+13 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Образование
10 Июня 2020, 13:10

Дети с ОВЗ. Жизнь после школы

Прошли последние звонки онлайн. Прозвучали напутственные слова для 23 юношей и девушек, которые окончили 9 и 11 классы Сибайской коррекционной школы.После выпускных экзаменов ребята получат свидетельство об окончании школы. Настанет важный момент - выбор места учебы и работы.Хотя Министерством труда РФ для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) рекомендован перечень более 100 наименований профессий, но на самом деле выбор не велик: швея, штукатур-маляр, слесарь, строитель-столяр, уборщик служебных помещений.В Сибайской коррекционной школе обучение ведется по специальным адаптированным программам для «особенных» детей. Нет многих предметов (физика, химия, астрономия и.т.д). Зато изучается «швейное дело», «столярное дело», «растениеводство», «домоводство». Процесс обучения строится в соответствии с реальными возможностями детей.В школе нет завышенных требований, обучение «максимально посильное». Зная возможности каждого, учителя привлекают учащихся к занятиям, которые позволяют обрести уверенность в себе и получить признание окружающих людей. Благодаря этому дети мотивированы на учебу, у них не возникает комплексов «я не могу это сделать, я не такой как все» и.т.д. Это очень важный момент.Трудовое обучение осуществляется строго поэтапно. С 1 по 4 классы дети учатся работать в коллективе, не отвлекаясь. С 5 по 6 классы мальчики начинают заниматься в школьных мастерских, овладевая общетрудовыми навыками. Но пользоваться машинным оборудованием могут пока только по разрешению учителя. Девочки занимаются отдельно в швейной мастерской.Начиная с 8 класса, практическая деятельность учащихся постепенно приближается к труду рабочего на производстве, дети начинают осваивать машинное оборудование. Если тот или иной ребенок в виду своих психофизических особенностей не может продолжить свое обучение в мастерской, с ним занимаются по индивидуальной программе.С 9-го класса вводится «Профессиональная трудовая подготовка», начало производственной практики, которая должна проходить на предприятиях, но школе приходится по возможности оборудовать школьные мастерские производственным оборудованием и проводить практику у себя. Это связано и с тяжелым экономическим положением многих предприятий и с определенными медицинскими противопоказаниями.Какие же трудовые навыки получают дети в нашей школе?

Прошли последние звонки онлайн. Прозвучали напутственные слова для 23 юношей и девушек, которые окончили 9 и 11 классы Сибайской коррекционной школы.
После выпускных экзаменов ребята получат свидетельство об окончании школы. Настанет важный момент - выбор места учебы и работы.
Хотя Министерством труда РФ для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) рекомендован перечень более 100 наименований профессий, но на самом деле выбор не велик: швея, штукатур-маляр, слесарь, строитель-столяр, уборщик служебных помещений.
В Сибайской коррекционной школе обучение ведется по специальным адаптированным программам для «особенных» детей. Нет многих предметов (физика, химия, астрономия и.т.д). Зато изучается «швейное дело», «столярное дело», «растениеводство», «домоводство». Процесс обучения строится в соответствии с реальными возможностями детей.
В школе нет завышенных требований, обучение «максимально посильное». Зная возможности каждого, учителя привлекают учащихся к занятиям, которые позволяют обрести уверенность в себе и получить признание окружающих людей. Благодаря этому дети мотивированы на учебу, у них не возникает комплексов «я не могу это сделать, я не такой как все» и.т.д. Это очень важный момент.
Трудовое обучение осуществляется строго поэтапно. С 1 по 4 классы дети учатся работать в коллективе, не отвлекаясь. С 5 по 6 классы мальчики начинают заниматься в школьных мастерских, овладевая общетрудовыми навыками. Но пользоваться машинным оборудованием могут пока только по разрешению учителя. Девочки занимаются отдельно в швейной мастерской.
Начиная с 8 класса, практическая деятельность учащихся постепенно приближается к труду рабочего на производстве, дети начинают осваивать машинное оборудование. Если тот или иной ребенок в виду своих психофизических особенностей не может продолжить свое обучение в мастерской, с ним занимаются по индивидуальной программе.
С 9-го класса вводится «Профессиональная трудовая подготовка», начало производственной практики, которая должна проходить на предприятиях, но школе приходится по возможности оборудовать школьные мастерские производственным оборудованием и проводить практику у себя. Это связано и с тяжелым экономическим положением многих предприятий и с определенными медицинскими противопоказаниями.
Какие же трудовые навыки получают дети в нашей школе? Столярное дело - изготовление игрушек, ручек для инструментов, шкатулок. Швейное дело - пошив платьев, постельного белья. Переплетно-картонажное дело - изготовление блокнотов, записных книжек пакетиков для семян. Растениеводство - сбор, сортировка семян, уход за декоративными растениями. С ростом контингента учащихся со сложными диагнозами, не способных к освоению некоторых программ, введен еще один дополнительный профиль «Картонажно-переплетное дело».
В отличие от сверстников обычной школы, дети с ОВЗ ограничены в выборе профессии, они не могут получить среднее общее образование. Педагоги нашей школы нацелены на то, чтобы ребята могли адекватно оценивать свои возможности, вооружить их максимально достоверной информацией о мире профессий и рынке труда.
В конце учебного года в рамках «Логопедической недели» старшеклассники пишут сочинение «Я хочу стать… потому что…». Анализ работ помогает нам, специалистам, узнать, насколько выпускник осведомлен о будущей профессии. Так, если ребята младших классов претендуют на непосильные им специальности (программист, спасатель), то к восьмому классу диапазон профессий сужается. Не все объективно оценивают свои возможности, но при этом они понимают необходимость трудиться и стать полезным обществу.
Хорошим подспорьем является многолетнее сотрудничество с ООО «Ремстройцентр», где во время экскурсий мастера знакомят юношей с рабочими профессиями, с условиями труда. Специалисты ЦЗН организовывают занятость детей в трудовом лагере. Высокие результаты учащихся на ежегодных конкурсах профессиональной направленности «Лучший по профессии», "SchoolАбилимпикс», предметных олимпиадах говорят сами за себя.
Со свидетельством об окончании коррекционной школы наши выпускники (кроме тех, кто не может продолжать обучение по медицинским показаниям), идут в средние специальные учебные заведения, получают начальное профессиональное образование по специальностям: «Строитель-столяр» и «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий».
Родители рады, что в некоторых колледжах города есть группы для их особенных детей. Но переживают, смогут ли они найти работу, ведь сейчас на рынке труда высокая конкуренция. «У моего сына «сложный» диагноз, продолжать учебу или устроиться на работу он не сможет. Придется сидеть дома», - говорит одна из мам.
А как дела у наших выпускников? Адиля, наша «звездочка», совмещала учебу с занятиями в Детской школе искусств, получила документ об окончании курса по направлению «Хореография». Она – неоднократный лауреат конкурсов («Созвездие талантов» в Уфе, «Поверь в мечту» в Сызрани). «Мечтаю продолжить обучение в колледже искусств, стать танцором. Если не получится, то буду учиться на швею», - говорит Адиля.
Айгуль: «С детства мечтаю стать поваром. Дома стараюсь готовить сама. Нравились уроки домоводства, где мы учились готовить разные блюда. Все лето буду в деревне у родственников. А там работы хватает».
Айгиз: «С удовольствием пойду учиться в колледж. Хотелось бы стать сварщиком. Мне это занятие понравилось уже тогда, когда ходили на курсы. Летом вернусь в свою родную деревню. У дяди есть свой частный бизнес, буду ему помогать».
Илья: «Я занимался карате киокушинкай. Думаю, продолжать тренировки, потому что спорт тренирует волю. Хотел бы получить профессию мебельщика, сварщика».
Дания: «Планирую поехать к сестре в Уфу. Ведь в большом городе можно найти хорошую подработку. Мне бы хотелось выучиться на мастера маникюра. Пока же в колледже получу профессию швеи».
Ильмир, Ильвир: «Все лето будем в деревне помогать бабушке по хозяйству».
Сунгат: «В колледже получил профессию столяра-плотника 3 разряда. Работать начал сразу же после школы. Нахожу работу, в основном, у частников: на строительстве гаражей, магазинов. На днях получил повестку в армию».
Азамат мечтал быть лесником, все его разговоры были только о лесе, о том, как он будет гулять с ружьем и охранять природу. Но по состоянию здоровья, к сожалению, он вынужден сидеть дома.
Назгуль - наша гордость, многократный призер всероссийских соревнований по теннису: «Я была единственная девушка в группе столяров-плотников. Преподаватели колледжа с пониманием относились к моему увлечению спортом и отпускали на тренировки. Спорт не брошу».
Татьяна - еще одна наша гордость. За время учебы в СКСС освоила 5 (!) специальностей: повар, кассир-операционист, изготовитель художественных изделий из ткани с художественной росписью, закройщик, оператор машинного оборудования.
Как видите, у наших ребят не ограниченные, а безграничные возможности. Хочется всем им пожелать счастливого пути!
Фарида БИКТИМЕРОВА,
учитель-логопед Сибайской коррекционной школы.
Читайте нас: