Несмотря на многочисленные предупреждения правоохранительных органов, СМИ, жители республики продолжают терять огромные суммы, попадаясь на уловки мошенников. Злоумышленники - организованная сила, в частности, на Украине работают сотни кол-центров, цель которых – заработать на мнимых страхах и доверчивости добропорядочных российских граждан. Прямо сейчас они ведут набор новых «специалистов», значит, шквал звонков может усилиться. Но мошенники не всесильны, противостоять им может каждый. Подробности – в материале «Башинформа».
Недавно РИА Новости со ссылкой на сотрудников российских силовых структур опубликовало информацию о дополнительном наборе украинскими спецслужбами сотрудников кол-центров, которые займутся вымогательством денег у россиян и граждан стран СНГ. «Специалистов» обеспечат аппаратурой для связи, сим-картами, предусмотрено обучение. Работа несложная – обзванивать клиентов из базы, собирать информацию при разговоре. При этом сотрудник должен хорошо владеть русским языком. Зарплату обещают солидную, в объявлениях фигурируют суммы от 24 тыс. до 64 тыс. гривен в месяц (51-136 тыс. рублей). Нормированный восьмичасовой рабочий день с перерывом на обед, а также премии за высокие достижения прилагаются.
Для получения такой «работы» не нужен опыт, возьмут даже студентов. Соискателей обещают обеспечить жильем. Известно, что подобные кол-центры находятся в Днепропетровске, Харькове, Запорожье и других городах.
На проходившем в феврале 2023 года Уральском форуме «Кибербезопасность в финансах» зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов сообщил, что на территории Украины работает 800-900 кол-центров, оттуда идет до 95% мошеннических звонков россиянам. Теперь, в связи с дополнительным набором персонала, их количество и интенсивность вероятно вырастут.
Чтобы не вызвать подозрений, мошенники используют подставные сим-карты. Ответивший на звонок видит, что номер российский, а злоумышленник, представившись сотрудником банка, сообщает о блокировке карты или счета «в связи с СВО» и просит перевести деньги на резервный счет.
Мошенники изобретательны и могут пытаться поймать жертву на крючок иным способом, о чем ранее рассказывал «Башинформ». Чтобы усыпить бдительность собеседника, они могут не потребовать денег сразу, а предложат пройти опрос, «защитить» банковский счет или аккаунт на госуслугах. Неизвестный может рассказать, что близкий человек, в том числе находящийся в зоне СВО, попал в беду, находится в плену или погиб, попросить уточнить личные данные.
Другой распространенный способ психологического воздействия, когда злоумышленники представляются сотрудниками правоохранительных органов и сообщают, что в отношении собеседника возбуждено уголовное дело по заявлению представителей Банка России. Получая обманным путем персональные данные, номера платежных карт и другие сведения, аферисты используют их для хищения средств.
Способов обмана в арсенале мошенников довольно много, но результат всегда один – потерянные деньги. Стоит помнить, что значительная часть похищенных таким способом средств идет не на зарплату операторам кол-центров, а на финансирование ВСУ.
Речь идет о серьезных суммах. Так, по статистике Банка России, в 2022 году жители нашей страны отдали мошенникам 14 млрд рублей, а вернуть удалось лишь около 600 млн рублей, менее 5% похищенного. Всего же с подобными аферистами сталкивались 58,2% россиян.
Какими бы изощренными методами ни пытались мошенники ввести людей в заблуждение, противостоять им довольно просто. Любой звонок незнакомца, как бы он ни представился – повод насторожиться.
«Всегда помните - сотрудники правоохранительных органов и банковские работники не звонят гражданам с сообщением о подозрительной активности на счёте, о том, что якобы некие злоумышленники берут кредиты на ваше имя. Никогда по телефону не будут посвящать вас в некие государственные тайны. Никто из представителей правоохранительных органов или государственных органов не будет звонить на WhatsApp с сообщением о мошенничестве. Злоумышленники стараются не упускать вас, если вы взяли трубку. Аферисты стремятся быть с вами постоянно на связи до того момента, пока вы не перечислите деньги на их счёт. Поэтому, если вам позвонили с подобными предложениями или с подобными сообщениями - немедленно кладите трубку и не обращайте внимания на звонки с незнакомых номеров», - предупреждает начальник управления уголовного розыска МВД по РБ, полковник полиции Рамиль Ермеев.
По словам Ермеева, иногда аферисты используют функцию подмены номера, проверяя его по интернету, можно увидеть, что звонок якобы поступил из дежурной части какого-то отдела полиции или государственного учреждения. Но разоблачить уловку достаточно просто.
«Положите трубку и перезвоните сами на этот же номер. Вы убедитесь, что попали в настоящую дежурную часть отдела полиции или в офис учреждения, где понятия не имеют о том, что вам сейчас звонили мошенники. Если с подобными сообщениями звонят якобы из банка, следует положить трубку, а затем набрать номер горячей линии вашего банка, который указан на обороте банковской карточки», - пояснил Рамиль Ермеев.
«Мне тоже доводилось сталкиваться с телефонными мошенниками, неизвестные звонили, говорили о каких-то операциях, проведенных по моей карте, просили подтвердить, что я их не делал. Просили продиктовать им данные карты, спрашивали, сколько денег на моем счету. Когда впервые столкнулся с этим, все казалось очень правдоподобно, но мне известно, что сотрудники банков не звонят с такими вопросами. Я не вступаю в разговоры и сразу отправляю номера телефонов в черный список. Советую всем быть бдительными», - рассказал «Башинформу» известный блогер Рустам Набиев.
Ранее о способах защиты от кибермошенников «Башинформу» рассказывала декан факультета психологии Уфимского университета науки и технологий Ирина Хох. Она рекомендует не верить на слово незнакомцам. Лучше всего не вступать в дискуссию с мошенниками, а просто положить трубку.
Обезопасить себя можно и при помощи программных средств, например, антиспама, блокирующего нежелательные звонки. Если вы пропустили звонок, просто введите номер в поисковик, чтобы узнать, не является ли он мошенническим.