и договориться о переводе в родной город. В указанное время я прибыл на место -
в управление пожарной охраны республики, там проводилась коллегия, куда съехались все начальники отрядов. А параллельно в эти же часы у меня шли командирские занятия, которые я, естественно, прогулял - мне же важнее перевестись домой!
Стою по форме, чин по чину, жду, когда же прибудет Анатолий Лукьянович. А из автобуса выходит не сибайский начальник, а мой нынешний - уфимский - Раис Мазгарович. «Ты почему не на командирских занятиях?», - спрашивает. Я растерялся. Следом подходит Лекарев. Благо, они - коллеги и товарищи, оба понимают, что перевод мне необходим. И если от уфимского начальника получил нагоняй, то сибайский скомандовал: «Бегом за вещами, садись в поезд, и жду послезавтра на смене!»
Так, 1 февраля 2003 года, 23-летний Денис Пинашин заступил на службу начальником караула 45-й пожарной части г. Сибая. На всех должностях, вплоть до начальника ПЧ-45, чувствовал себя уверенно, бережно относился к подчиненным, требовал сплоченности, слаженной работы.

- Помните свой первый выезд на пожар?
- Это было в Екатеринбурге. Нас, курсантов, отправили на стажировку в пожарную часть. И мы с товарищем впервые выехали на тушение реального пожара. Сбор по тревоге, сели в автомобили, глаза по «пять копеек», страх, тревога - что нас ждет? Горел жилой дом. Начальник караула расставил нас на позиции. Мне определил один угол дома, товарищу - другой. Мы стояли как вкопанные. Одним глазом смотрю на то место, куда надо поливать, другим - на товарища, как он там? Последующие пожары уже были понятны, после каждого случая мы делились впечатлениями, вслушивались в разговор бывалых сотрудников.

- Чем отличается один пожар от другого?
- Каждый пожар индивидуален. Много сопутствующих факторов, добавляющих сложность: отдаленность от водо-
источника, сила и направление ветра, температура воздуха, видимость. Основное условие для благополучного исхода - это наличие необходимого количества воды. Сложно, если для тушения нужно 10 человек, а нас только трое.
Иногда коварный огонь не хочет сдаваться, вводит нас в заблуждение, играет в прятки, скрывается в пустотах и возникает тогда, когда его не ждешь. Моя задача, как руководителя, заключается не только в том, чтобы погасить пламя в кратчайшие сроки, но и сберечь личный состав.

- Травмы случаются?
- Наша работа связана с риском для жизни. Конечно, не обходится без мелких травм, ожогов, ушибов, но это все мелочи.
Не могу не вспомнить трагический случай, который вошел в печальную историю нашей пожарной части. 9 мая 1968 года погиб пожарный Мидхат Гиниятович Буляканов. В задымленном подвале жилого дома №90 по улице Горького, в полной темноте, он искал ребенка, который, по словам его родителей, мог там быть (после узнали, что в подвале никого не было). В лабиринтах помещения тридцатидевятилетний пожарный потерял сознание и по дороге в больницу скончался. Дома осталась жена и семеро детей, младшей дочери было всего 9 месяцев. Вот он героический поступок, достойный уважения, - рисковать своей жизнью ради тех, кому нужна твоя помощь.

- Как оцениваете работо­способность коллектива?
- Каждого, кто сегодня в строю, знаю и с уверенностью заявляю, на сто процентов уверен в личном составе. Сотрудники профессионально выполняют поставленные задачи, в экстремальных ситуациях принимают грамотные решения.
До сегодняшнего момента мы испытывали дефицит в рабочей силе и большую нагрузку. С недавнего времени в наше штатное расписание внесли изменения: добавится 9 сотрудников, и нас станет 49. Из большого количества желающих нам предстоит выбрать достойных. Пожарные должны быть крепкие, физически развитые, ловкие, быстрые, им приходится поднимать рукава, разбирать завалы, на руках выносить пострадавшего из задымленного помещения и так далее.
Надеюсь, что увеличение штата, обновление пожарной техники продолжится и дальше, так как город растет, строится. Когда в один день случаются три-четыре пожара, нужно принимать решение, куда, в первую очередь, направить силы.

- Тушение пожара - это не только физически сложная задача, но и морально…
- Конечно, очень горько, когда при пожаре люди теряют все. Мы же понимаем, что такое дом, имущество, нажитое годами. Но самое важное - сохранить жизнь. Если во время пожара люди эвакуировались, все здоровы - уже хорошо. И мы делаем все возможное, чтобы минимизировать потери. Тяжело видеть слезы, тяжело, когда кто-то кого-то теряет. Даже если это животное. Ходит бабушка возле сгоревшего дома, ищет котенка. Мы-то знаем, что его уже не найдешь…
Люди, соседи, администрация города не оставляют погорельцев наедине с бедой, помогают одеждой, деньгами.

- Часто в школах, торговых центрах вы проводите учебные тренировки. Каковы их основные задачи?
- Человеку свойственно ошибаться, теряться в экстремальных ситуациях. Мы выезжаем на объекты, встречаемся с руководителями, инженерами, с обслуживающим персоналом, проводим беседы, проигрываем ситуации, куда может распространиться огонь, какие действия в первую очередь необходимо предпринять. Если сотрудник «плавает» в каких-то вопросах, подсказываем. Вопросы пожарной безопасности необходимо знать. Увидев загорание, нужно принять верное решение: позвонить в пожарную охрану, доложить обстановку.
В данный момент беспокоит горящая сухая трава. И если при этом - сопутствующий ветер в неблагоприятном направлении, и впереди - угроза объекту, зданию, то это очень опасно. Поэтому необходимо территории содержать в чистоте и порядке. Дали вам шесть соток земли для выращивания овощей и фруктов, будьте добры, ответственно смотрите за участком. Ботву не сжигайте, а утрамбуйте ее в ямке - будет вам удобрение, компост.
Тот хлам, который мы копим на чердаках и в сараях, также играет злую шутку. Будет всем спокойнее, если у нас с вами все разложено по полочкам, пути эвакуации не загромождены, розетки, распределительные коробки в исправном состоянии. Ложишься спать, уходишь из дома - задай себе вопрос, все ли отключил? Этими правилами мы должны руководствоваться каждый день.
Сейчас массово проходят субботники, отрадно, что люди не сжигают мусор, а складируют в мешки, вывозят на свалку.

- Как семья относится к вашей беспокойной профессии?
- С пониманием, иначе нельзя! Личному составу такую задачу поставил: два праздника - это День пожарной охраны и Новый год - проводим с семьями, женами. Супруга - тот же сотрудник, который понимает специфику работы, к примеру, когда диспетчер среди ночи может позвонить и поднять на выезд.
Моя жена Елена - специалист сельского хозяйства. Сыну Евгению 14 лет, занимается спортом, дочери Полине -
7, она у нас принцесса, среди ее интересов - музыка, танцы.

- Не было мысли поменять род деятельности?
- Я занят своим любимым делом, меня никто не сможет переманить на что-то другое. Не бывало такого, чтобы я, находясь в отпуске, не появился на работе спустя неделю, не узнал, как дела, не пообщался с диспетчерами. Я посвятил жизнь этой профессии, и ничуть об этом не жалею!


Читайте нас: