В разное время данное учреждение меняло свое название и местоположение, но суть деятельности оставалась прежней: оказывать социальную, медицинскую, психологическую, педагогическую помощь детям с инвалидностью и поддерживать их родителей.
В кабинете Натальи Петровны на полках шкафов дружно соседствуют вазочки, картины, украшения, деревья, цветы, дымковские игрушки, сказочные персонажи, выполненные педагогом и ее воспитанниками.
За каждым рисунком или поделкой - история, пусть и маленьких, но достижений детей, которые из-за ментальных нарушений отстают от сверстников в речевом, эмоциональном и интеллектуальном развитии.
Наталья Петровна занимается с детьми, имеющими различные диагнозы: ДЦП, умственная отсталость, аутизм, врожденный порок сердца, задержка психического, речевого развития, проблемы со зрением, слухом, органическое поражение центральной нервной системы, синдром Дауна и так далее.
К каждому ребенку Наталья Петровна терпеливо подбирает ключик, бережно следуя за его желаниями, прислушиваясь к внутреннему миру, советуясь с родителями, которые приводят детей в реабилитационный центр в надежде на улучшение их самочувствия.
- Рисование и лепка чаще всего успокаивают ребенка. Но иногда переключить внимание гиперактивных детей сложно: они не могут усидеть на месте, бегают, кричат, бурно реагируя на что-то новое, непривычное, - рассказывает педагог. - Если ребенок отказывается включаться в деятельность, я сама леплю, к примеру, петушка, проговаривая свои действия, напевая: «Петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка!» Бывает, что ребенок не может удержать кисточку, тогда в поднос насыпаю крупу, песок, и рисуем пальчиком - это тоже творчество.
Некоторые дети с аутизмом могут подолгу совершать одно действие, разминать шарик из пластилина или прокалывать его палочкой, другие внезапно прячутся в «укрытие» - под стол и отказываются оттуда выходить. Тогда мне приходится что-то придумывать и тоже залезать под стол, где мы вместе рвем бумагу, скручиваем ее в шарики… Есть девочка, которая успокаивается, наклеивая картинки, при этом ей нужно сидеть у меня на коленях.
А как я радовалась, когда мальчик с тяжелым диагнозом смог нарисовать радугу, пусть и по-своему, но с правильной последовательностью цветов - это был большой сдвиг. Вообще, постоянно хвалю детей за любой результат, обнимаю.
Другой ребенок посещает занятия три раза в год, но в каждый свой приход спрашивает про любимую игрушку: «Где моя матрешка?» - поэтому держу ее на видном месте.
Среди воспитанников Натальи Юрочкиной есть победители и призеры республиканских, зональных, городских фестивалей и конкурсов, которыми педагог очень гордится.
Кажется, уже нет такого материала или техники, которые бы Наталья Петровна не использовала бы в своей де ятельности: модульное оригами, гофроквиллинг, гравюра, рисование шариками марблс, пластилином, джутовая филигрань из шпагата, бисероплетение…
Но педагог не останавливается на достигнутом и продолжает изучать просторы интернета, чтобы чем-то еще удивить детей и коллег. Специалисты филиала также с удовольствием посещают мастер-классы Натальи Петровны, на одном из них изготовили башкирское женское традиционное украшение - нагрудники.
Дети на занятиях инструктора по труду рисуют не только фломастерами и кисточками, но и мятой бумагой, чаем, манной крупой, углем, мелом, декорируют рамки под фотографии, вяжут крючком из пряжи, лепят из пластилина, конструируют из коробок здания, делают объемные фигурки из цветных полосок картона, цветы из полиэтиленовых пакетов, бисера, ткани, зерен кофе…
Героиня нашей статьи и дома вышивает картины крестиком, бисером, вяжет крючком. Свои умения и знания передает внучкам.
Любовь к рукоделию у Натальи Петровны проявилась еще в детстве. Она жила и училась в деревне Ишей Баймакского района. Родители были творческими людьми: мама шила, вязала, вышивала, отец делал сани из дерева, плел корзины из ивовых и черемуховых прутьев.
Первую специальность «Учитель начальных классов» Наталья Петровна получила в Сибайском педагогическом училище, вторую - «специалист по социальной работе» - в Российском государственном социальном университете в Москве.
В 1980 году она устроилась воспитателем в только что открывшийся леспромхозовский садик «Мишутка» (название приурочили к символу Олимпиады-80).
- Руководила коллективом Марьям Ягафаровна Богданова, с ней мы прошли большой путь становления коллектива. До сих пор с бывшими коллегами поддерживаем теплые отношения, - рассказывает собеседница.
Педагог-психолог филиала реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в г. Сибае Зиля Тимергалеевна Кильдигушева, говоря о Наталье Петровне, отмечает: «Я очень рада, что профессия и судьба свели меня с таким прекрасным человеком и добросовестным, грамотным, инициативным, творческим педагогом. Ее жизненной энергии хватает на все и всех!»
Многолетнюю преданность одному делу наша собеседница объясняет привязанностью к коллективу, сочувствием к особенным детям, стремлением увлечь их творчеством, подарить им положительные эмоции и вселить уверенность в своих возможностях.