О святом и вечном
Остаз МАХДИ: «Шанс заняться своей душой есть в любом возрасте»
Лина ЛАСЫНОВА
Фото автора
В свои 23 этот парень удивляет ясностью целостного видения и понимания мира, какой-то особой духовной открытостью, непредвзятостью суждений о людях и вещах. У него постоянное, огромное стремление к знаниям, которыми он охотно делится с окружающими. И - взгляд просветленного, познавшего истину человека.
Знакомьтесь: остаз (то есть наставник, преподаватель) Махди, он ведет в Соборной мечети «Таква» вечерние курсы по изучению основ религии.
Предлагаем вниманию читателей беседу с молодым человеком, русским по национальности, который принял и исповедует ислам.
- Махди, расскажите немного о себе.
- Я учился в школе №12, закончил с красным дипломом наш Сибайский горно-обогатительный техникум, моя светская профессия - автомеханик. Родители у меня рабочие.
- Как так получилось, что вы приняли ислам?
- Пришел я к этому сам, никто не заставлял, не агитировал. Дело в том, что меня воспитывали человеком размышляющим, в знаниях не было ограничения. Изучал все, что интересовало. А разные религии вызывали любопытство еще с раннего детства. По мере взросления я начал делать анализ. В то время у меня уже появился компьютер с интернетом - доступ к очень большим, обширным знаниям. Сравнивал вероубеждения. Почему это делал? Я всегда верил в то, что Бог, Аллах, Создатель для разных народов один во все времена. Если трое, например, говорят, что есть солнце, но первый утверждает, что оно квадратное, другой считает его треугольным, а третий - круглым, то правда ведь только у одного.
В христианстве я не поверил в человекоподобного Бога, в то, что он создал раба своего по собственному образу и подобию и т.д. Я не поверил в убеждения буддизма, где Бог - это все, что вокруг нас. Начал изучать ислам. В Коране сказано, что Создатель - Аллах, но он без образа, без тела, без формы, без цвета, ему не присущи абсолютно никакие сотворенные качества. Он создал абсолютно все, и нет никого и ничего ему подобного. В это я поверил. Уяснил постулаты ислама о смысле бытия. Согласно им, Аллах создал эту временную скоротечную жизнь лишь с целью, чтобы мы, пройдя ее, определили свое положение в Вечной жизни, оно будет зависеть от того, совершал ты грехи или добрые поступки, делал намаз или нет, и т.д. Более четкого и разумного объяснения, чем в исламе, я нигде не нашел. Дело не в преподавателях, не в учителях. Дело в самом учении. Оно мне подошло и логически, и морально.
- Все-таки достаточно редкое явление, когда в столь раннем возрасте тяготеют к духовной сфере, занимаются анализом. У мальчишек обычно другие увлечения...
- Но так как все это было со мной, меня это не удивляет (улыбается). Часто подростки начинают проявлять интерес к религии, а родители говорят: тебе еще рано, вырасти сначала... И по итогу, повзрослев, люди остаются далеки от духовности, и все потому, что старшие не дали им возможности анализировать, размышлять в том направлении, в котором они хотели.
Не вижу здесь удивительного. В жизни встречается немало людей, которые в очень раннем возрасте уже превосходят по своему сознанию многих взрослых. Вспомните даже Эйнштейна, Льва Толстого и других великих, которые с юных лет все подвергали анализу. А, к примеру, Мухамммед Фатих завоевал Константинополь (Стамбул) - на тот момент сильнейший город - в 13 лет!
Размышляя сегодня о своей ранней религиозности, я понимаю, что это мне очень помогло, было только в плюсы: благодаря во многом ей я веду здоровый образ жизни, нахожусь на чистом пути, не совершаю грехов, грамотно разговариваю.
- Итак, из всех вероубеждений вы остановились на исламе. Что было дальше?
- Изучив поверхностно основы ислама, я пошел в мечеть. Потому что все-таки когда тебе объясняет человек, который в данной сфере хорошо разбирается, это совсем другой уровень знаний, нежели когда ты просто сам что-то читаешь. Я помню, мне было 13 лет. Никто не удивился, ведь мечеть - открытый дом, куда вхожи и взрослые, и дети, и мусульмане, и немусульмане, желающие узнать о религии.
Тут был человек, его звали Тахия-хажи (ныне покойный). Попросил его: «Расскажите об исламе». Он вратце привел мне основные положения религии и отвел к Дауду, который в тот момент преподавал здесь. Учитель уже разъяснил все подробно, разложив по полочкам. И потом пригласил меня на вечерние уроки, проходящие всегда в мечети.
На мое мышление, становление нрава, кроме Тахии-хажи и Дауда, сильно повлияли, конечно же, Аглямутдин-хазрат и Муслим-хазрат.
Таким образом я принял ислам и начал в этой сфере развиваться. Окончив школу, техникум, стал слушателем различных религиозных курсов, обучался в Башкирии, в Санкт-Петербурге, а сейчас, с багажом углубленных знаний, вернулся сюда и уже сам преподаю.
- Нельзя не задать такой вопрос: как близкие, окружающие отнеслись к тому, что, будучи русским, вы стали посещать мечеть и в итоге обратились в мусульманство?
- Первое время я не афишировал свой выбор. Но потом перестал скрывать. Из родственников те, кто помоложе, отнеслись безразлично, а более старшие, конечно, негативно. Люди рассуждают так: раз ты китаец, должен быть буддистом, и т. п. Они не понимают, что мир - он очень многогранный и обширный. Я слушал упреки, а делал по-своему. Но большинство окружающих проявляли интерес: «О, русский человек принял ислам!».
Сегодня я уже взрослый человек - самостоятельный и самосознательный. Хоть весь мир будет упрекать, меня это морально никак не сломит. И близкие давно уже все поняли, отношения сейчас у нас такие, что когда дело касается религии, они не лезут ко мне, я не лезу к ним. Такая вот толерантность. А в остальном у нас, как у родственников, все прекрасно: присутствуют и любовь, и забота друг о друге...
- Не было ли в армии сложностей из-за вашей религиозности?
- Случился такой момент. Я в связи служил, был там один капитан, человек старой закалки. И его очень возмущало, что русский человек идет намаз делать. Он всячески оскорблял, пытался донимать. Но под конец службы совершенно кардинально поменял ко мне свое отношение. Потому что, говорит, удивился, глядя на срочника, который за весь армейский период ни разу никого не обидел, не обманул, не украл ни зубной щетки, ни хлеба в столовой. Таких, по его словам, он встречал редко. Стал даже помогать в соблюдении религии, и видно было, что чувствует вину за свою ошибку...
- Расскажите о курсах, которые вы ведете как остаз.
- Они проводятся в субботу и воскресенье, для женщин в 19 часов вечера, для мужчин - в 21 час. Темы занятий разные: и арабская графика, и ритуал намаза, и людей как хоронить, и что после смерти происходит... Любой может прийти ко мне и к другим остазам, спросить о том, что интересует. Курсы охватывают примерно 100 человек, есть и школьники, и пенсионеры.
- Ваш пример показывает, что основы духовных знаний можно получить здесь на месте, в мечети...
- Сейчас XXI век, все немного по-другому работает. Не обязательно куда-то далеко ехать, чтобы обучиться. Заграница - это, конечно, хорошо, хоть Ливан, хоть Египет, хоть Саудовская Аравия. Но я не уезжаю, потому что сейчас здесь люди нуждаются в образовании. И я со своим багажом знаний востребован. Да, можно всю жизнь совершенствоваться и еще не успеть доучиться. Но тогда какой будет смысл от моих знаний, если я их никому не передам?..
- В чем вы видите свою миссию?
- В прошлом уничтожалась любая религиозность, не только исламская. Потому люди часто, не зная духовных основ, занимаются самосочинением. А религия - не самосочинение. Это четкое знание от Пророка Мухаммада и тех, кто были до него. Как, к примеру, в медицине: прочитав пару книжек, не пойдешь ведь делать операцию - нужны четкие, системные знания. Также и здесь. И я стремлюсь, чтобы люди хотя бы знали основы религии, кто такой Аллах, понимали смысл бытия, где своими деяниями мы определяем положение в вечной жизни, осознавали, зачем вообще совершать намаз, держать пост, почему именно так надо хоронить, а не иначе, и т. д. Вот поэтому я и не уезжаю, я здесь. И в субботу-воскресенье всех жду!
- Скажите, а среди прихожан мечети есть еще люди немусульманских национальностей?
- Очень много принявших ислам были раньше в другой религии. Это и русские, и курды, и даже европейцы. Здесь в мечети я встречал немца из Германии, сейчас он уехал. Люди обратились в ислам, потому что им это учение подходит.
- Что означает ваше мусульманское имя - Махди?
- «Ведущий прямым, правильным путем». Я выбрал его себе сам, мне понравились и звучание, и смысл.
- Вы активны в соцсетях?
- У меня есть страница в Вконтакте и канал на Ютубе. Если написать русскими буквами «Махди Ханафи», то я там вылезу.
- Почему «Ханафи»?
- Это отражает название одной из четырех всемирных богословско-правовых школ - «Ханафистский мазхаб».
- Вы владеете каким-нибудь иностранным языком?
- Арабским. Поверхностно знаю башкирский, английский языки, понимаю, но не разговариваю на них.
- Коснемся личной сферы. Вы женаты?
- Да, год назад создал семью. Моя жена русская, она простой обычный человек, более светский, не углублена в религию, как я.
- Тем не менее ее не остановило то, что вы верующий...
- Она наоборот этому рада. Потому что я не пью, не курю, я человек ответственный, мудрый, спортивный, не являюсь каким-то домашним тираном. Не подумайте, что сейчас описываю конкретно свои личные достоинства, - эти качества присущи религиозным людям. Во мне они благодаря тому, что я верующий.
Моей супруге тоже интересна духовная сфера, возможно, она когда-нибудь более углубится в религию. Я это поддерживаю. Но не заставляю. Ислам не приветствует, когда один другого принуждает верить. Это все должно идти от сердца самого человека.
- На чем, по-вашему, основываются лад и мир в семье?
- Конфликтов можно избежать, если поступать мудро, понимать, что дети - это не рабы, что муж или жена - это жизненные спутники, а не твоя какая-то вещь, собственность...
- Интересно узнать про ваши увлечения, хобби за стенами мечети.
- Хобби у меня - спорт, люблю заниматься в тренажерном зале. А на жизнь зарабатываю изготовлением на заказ одежды.
- То есть, пошивом?
- Да. Это мужские футболки, рубашки, религиозная одежда. К каждому заказу подхожу индивидуально, чтобы вещь получилась не как в магазине, а такая, как ее человек себе представляет, как он желает.
- Значит, присутствует дизайнерское начало?
- Да-да, наподобие дизайнера. Самозанятый, на себя работаю. Конечно, не по профессии, но это прибыльно, это мне подошло, я смог...
- А если представить, что сейчас вам выбирать светскую профессию, то какой отдадите предпочтение?
- Скорее всего поехал бы учиться в Питер на пилота. Я жил в этом городе и знаю, как все там устроено.
- В продолжение темы полезного досуга. Сад держите?
- Все как у стандартного сибайца. И сад, и дом. Живу отдельно от родителей, пока что снимаю.
- Махди, может так получиться, что вы когда-нибудь отойдете от религии? Ведь в жизни бывает все...
- Такого себе не представляю. Ведь это не мое хобби - это моя суть, моя жизнь. Я могу оставить что угодно, но не это. Потому что если такое случится, я исчезну.
- Пользуясь случаем, что бы вам хотелось донести до людей через газету?
- Что никогда не рано и никогда не поздно заняться своей душой. Бывает, молодые думают: у меня сейчас работа, дети, вот в старости появится время - тогда начну... А достигнув почтенных лет, сетуют: теперь и память не та, и сил уже нет. Хочу до людей донести: шанс заняться своей душой, своим исламом есть в любом возрасте, не надо его упускать. В этом неописуемая, огромная польза!
Еще бы я хотел людям посоветовать, чтоб они всегда в жизни руководствовались прежде всего разумом, а не чувствами и не страстями.
- О чем мечтаете?
- Как можно больше людей обучить основам ислама. И этой мечте нет конца. Чем больше смогу дать окружающим добра, тем лучше.
Словно в подтверждение этих слов, мой собеседник заторопился, поглядывая на часы. Скоро ему уже ехать - ждут слушатели курсов религиозной духовности. Ведь кроме мечети «Таква», подобные занятия Махди ведет в микрорайоне Аркаим, поселке Целинном Хайбуллинского района, в других местах.
И не успела я еще даже выйти за ворота храма, как он стремительно промчался мимо меня на ревущем мотоцикле...