+2 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Образование
9 Сентября , 10:46

В общении с учителем открываешь мир прекрасного

За какое бы дело ни бралась Альмира Ишмурзаевна КУНАФИНА, она всегда стремится к совершенству. Опытный педагог, замечательный собеседник, красивая и обаятельная женщина, неординарный человек - 35 лет она посвятила себя работе с детьми в одной школе - лицее №9.

В общении с учителем открываешь мир прекрасного
В общении с учителем открываешь мир прекрасного

- Для меня важный мотив: все, что в жизни происходит, - все к лучшему. И на факультете художественной графики педагогического института в Магнитогорске, который я окончила, оказываются только целенаправленно, а не случайно, - говорит Альмира Ишмурзаевна. - Так сложилось, что поступила я туда не сразу после окончания школы №2, ныне гимназии. Но тяга к творчеству перевесила все варианты проб и исканий и привела в профессию учителя изобразительного искусства и черчения. Не последнюю роль сыграли гены, в родне много артистов балета, театра, искусствоведов, дикторов телевидения… Ну а в жизни мне просто повезло - моими учителями в школе, в училище, а затем и в институте были интересные, незаурядные педагоги. Столько лет прошло, а в памяти все живут их незабываемые уроки мышления, творчества и откровения.

Годы учебы в школе представляются для меня не иначе, как сплошное единоборство двух сил: невежества и науки. Смысл изречения «Ученье - свет, а неученье - тьма» был для многих из нас, охваченных своими возрастными проблемами, как свет далекой звезды. Но это было тогда, а сейчас, правда, с большим опозданием, во мне заговорило чувство сожаления и раскаяния: «Как много было упущено нами!» Много, но не все. Это «не все» относится, прежде всего, к урокам физики, истории, литературы, изобразительного искусства… Тянуло к этим предметам по причине особого душевного расположения, и, что самое главное, - дисциплины.

Преподавали замечательные педагоги: думающие, знающие свой предмет и способные научить мыслить самостоятельно. Среди них - учитель литературы Клавдия Павловна Котова. Ее урок «как основная форма обучения и воспитания» не ограничивался 45 минутами. Общение продолжалось и после уроков, когда шли споры, бывали «признания», задавались «внепрограммные» вопросы. А еще были незабываемые литературные вечера и вдохновенная подготовка к ним! О них можно вспоминать бесконечно, но мне хочется рассказать вот о чем.

Помню, было задано сочинение: «Я и Маяковский». А я никак не могла или не хотела понять его творчество… В итоге - сухое, дежурное изложение мыслей, скорее, подсмотренных в критической литературе, чем собственных. На очередном внеклассном занятии Клавдия Павловна поделилась своими мыслями о поэте и почитала вслух его ранние «хулиганские» стихи, а затем прочла вот это: «Послушайте! Ведь если звезды зажигают - значит, это кому-нибудь нужно?» - стихотворение, явившееся для меня настоящим откровением поэта и потому ставшее любимым. Тогда-то я и открыла для себя Маяковского, не только как «самого лучшего и талантливейшего поэта нашей социалистической эпохи», но, в первую очередь, как проникновенного, потрясающего лирика, как Человека. Поистине, в общении с учителем открываешь мир.

Очень теплые воспоминания у моей собеседницы остались о Сибайском педагогическом училище, где директором в то время был Хуснитдин Хайбуллович Хамитов. Это была настоящая кузница кадров, и не только педагогических.

- Лекции по педагогике и психологии в училище нам читала Надежда Ивановна Карпова, - говорит Альмира Ишмурзаевна. - Я слушала и восхищалась, с какой убедительностью говорила она о сложнейших вопросах в воспитании, о проблемах в педагогике, никогда не позволяла себе ни словом, ни взглядом выразить отрицательное отношение к нашим слабым ответам или вопросам. Поощрялась всякая мысль, причем инициативная, творческая - больше всех.

Надежда Ивановна подчеркивала: «Не надо бояться разнообразия форм, инициатива и творчество - ваши главные козыри. Творчески работающий учитель тем и интересен, что всегда не похож на других». Для Альмиры Ишмурзаевны эта мысль и по сей день важный критерий в работе педагога.

Первые профессиональные навыки изобразительного искусства были освоены там же, в легендарном Сибайском педучилище.

- Дисциплину эту тогда вел выпускник художественно-графического факультета Ленинградского института Бадмажан Сиренович (фамилию, к сожалению, не помню) - человек-оркестр: художник, музыкант, график, фотограф. Очень пригодились навыки рисования, привитые им, при поступлении в институт, - рассказывает собеседница. - Инженерная графика, начертательная геометрия - предметы, которые вел мэтр этой нелегкой дисциплины Фарит Миннигалеевич Бикбаев, стали для меня особенными.

Очень уж любила Альмира Ишмурзаевна копаться в хитросплетениях линий, цифр, знаков, точек пересечений. Понятно, что после училища ее путь в педагогический институт был очевиден.

- Первое впечатление о преподавателе истории искусства Людмиле Ивановне Киреевой было, прямо скажу, не восторженное, - улыбается собеседница. - Невысокая, резковатая, самоуверенная. Перед первым занятием меня охватила робость. Но вот началась ее лекция... Людмила Ивановна говорила ясно, легко, с тем благородным чувством меры, которое свойственно людям высокой культуры - есть такая методика в педагогике как «интеллигентность и мудрость».

Интерес к искусствознанию Альмира Ишмурзаевна пронесла через всю жизнь и старалась передать ее своим ученикам. Каждый день работы в школе - это многообразие встреч, разговоров с коллегами, учениками, родителями. Тут уж уроки преподает тебе сама жизнь, а она порой бывает безжалостна.

- Трудность в первые годы учительской работы, наверное, не в подготовке уроков бессонными ночами, не в бесконечной проверке рисунков, тетрадей, чертежей, не в преодолении насмешливости старшеклассников над новенькой учительницей, а в отчаянии, - делится Альмира Ишмурзаевна. - Отчаянии, когда все валится из рук, когда урок за уроком - неудачи, когда неоправданно вспыхивают конфликты с кем-нибудь из учеников, а чаще с самой собой, когда хочется бежать куда глаза глядят. Как-то, в очередной раз выслушивая мои откровения, завуч школы Тамара Анатольевна Солонина сказала: «Научись получать удовольствие от работы. Иначе невозможно». И это была правда.

О таинстве общения учителей с учениками статей не пишут, диссертаций не защищают. Дело здесь, кроме, понятно, искры божьей, в знании, в опыте, который приобретаешь не только в процессе своей работы, но и в живом общении с педагогами, прошедшими через поражения и победы. Мне повезло работать с такими мастерами. Педагогический коллектив теперь уже лицея №9 всегда был в авангарде, думаю, что и дальше будет продолжена эта традиция.

 -   Поддерживаете ли вы общение с бывшими учениками?

- Конечно. Рада, что многие из них нашли любимое дело, связанное с творчеством. Они классные, достойные люди своего времени с очень правильными понятиями и представлениями о жизни. Вообще, главная профессия - быть Человеком с большой буквы, где нет места подлости и предательству.

- С какими трудностями чаще сталкиваетесь?

- Легких профессий не бывает. Сейчас в России остро стоит вопрос подготовки инженеров, технологов, а без развитого пространственного, конструкторского, творческого мышления представить этих специалистов невозможно. Что касается изучения искусства в школах, то здесь все предельно ясно, так как это одна из основ культуры, пласт, необходимый для развития национального самосознания в российском обществе.

- Чем живет учитель вне стен школы?

- Живу обычной жизнью нашего города. Дорожу своей семьей. Гордимся с супругом, Азатом Самирхановичем, успехами своих детей, переживаем их неудачи, стараемся поддерживать их советами, просто любим. В любое время года выезжаем с мужем на природу, стараюсь запечатлеть на телефон ее красоты. Люблю тихую охоту за грибами. В этом, да и во всем остальном меня поддерживает супруг - это важно.

Когда нужно снять стресс, успокаивает чтение классики, предпочитаю книги Чехова. Общение с близкими и друзьями наполняет жизнь смыслом, ну и стараюсь открывать для себя что-то новое, чтобы день не был прожит зря.

За успехи в педагогической деятельности Альмира Ишмурзаевна награждалась грамотами и благодарственными письмами. Она - почетный работник общего образования РФ, обладательница медали «100 лет образования Республики Башкортостан», «Учитель года - 1992». На протяжении многих лет Альмира Ишмурзаевна руководила городским методическим объединением учителей ИЗО и черчения. Ее открытые уроки, мероприятия, конкурсы, выставки - это образец профессионализма и творчества.

Она не только сильный педагог, обладающий своеобразным методическим мышлением, творческой самостоятельностью, с целой плеядой учеников - победителей и призеров олимпиад и конкурсов различного уровня, но и красивая женщина, супруга, излучающая энергию и позитив, надежный друг, любящая и заботливая мама троих замечательных, взрослых уже, состоявшихся людей, гостеприимная хозяйка.

В этот юбилейный для Альмиры Ишмурзаевны Кунафиной год желаю ей невероятных жизненных сил, оптимистичного настроения, крепкого здоровья, внимательных и прилежных учеников, больших успехов и стабильного благополучия.

Лия УШАКОВА.

Выпускники лицея №9 о своем учителе.

Дарья Романовская, студентка УГНТУ: «В лицее Альмира Ишмурзаевна дала мне ценные знания в области инженерной графики. Ее профессионализм позволил глубже понять и полюбить этот предмет. Инженерная графика играет ключевую роль в технических вузах, так как является основой для понимания и создания чертежей, схем и проектов. Эти навыки очень важны для успешной карьеры в инженерии и смежных областях».

Анна Карпенко: «Альмира Ишмурзаевна - наш первый учитель изобразительного искусства, человек творческой одержимости и неиссякаемых идей. Она учила не только владеть карандашом и кистью, но и принимать и понимать прекрасное»

Автор:Римма Махмутова
Читайте нас: