+7 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Образование
23 Декабря 2020, 17:10

Слово народное - мудрости кладезь

(Океончание статьи)...Легенда «Тураташ» повествует, как однажды свекровь отправила свою сноху за водой через гору. Когда та надолго пропала, разозлившись, прокляла ее: «На том холме и останься, застыв камнем!» Невестка поднялась на гору с водой и окаменела после таких слов. Вывод этой истории: «Не бери проклятие, а бери благодарность (хорошее)». Велико значение данной поговорки. Закрепляя сказанное, можно дать об этом дополнительный материал из книги Р. Султангареевой «Жизнь человека в обряде». Например в баите «Сак и Сук» после проклятия матери девочки превратились в птиц и разлетелись в разные стороны.А писатель Й. Султанов в своей книге «Хэтэрхитап» ставит вопрос: «Сбывается ли материнское проклятие?» По этому поводу можно провести с детьми спорную беседу, дискуссию. Ведь некоторые мамы порой со слезами, обидой ругают своих непослушных детей, добавляя: «будь ты проклят!», «пропади пропадом!», «чтоб тебе никогда не светило счастье!», «сгинь!». После этого многие, действительно, попадают в беду. Следует детям объяснить магическую силу слова.В своей книге «Я - дитя природы» Р. Султангареева пишет ...

(Окончание статьи)

...Легенда «Тураташ» повествует, как однажды свекровь отправила свою сноху за водой через гору. Когда та надолго пропала, разозлившись, прокляла ее: «На том холме и останься, застыв камнем!» Невестка поднялась на гору с водой и окаменела после таких слов. Вывод этой истории: «Не бери проклятие, а бери благодарность (хорошее)». Велико значение данной поговорки. Закрепляя сказанное, можно дать об этом дополнительный материал из книги Р. Султангареевой «Жизнь человека в обряде». Например в баите «Сак и Сук» после проклятия матери девочки превратились в птиц и разлетелись в разные стороны.
А писатель Й. Султанов в своей книге «Хэтэрхитап» ставит вопрос: «Сбывается ли материнское проклятие?» По этому поводу можно провести с детьми спорную беседу, дискуссию. Ведь некоторые мамы порой со слезами, обидой ругают своих непослушных детей, добавляя: «будь ты проклят!», «пропади пропадом!», «чтоб тебе никогда не светило счастье!», «сгинь!». После этого многие, действительно, попадают в беду. Следует детям объяснить магическую силу слова.
В своей книге «Я - дитя природы» Р. Султангареева пишет: «По древней мифологии, человек происходит из земли (почвы). Фигуре из капли воды, из горсти красной глины бог дал луч. Луч - ум, разум, луч - память, луч - вера, луч - сообразительность». Этим примером воспитывается бережное отношение к земле. Также надо обратить внимание на умные слова старших: «Не тратьте капли воды напрасно», «Горсть родной земли вернет вас из чужих земель», «На похоронах бросить горсть земли - уважительный знак в отношении к покойному», «Вода - это лекарство». Можно подтвердить эти выражения примерами из религиозных праздников. Так, при обливании водой в канун мусульманского праздника Ураза-байрам верили, что лечат слова:
«Внутри очистит вера,
Снаружи очистит вода…»
Повторяя их, человек желает себе добра.
Названия небесных тел в народном творчестве имеют большое воспитательное значение. Фольклорные произведения о месяце, солнце, луне, звездах заставляют учеников задуматься. При чтении легенды о созвездии Большой медведицы («Етэгэн йондоз») видим нелегкую свободу семи башкирских девушек. А это волшебное число встречается во многих сказках. Верили, что если семь раз повторить «Етэгэн йондоз», то будешь удачлив. Причем надо выговорить все на одном дыхании - это связано со здоровьем. Повторяя магические слова, ребенок наполняется спокойствием и умиротворением.
В предании про Венеру («Зухра-йондоз») после того, как Адама и Еву отправили на землю, ангелам тоже захотелось спуститься туда. «Люди размножились, они там грешат, отпусти нас, мы их осудим», - решили они схитрить, обращаясь к Богу. Всевышний отправил на землю двух ангелов. Эта легенда заставляет детей задуматься - что такое грех? Обман, воровство, предательство, нарушение клятвы, нанесение обиды без причины и другие поступки попадают в список, составляемый ребятами.
По рассказам бабушек, на плечах у каждого сидят два ангела, один записывает добрые дела, другой - грехи. Исходя из того, что в итоге перевесит, человек попадет в ад либо в рай. Данное поверье учит стремлению творить добро.
«Воровство - позор» - эта поговорка побуждает воздерживаться от плохих поступков.
«Золото, клад - не богатство, ум, разум – богатство». Подтверждение данной пословице мы находим в сказке «Доброе слово, что вешний день». Проработав двадцать лет и за это получив три золотые монеты, герой обменивает их на три добрых поговорки. В результате он разбогатеет. «Не входи в мутную воду», «Где летает орел - есть добыча», «Поспешишь - людей насмешишь». Покупая только эти три поговорки у молчаливого старика, наш герой остается живым и невредимым, обзаводится состоянием и воздерживает себя от убийства жены и собственного сына, как потом выяснилось, совершенно невиновных.
В эти три выражения заложен большой смысл: достичь цели можно только лишь разумом.
«Где летает орел, там добыча»: подразумевается, что кто ищет богатство, тот находит и ему сопутствует удача.
Не зря говорят: «Хорошее слово - пища для души». Такие понятия, как дружба, согласие, добро, умные советы, часто встречаются в пословицах и поговорках. К примеру - «Доброе дело не ржавеет», «Чего себе не хочешь, того и другому не твори», «Коня подаришь - умрет, шубу подаришь - износится, а добро все переживет» и т.д.
Сказка «Курай» - это урок, как отнестись к завещанию, к делению наследства. На основе ее можно завести с учащимися разговор про наследие, про шежере. Каждый человек должен знать свою родословную. Составление древа родов, проведение мероприятия «Шежере-байрам» в классе, изучение топонимических названий родного края, составление уголка народного творчества - все это пробудит большой интерес у учащихся.
Необходимо, чтобы была тесная связь трех звеньев: старшие, учитель, ребенок. Педагог должен ее развивать на уроках, обогащать закладываемые родителями истоки воспитания.
Занятия, проводимые творчески, в форме бесед, встреч, путешествий, диспутов, с использованием новых технологий, видеозаписей, картин на экранах, имеют познавательный, воспитательный характер.
Я убеждена, что каждый жанр фольклора является образцом для воспитания, и именно взрослые способны сделать так, чтобы юные души впитали народную мудрость сполна. Для этого необходимо учить школьников самостоятельно вести исследовательскую работу. Во время каникул можно активнее сотрудничать со «школой аксакалов», создать творческое общение. Беседуя со взрослыми, ребята услышат наставления, плюс к тому, у них зародится интерес к новым открытиям.
Мы, учителя, кроме того что даем детям знания, можем и должны еще наполнять их духовный мир богатством, которое заключено в бесценных жемчужинах народного творчества. Давайте об этом не забывать!

Альниса КАРИМОВА-АЛДЫРХАНОВА,

учитель башкирского языка и литературы

гимназии-интерната,

заслуженный учитель РБ.
Использованная литература:
1.Башкирское народное твочество. I том. - Уфа: «Китап»,1995.
  1. Башкирское народное творчество. Легенды и предания. II том. - Уфа: «Китап», 1997.
  2. Буракаев И.Д., Буракаева М.С., Юлмухаметов М.Б. Культура Башкортостана. -Уфа: «Китап», 2005.
  3. Исследователи-путешественники о Башкортостане. XVIII век. Сост. В.В. Сидорова. - Уфа: «Китап», 2007.
  4. Башкирские народные песни.
  5. Надршина Ф. Слово народное. -Уфа: «Китап», 1983.
  6. Султангареева Р. «Я - дитя природы» - Уфа: «Китап», 2001.
  7. Султанов Й. От Адама до Евы. - Уфа: «Китап», 2002.
  8. Сказки. - Уфа: «Китап»,1996


  9. Читайте нас: