+17 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Память
12 Мая 2021, 09:40

Кто ты, неизвестный солдат?

...Я - дочь фронтовика, родилась на двенадцатый год после войны. В моем детстве меня окружали безрукие и без глаз фронтовики-односельчане, безногие соседи с палочками в руках... А ведь их было не один миллион. Не вернулись на Родину более четверти миллионов.Волею судьбы 11-й год проживаю в Чешской Республике, и все это время постоянно фотографирую памятники советским солдатам. Потому что здесь они на каждом шагу! Видела и снимала их в Латвии, Литве, Эстонии, Румынии, Венгрии, Болгарии, Словакии, Австрии, Германии и Чехии... Их - неисчислимое количество.Много их и в нашей стране. Вот почему я хочу поговорить с читателями о памятниках. Начну с Европы...Читайте статью Миляуши ГОДБОДЬ:

Кто ты, неизвестный солдат?

«Он не вернулся из боя...»

«Я клятву перед Родиной сдержал!

Я над врагом победу одержал!

Я молнией прошел по небосводу!

Я дал Отчизне-матери свободу!»


Так написал в своем стихотворении башкирский поэт-фронтовик Батыр Валид, вернувшийся с войны с сильными ранениями и потеряв зрение. А сколько было таких искалеченных судеб и разрушенных семей? Сколько матерей и жен, не дождавшихся сыновей и мужей?! Я - дочь фронтовика, родилась на двенадцатый год после войны. В моем детстве меня окружали безрукие и без глаз фронтовики-односельчане, безногие соседи с палочками в руках... А ведь их было не один миллион. Не вернулись на Родину более четверти миллионов.

Война шла целых 1418 дней, и каждый день умирали около 17 тысяч человек... Всего в боях за освобождение 11 государств Европы погибли 9 миллионов советских солдат, в том числе за освобождение Польши - 600 тысяч, Чехословакии - 140 тысяч. Согласно рассекреченным данным, потери Советского Союза во Второй мировой войне составляют в целом 41 миллион 979 тысяч человек, а не 27 миллионов, как считалось ранее. Общая убыль населения СССР в 1941-1945 гг. составляла более 52 миллионов 812 тысяч человек. Из них безвозвратные потери в результате действия факторов войны - более 19 миллионов военнослужащих и около 23 миллионов гражданского населения.

... И хотя прошло 76 лет с тех пор, как окончилась Великая Отечественная, память о ней не уходит из сердца, все бередят душу горькие воспоминания о погибших, о дедах и отцах, матерях и сестрах, о партизанах, воевавших в лесах Белоруссии и Украины, Одессы и Кавказа, в том числе и в Европе. Какой мерой измерить горе народа и эту потерю?

...Волею судьбы сама я одиннадцатый год проживаю в Чешской Республике, и все это время постоянно фотографирую памятники советским солдатам. Потому что здесь они на каждом шагу! Памятники известным и неизвестным советским воинам-освободителям видела и снимала в Латвии, Литве, Эстонии, Румынии, Венгрии, Болгарии, Словакии, Австрии, Германии и Чехии... Их - неисчислимое количество.

Много их и в нашей стране. В Смоленске, на Украине, во Ржеве, Пскове, в Великих Луках, Волоколамске, Петрозаводске... Не сосчитать их в Ленинградской и Московской областях, в Волгограде, Карелии и Сибири... Вот почему я хочу поговорить с читателями о памятниках. Начну с Европы.

В долине смерти

Я видела бережное отношение к памятникам советских солдат и партизан в поселке Склабина в Словакии. Когда в 2019 г. летом с супругом Владимиром мы вошли на территорию местного кладбища, оно выглядело как музей под открытым небом. Несмотря на то, что была жаркая погода, две женщины ухаживали за могилами. Познакомились. Рассказала им о причине нашего визита, чему новые знакомые были очень рады. От них узнала, что сельчане постоянно следят за состоянием памятников, где лежат словацкие и русские партизаны.

Много раз бывала я в Дукле, где шли жаркие боевые действия Красной Армии. Восточно-Карпатская операция подразделялась на две операции. Первая - Карпатско-Дуклинская, которая проводилась для оказания помощи словацкому Национальному восстанию. Она началась 29 августа 1944-го, а в ночь с 30 на 31 августа в помощь восставшим с Украины были выброшены на парашютах в село Склабина тысячи советских и словацких партизан. Среди них находились и наши земляки Даян Мурзин, Вафа Ахмадуллин, Муждаба Шагиев, которые, создав во вражеском тылу партизанские отряды, воевали на стороне восставших.

Вторая операция, Карпатско-Ужгородская, была нацелена на прорыв к Венгерской равнине, чтобы окружить немецкие войска в Трансильвании. Со стороны СССР в ней принимали участие войска 1-го Украинского фронта под командованием маршала И.С. Конева, а силами 38-й армии руководил генерал-полковник К.С. Москаленко, 1-го Чехословацкого армейского корпуса - генерал Людвик Свобода.

Карпатско-Дуклинская операция длилась с 8 сентября по 28 октября 1945 г. В ней участвовали 153 тысячи солдат и офицеров, 3100 орудий и 184 танка Красной Армии, против которых воевали немецкие и венгерские солдаты с общей численностью 106 тысяч человек. Советские и чехословацкие воины показали высокое мастерство и проявляли массовый героизм в боях против гитлеровцев, многие награждены орденами и медалями. Об этих сражениях Герой Советского Союза генерал Л. Свобода писал в своих вспоминаниях: «Кто не воевал в Карпатах, тот не знает, что такое война. Мы продвигались сантиметрами». И действительно, Красная Армия каждый день с тяжелыми боями могла пройти всего несколько километров.

По приблизительным данным, в этой операции погибли 64200 человек, из которых 13500 убиты и 50700 ранены, не сосчитать пропавших без вести... По данным Военной энциклопедии 2005 г., общие потери составили 56800 человек, из которых 41500 убиты и ранены, пропали без вести 1800 человек, 13500 больных и обмороженных. Погибли 2500 бойцов Чехословацкого армейского корпуса, которые воевали под девизом: «За свободу пойдем за Свободой!».

Сегодня эти места, где шли ожесточенные бои и погибли тысячи солдат и офицеров, называются «Долиной смерти». Здесь работает Дуклинский исторический музей, на территории которого выставлена военная техника: танки, наша знаменитая «Катюша» (которую в Европе называли «органной музыкой Сталина»), пушки, артиллерийские установки, самолеты и др.

За тысячи верст от родной земли

Памятники, посвященные «пол-Европы, полземли прошагавшим» советским солдатам, поставлены в Праге, Брно, Братиславе, Банска-Бистрице, Хомутове, Бжеславе, Ходонине, Пшерове, Вишкове, Злине, других городах и селах Чехии и Словакии, где бывают митинги в честь Победы над фашизмом. Все они ухожены, везде чистота и порядок, здесь растут круглый год роскошные цветы. Думаю, что чехи и словаки с уважением относятся к нашим святыням.

Однако ожесточенные бои весной 1945-го шли и на небе, где отличились 452-й, 453-й, 190-й, 235-й, 486-й гвардейские истребительные авиационные полки, показавшие неимоверные подвиги. Так, в апреле 1945 г. советские летчики воевали против вражеских самолетов «Фокке-Вульф-190» и «Мессершмиттов», помогая наступающей Красной Армии. Один из страшных боев был 10 апреля, где принимали участие шесть самолетов-штурмовиков «Ил-2» 190-го гвардейского авиационного полка.

Наши самолеты совершили налет на транспортную колонну проигравших в войне немцев в районе села Остоповице и бомбили фашистские грузовики с награбленным народным добром. Однако вражеским зенитчикам удалось сбить самолет, пилотируемый командиром гвардии лейтенантом Г.П. Никитенко. Даже тогда, когда крылатая машина горела, будучи тяжелоранеными, все члены экипажа продолжали выполнять приказ командования. Метко разил врагов бортстрелок Е.П. Богородецкий. Но самолет рухнул на землю и загорелся, а экипаж погиб. Сегодня останки советских летчиков покоятся на военном кладбище в Орехове.

Вот еще пример. 25 апреля 1945 г. истребитель «Ла-7» (Лавочкин) 486-го истребительного полка, пилотируемый младшим лейтенантом В.С. Кашутиным, сопровождал бомбардировщиков до линии фронта. Виктор Сергеевич молниеносно атаковал преследовавших его немецких «Мессершмиттов», но, увы, был сбит вражескими зенитчиками. Его самолет взорвался всего на высоте 1200 метров в области Когоутовице. Павший летчик был похоронен рядом с обломками истребителя. Когда война закончилась, тело его эксгумировали и перенесли на военное кладбище города Брно.

Здесь воевали и башкирские пилоты. Так, 28 декабря 1941 г. погиб в воздушном сражении стрелок-радист 452-го дальнего бомбардировочного авиационного полка Юлдаш Исламов. Его самолет не вернулся с боевого вылета, весь экипаж погиб при выполнении задания.

С войной покончены все счеты?..

Война в Чехословакии продолжалась вплоть до 22 мая 1945 г. после капитуляции Германии. Красная Армия и партизаны бригады Яна Жижки под командованием нашего земляка Д.Б. Мурзина, в том числе партизаны и других отрядов, воевали против власовцев, «вервольфцев», бандеровцев и остатков гитлеровцев, которые никак не хотели смириться со своим поражением.

...Печальный случай произошел 18 июля 1945 г., когда над Хржибскими лесами, недалеко от села Цетоховице, в партизанском районе Кромержиж, где воевала бригада Яна Жижки, из-за густых туманов столкнулись и взорвались два самолета, летевшие в Москву на Парад Победы. Это были именно те люди, которые оставались в Чехословакии, Австрии и Германии, чтобы привести в порядок освобожденные города и села, по-человечески похоронить погибших советских солдат, установить дружеские отношения между странами и т.д. В первом самолете летели бойцы из Чехословакии, во втором - герои Красной Армии, освобождавшие Австрию.

Как рассказывают местные жители, следы пожара от обломков самолетов они видели даже в 1979 г. Останки найденных тел были похоронены 20 июля 1945 г. у главного входа на кладбище с. Цетоховице. А после эксгумации их перезахоронили в братской могиле г. Брно - это было 25 января 1946 г. Сегодня на месте трагедии в лесу установлено изображение большого креста.

К сказанному хочу добавить, что сегодня такой поисковой деятельностью и проведением исторических мероприятий занимается Русское культурно-просветительское общество в Моравии под руководством Любови Вондроушковой и основателя клуба военной истории Иржи Новака. Активными участниками этого клуба являются моравский военный исследователь Властимил Шилдбергер и Соня Голечкова, получившая из рук Президента Российской Федерации Владимира Путина знак отличия - медаль «За благодеяние».

Однако за последние несколько лет ухудшились отношения между Чехией и Россией под влиянием Америки. Результатом этого явился демонтаж памятника выдающемуся военачальнику, дважды Герою Советского Союза, маршалу Ивану Степановичу Коневу, которого простые солдаты любили и уважали за ответственное проведение любых операций.

Рядом с кладбищем - храм
О том, как чтут память советских солдат в Австрии, поделилась со мной в письме Наталья Андреева:

«Мы в этот день ездили в Лаа, это чуть больше 20 км от нас, в Австрии. Там кладбище советских воинов. Каждый год ездим туда. Были приятно удивлены тем, какие работы по облагораживанию там сейчас ведутся. Стало прилично и достойно. А еще там выстроили храм, потрясающе красивый. Не очень большой, но светлый, белый, с золотым куполом. Он маленькая копия знаменитого храма на Нерли. Работают там болгары, сербы. Руководит строительством русский из Владимира. Летом работы должны закончить. Наконец-то кладбище не будет выглядеть полузапущенным. Было стыдно видеть его таким...”

Все памятники для меня как живые…

Не обошла Великая Отечественная стороной и мою семью. С первых дней ушел воевать вместе со своими сыновьями Гайфуллой, Рахматуллой и родным братом Хисматуллой мой дедушка Фаткулла Хайруллович Кульмухаметов, который погиб в Белоруссии. В 1942-м, прибавив себе год, отправился на фронт и мой 17-летний отец Мутигулла, не достигший призывного возраста. Еще один родной брат моего дедушки - поэт Якуб Кулмый - воевал в кавалерийской дивизии генерала Доватора.

К счастью, пройдя ужасы войны, трудности и лишения, вернулись домой все, кроме моего дедушки, который похоронен в селе Староселье Могилевской области Белоруссии. Для меня он - настоящий герой, и я им очень горжусь!

Я счастлива, что вернулся мой отец, который, женившись, обрел свою судьбу: с моей матерью Галимой Сахаутдиновной они вырастили девятерых детей. Не будь отца, не было бы и меня, и многочисленных внуков наших родителей. Но папа никогда не забывал о войне и дожил до 30-летия Победы. Помнится, в этот день он сильно плакал...

Вот почему я не могу спокойно пройти мимо памятников советским воинам, будь то в Европе или в России. Особенно когда встречаю братские могилы, стараюсь не делать случайных кадров на бегу. Сначала всматриваюсь в них. Передаю памятнику привет от моей Родины и соотечественников, потом читаю молитвы за упокой душ погибших. А дальше разговариваю с ними, как делают это ветераны. Все такие обелиски для меня как живые.

Еще не было ни одного случая, чтобы при встрече с «памятником-фронтовиком» я не плакала... И хотя фотографирование подобных сооружений, увековечивающих героев, не является моей профессией, я давно для себя решила это сделать делом жизни во имя светлой памяти неизвестных и известных солдат Красной Армии, лежащих за пять тысяч километров вдали от Родины в чужой земле. Будем помнить, что перед ними мы всегда в неоплаченном долгу!

Когда фотографирую, знакомлюсь и с новыми людьми. Помнится, в 2015 г. во Ржеве, направляясь к памятнику, увидела сидевшего рядом с ним седого фронтовика, являющегося как бы неофициальным охранником этого святого места. Он обьяснил мне причину своего присутствия тем, что сейчас современная молодежь не уважает ветеранов и нередко памятники превращаются в места сборищ и попоек любителей спиртного. Выходило, что ветеран, воевавший за свободу новых поколений, убирает после них мусор, пустые бутылки и окурки...

«Если ты журналист, - сказал он на прощание, - так и напиши, дочка - к памятникам нужно подходить только для поклонения. Потому что это святое место. Пусть молодые люди уважают памятники!» Когда мы прощались, старый фронтовик заплакал. Таким, со слезами на глазах, он и остался в моей памяти...

Действительно, мы часто забываем о тех, чьи жизни положены на алтарь Победы. Мы не всегда осознаем, какими неимоверными усилиями завоевано наше счастье. Давайте будем ценить мир и свободу. Ведь наши отцы и деды не раздумывали, спасая Родину и другие страны от насилия и жестокости. Это настоящие герои, они верили, что их дети и внуки будут жить в мире и будут счастливы!

С Днем Великой Победы вас, дорогие соотечественники!

Миляуша ГОДБОДЬ,

общественный корреспондент. Чехия.

Фото автора.
Читайте нас: