Слово народное - мудрости кладезь
Обучение и воспитание - процессы неразрывные. Они идут параллельно. Образовательное учреждение и «школа бабушек», «школа аксакалов» должны работать в тесном сотрудничестве, ведь всем известно, что взрослые имеют возможность больше, сильнее и действеннее влиять на детей. Это надежное подспорье для педагогов.
В сегодняшней статье хотелось бы подробно остановиться на использовании в воспитании детей фольклора, духовного и культурного наследия башкирского народа.
Опираясь на древнюю пословицу: «Дитя воспитывается с пеленок», - мы начинаем закладывать основы характера ребенка, его мировоззрения с колыбели. Если задуматься, фундамент дома и колыбель состоят из четырех углов, а крыша - из трех. Наверное, неслучайно. Эти углы имеют силу оберега (талисмана). То есть, если связь между поколениями и углами будет крепкой, то и колыбель, и дом, и родной край будут защищены, а дети вырастут воспитанными.
Свое прошлое, сегодняшнее, будущее наши предки с древних времен связывали с образом дерева. Раньше дерево являлось у башкир знаком, который объединял воздух, землю и подземное царство. В то же время оно отражало жизнь народа. «Корни - наше прошлое, ствол - сегодняшнее, ветки-разветвления - наше будущее», - пишет Марьям Буракаева. Знание, изучение исторических и духовных корней народа, передача своего опыта будущему поколению - наша святая обязанность. А полная, многосторонняя основа нашего прошлого, сегодняшнего дня отражается в башкирском народном творчестве. Поэтому, если мы хотим воспитывать детей на примере и по завещанию предков, аксакалов, бабушек-дедушек, то можем и должны использовать образцы богатейшего фольклора.
Говоря про воспитание, прежде всего мы имеем в виду привитие детям духовного богатства. Хочется видеть в них такие качества, как терпеливость, искренность, почтительность, гостеприимство, доброжелательность, верность, трудолюбие. Эти черты характера проявляются в разные моменты: в работе, в ежедневных домашних хлопотах, на субботниках, национальных праздниках, соревнованиях… Одним словом, в жизни, и пример дети всегда берут со взрослых.
Своими колыбельными, сказками, легендами мамы и бабушки пробуждают в детских душах любовь к народному творчеству. Напутствия старших: «Воровство - позор», «Убегай от плохих поступков», «Будь опорой хорошим людям», «Сделанное добро и откроет добрые пути» - мотивирует на хорошие дела. Не зря же у башкир говорится: «Слова старших - это есть ум». Потому взрослые, умудренные аксакалы должны помогать молодым в обретении жизненного опыта, давать им уроки назидания. «Слова старших, - гласит пословица, - в мешке, а молодых - в кисете».
Счастлив только тот, кто служит верно своей стране, народу. И наш священный долг перед будущим поколением - воспитать бережное отношение, уважение к понятиям «Отчизна», «язык», «человек», «природа».
Мы должны знать и свое национальное происхождение. Основы нравственности, крепкого духа, воспитания, связанные с историей, хранятся в легендах. Например…
Башкиры рода Гайна, приехавшие на оленях, соплеменники под предводительством Коркота из Алтая и предки, кочующие из одного места на другое, - все решили обосноваться на Урале, на земле, которой нет равных по красоте, богатству, по удивительно красивой природе. Это один из вариантов многочисленных легенд «Откуда пришли башкиры». Примечательно, что известный среди тюркских народов образ Коркот-ата существует и в башкирском фольклоре.
Когда в пути возник запрет: «Впереди могила, не ходите», - то Коркот-ата, играя на домбре, спел в ответ:
«Я - посол, не говорите «уходи»,
Он не послушался и сказал: «Впереди нам - «спасибо», сзади - проклятие. Пойдем вперед». Доверившись ему, башкиры из Алтая остановились на берегах реки Агидель. Ему поверили, так как слово Коркот-ата было могущественным, имело огромную силу. Не зря и сегодня обращаются к нему во время обряда заговаривания, отливки оберегов:
«По приказу моего оберега,
Объясняю детям, что оберег («кот») дарует больным исцеление, людям - удачу, счастье.
Во время рассказа нашей истории учащиеся внимательно слушают, оставляя в памяти удивительных героев фольклора. Эпизод про Урал, где остановились башкиры, сопровождаю видеоматериалом, представляющим природу, животный мир края, трудолюбивый народ, который родами живет в белых юртах, держит многочисленный домашний скот… И на фоне этих картин звучит старинная песня «Урал». В ней очень возвышенно говорится о родной земле:
Родная земля отцов и дедов.
В старинных песнях об истории страны, о судьбе народа заложено глубокое значение, они - как завещание предков будущим поколениям охранять, защищать дорогую землю отцов и дедов.
После внимательного прослушивания песни стоит акцентировать внимание на строках:
«Не щадил себя, пролил кровь,
Но не предал башкир свой Урал».
Хороший пример в воспитании учащихся - батыры, сражавшиеся за родную землю: Алдар, Карасакал, Батырша, Кусем, Кинзя, Салават, Базаргол. О них тоже сложено очень много легенд, песен.
На уроках литературы нельзя ограничиваться одним учебником. Необходимо использовать, во-первых, народные песни об истории родного края. Во-вторых, пусть каждый ученик собирает информацию о своем роде, о батырах своей деревни, о почитаемых им личностях. Это пробуждает интерес к истории родного края, наполняет чувством гордости за прославленных земляков.
Обогащают душу учащихся, дают начатки жизненного опыта мудрые пословицы и поговорки. В тех же башкирских народных песнях они встречаются довольно часто. Например, в песне «Летовка» («Йэйлеулек»):
«Хороша дорога вдоль горы.
Башкирские народные пословицы, поговорки - большая воспитательная школа, обобщающая опыт веков. Только вдумайтесь: «Родная сторона - колыбель, чужая - дырявое корыто», «Не знающий цену Отчизне - потерял голову, не знающий цену земле - потерял свою еду», «Силен тот, у кого сильна Родина», «Земля и приютит, и накормит», «На чужбине дорога и пыль родной земли»…
Основываясь на материале книги Ф. Надршиной «Слово народное», можно дать учащимся задание собирать пословицы и поговорки у своих односельчан. Это научит детей уважать весомую мысль старших и поможет оставаться верными завещаниям предков.
В жизни, которая дается только один раз, надо ценить землю, на которой ты вырос. Топонимические названия деревень и сел, идущие от предков, хранят историю, они тоже источник воспитания.
Например, в легенде «Караидель» говорится о роднике, который появился по следам черного жеребца, поэтому и пошло название - «Черная река». Так дети запоминают историю реки, впадающей в Агидель. Эта легенда хороша тем, что дает много информации: как башкирский батыр побеждал врагов, какие совершил подвиги.
Чем грамота царя, лучше свобода и конь - это честь, счастье башкира Лошадь - знак свободы. Верный спутник жизни башкир, крылатый друг. Мужчина без коня - птица без крыльев. По следам лошадиных копыт появляется вода. Она - источник жизни, символ чистоты, свежести, счастья. Не зря прибивают подкову на порог дома, желая благополучия, достатка.
Уместно будет побеседовать с детьми и о таком богатейшем пласте фольклора, как народные поверья и приметы, предсказывания, обрядовые традиции. Важно использовать научные труды известных ученых К. Мэргэна, А. Харисова, С. Галина, А. Сулейманова, Р. Султангареевой, Ф. Хисамитдиновой, Ф. Надршиной, Г. Хусаинова и др., публикации в газетах и журналах. В свою очередь, ученикам поручается сбор фольклорного материала на эту тему.
Можно также привести ребятам примеры из работ русских ученых И. Лепехина, С. Руденко, П. Кудряшева, И. Георги и др.
Например, И.И. Лепехин оставил такую запись, связанную с «Змеиной горой». В древние времена считалось, что, обмакнув в лошадиный пот саблю, можно ею убить дракона, большую змею. По сей день в народе существует поверье: если пришлось заночевать на природе, обязательно положи рядом с собой кнут с запахом лошадиного пота. Это, говорят, сбережет от напастей.
Старина нас учит: если у тебя есть конь - узнай землю, а у отца узнай молодца.
В легенде о гнедом коне описывается, как тот умирает от восхищения девушек. И ребята узнают, что такое сглаз, порча, о связанных с ними болезнях, что существуют от них обереги, амулеты. В наше время тоже есть знахари, ясновидящие, шаманы, и многие им верят. Ученикам можно дать задания, чтобы они собирали сведения о людях своего края, обладающих магической силой.