-3 °С
Снег
Антитеррор
Все новости
Новости
27 Октября 2021, 12:30

Я люблю свою судьбу...

Какой я ее помню? Веселой, человеком красивой души, с заразительной открытостью и позитивом. Рядом с ней  было легко и просто. Дверь их квартиры была открыта круглые сутки. Она помогала всем и никого не отпускала с пустыми руками, ставила чайник... Восхищаясь ее детьми, я сказала: «Какая вы счастливая, Фания-апай!» В ответ я услышала ее спокойное: «Мы ведь учителя, Миляуша, всю жизнь не жалея сил и времени  обучаем и воспитываем чужих детей, как своих. Думаю, что Аллах отблагодарил нас за это». Она ушла  благодарной судьбе, которая дала ей посильные уроки и вела  по жизни, оберегая от опасностей.   ЧИТАЙТЕ статью Миляуши ГОДБОДЬ-АМИНЕВОЙ из Чехии «Я люблю свою судьбу...».

Я люблю свою судьбу...
Я люблю свою судьбу...

На авторский конкурс Почетного гражданина Сибая Мавлиды Якуповой «Моя малая Родина»

 

Я люблю свою судьбу...

Бывают разные учителя: талантливые, инициативные, творческие, словом, настоящие профессионалы своего дела. Такие быстро  находят признание и поддержку детей и коллектива, любят свою работу.

Именно из таковых героиня моего очерка Фания Факиевна Сарбулатова. Она была учителем-исследователем, автором многочисленных научных статей и выступлений, является “Отличником просвещения РБ”, Заслуженным учителем РБ». Мы с ней познакомились еще в школьные годы. Давно хотела написать о Фание Факиевне, но не могла... Долго не верила тому, что ее нет больше среди нас.

...А пришла она  в нашу Канакаевскую восьмилетнюю  школу Ишимбайского района учителем начальных классов в 1972-1973 учебном году. Красивая, общительная, интересная, нициативная, она сразу  нашла общий язык и в педагогическом коллективе, и среди учащихся. Очень уважали ее и родители. Фания Факиевна проработала у нас всего четыре года, но за это время успела вписать свое имя в список лучших педагогов нашей школы и района. К слову, в эти годы Канакаевская школа гремела в районе по всем показателям.

...В далекие 70-е в школах сел и деревень республики не хватало образованных педагогов, поэтому была большая текучка. Обычно “новенькие” долго не задерживались. То, что Ф. Сарбулатова  учительствовала здесь четыре года, было чудом! За это время она сумела организовать  массу  культурных и учебно-воспитательных мероприятий, будь то выступление перед колхозниками в Доме культуры или организация концертов  и лекций для хлеборобов, участие в районных спортивных и туристических мероприятиях и др. Руководимый ею класс имел самую высокую  успеваемость, а ученики обожали приятную молодую учительницу. В четвертый год работы Фания Сарбулатова, выдвинутая коллективом, за большие успехи в воспитании и обучении детей, активное участие в общественной жизни школы, колхоза, Ишимбайского района и республики удостоилась званияОтличник  просвещения БАССР”. А Заслуженным учителем Республики Башкортостан она стала уже в Сибае.

Какой я ее помню? Замечательным другом детей и  родителей, интересным педагогом, увлекательным путешественником и активным общественником. Она была веселой, человеком красивой души, с заразительной открытостью и позитивом. Рядом с ней  было легко и просто. Мы, дети, любили ее, пусть даже она не работала в нашем классе, и ласково называли “наша Фания-апай”. Старались быть рядом с ней, выполнять любые ее просьбы, чувствовали себя счастливыми, помогая хотя бы держать ее сумку с тетрадями.

В Канакаево у молодой учительницы  было много друзей, но самой близкой являлась ее коллега, наша односельчанка  Аза Минигареевна Хасанова. С Фанией Факиевной они были неразлучны, обе энергичные и обаятельные. Моя старшая  сестра и брат Зайнулла дружили с ними. Помню, как однажды они пришли к нам на день рождения сестры. Для меня было интересно все, о чем они говорили, как пели, танцевали и шутили. Все парни и девушки деревни сильно уважали Фанию-апай. Были и желающие  жениться. Однажды ее даже похитили, но вернули в дом учительницы Хаят-апай, где она жила, и извинились.А вскоре Фания-апай  уехала к себе на родину...

*В Сибае наша семья жила с 1985 по 1992 годы. Переехали мы сюда из Благовещенска, где я работала в “районке” “Заветы Ильича”. Уже на второй день я поискала Фанию Факиевну и  нашла ее через землячку Рамзию Ильясову - в последующие годы  все три семьи тесно общались до моего  отъезда в Уфу.

Я устроилась в школу №1 воспитательницей группы продленного дня, где  был директором Г.М. Пудовкин. Уже через год, собрав в микрорайоне желающих детей, начала преподавать им башкирский язык по трехчасовой программе. То есть стала коллегой Фании-апай. Нашей общей темой были воспитание и обучение  детей и проблема преподавания башкирского языка. В то время Ф. Сарбулатова работала в медучилище. Она часто давала открытые уроки учителям города, Зауралья и республики, была общественным корреспондентом  “Сибайского рабочего”. Писала она о  сохранении и развитии культуры, что  невозможно без образования, об учителях - профессионалах своего дела, о проблемах преподавания башкирского языка и дружбе народов, сохранении природных богатств республики - темы и жанры ее материалов были разнообразными. Статьи Фании Факиевны вызывали отклики читателей.

Ф. Сарбулатова была чуткой, доброй, открытой личностью, в том числе гостеприимной хозяйкой. Дверь их квартиры была открыта круглые сутки и не запиралась: порой к ней шли посоветоваться совсем незнакомые люди, чтоб поговорить и излить душу. Она помогала всем и никого не отпускала с пустыми руками, ставила чайник, а дальше уже беседа шла в непринужденной обстановке.

Интересы у Фании Факиевны были разносторонние, но выделялась одна отличительная черта ее характера - это любовь к книгам. В 80-е за ними мы стояли на улице в очередях, а  директором книжного магазина, помнится, работала Розалия Султангареева. Так как много читала, педагог Ф. Сарбулатова отлично знала фольклор и этнографию, историю края и республики. Она  стояла у истоков преподавания башкирского языка в Сибае. Была защитником экологии Зауралья и  Башкортостана, владела огромными знаниями  народной педагогики, лечения травами, садоводства...

Изучая ее  биографию, лично я для  себя решила, что судьба была к ней милосердна и по-доброму вела по жизненной дороге.

...Родилась Фания Факиевна в 1949 году в небольшой деревне Куяндар Баймакского района, которая считалась неперспективной. Но она была большим патриотом Зауралья и Баймакского района, родного села. Обожала поэзию и курай. Малая родина деревня была  для нее райским уголком, где всюду росли цветы и ягоды, особенно любила она ковыльные поля.

Фания росла в башкирской семье, где многодетность, высокая нравственность, сохранение традиционных ценностей стояли на первом месте. По ее словам, особый авторитет у них имели  родители и бабушка Бакмал, младшие почитали старших, и наоборот. С раннего детства воспитывали в ней честь и достоинство и  учили беречь эти качества  смолоду .

Но в 1953 году  семья переехала в ферму 2 Суванякского совхоза. Здесь  отец Факий Ахметович Абдулов работал механизатором, а мама Таиба Динисламовна занималась воспитанием детей и трудилась в хозяйстве. Там была лишь начальная школа, поэтому после 4 класса, чтобы продолжить учебу, дети уезжали кто куда: некоторые к родным и близким, а другие - в школы-интернаты. Отец отвез Фанию на мотоцикле в поселок Уфимка Хайбуллинского района, где жила его родная сестра. Эта была учительская семья, глава которой Рафкат Гильманович Алгушаев преподавал башкирский язык, а его жена Магинур Ахметовна Сиргалина работала учительницей начальных классов.

В университете одногруппником Алгушаева был башкирский народный поэт Рами Гарипов. Жили они в одной комнате общежития и дружили. Сам Рафкат Гильманович тоже был начинающим поэтом, кроме этого, замечательным спортсменом, баянистом, художником, великолепным рассказчиком, любил технику и увлекался рыбалкой. Жена также слыла уважаемой учительницей и хозяйкой, она красиво вышивала и шила. Первое, на что обратила внимание  Фания в их доме, это были книги, картины и цветы. Она помогала семье воспитывать детей и вести хозяйство. В этой дружной семье девочка жила  четере  года. Много читала, научилась самостоятельности, у нее сформировались характер и  мировоззрение, уважение и любовь к учительскому труду. После окончания 8 класса Ф. Сарбулатова  поступила в Сибайское педучилище, а потом заочно закончила филологическое отделение Стерлитамакского института.

...По словам аксакалов, любовь к родной стране начинается с дома, где ты вырос, с деревни, где вокруг чудная природа. В годы учебы Фания очень скучала по горам Асыбейек и Сарлак, тяжело переживала отрыв от родных мест, где остались любимая бабушка, которая перерезала пуповину внучки, и дедушка Ахметгали. Издревле башкирские  женщины рожали дома, а не в роддомах, а  после рождения ребенка послед закапывали в фундамент дома, считали, что человек этим навсегда привязывается к родной земле. Фания по-детски верила этой примете. Был один случай, о котором хочу рассказать.

...Однажды в  1978 году, когда еще работала в Ишимбайском районе, Фания Факиевна пригласила к себе в гости коллег и друзей. Приготовила им, как принято в Баймакском районе,  бишбармак и бульон с курутом - шурпу. Водку не покупала, так как башкиры застолье проводили без алкоголя, а на память гостям давали подарки. Но на этот раз Фания Факиевна решила им «подарить» башкирские народные песни «Таштугай» и «Гульямал». А среди гостей была одна молодая семья из города Салавата, которая  помнила вкус бишбармака, когда-то приготовленного хозяйкой, и вдруг во всеуслышанье они сказали об этом. Но Фания Факиевна хорошо понимала, что у них «заговорили» не вкус бишбармака, а  струны души. И тогда зарыдала... В ее душе была боль, а в голове кружила лишь одна мысль: «Почему я среди чужих людей нахожусь? Почему я не могу вот так угощать своих близких и родственников?..». После этого случая по окончании учебного года она  уволилась и уехала  в Баймакский район, хотя школа, где она работала, совсем не хотела ее отпускать. Так судьба ее вернула в родные края, к близким. А через полгода  она вышла замуж за Фаиля Сарбулатова и переехала в Сибай. Вот какая сильная жила в ней любовь к родной стороне, как были правы мать и бабушка Бакмал!

А в 1992 году Фания Факиевна работала уже в Сибайском педучилище. Как опытный педагог, старалась раскрыть  таланты и  способности вчерашних школьников. Она была уверена, что в педколлежде для этого созданы все условия. Был случай, который  полностью убедил ее  в этом.

...Как-то дедушка из Зилаирского района привел своих внучек-близняшек в приемную комиссию и предъявил претензии: «После 9 класса по башкирскому языку девочки получили «тройки» и не прошли по конкурсу. Поступали они и после  10 класса, но снова получили по диктанту «тройки». Я хочу посмотреть на их экзаменационные работы». Показали их деду, и он  убедился в том, что диктанты действительно выполнены плохо. Как оказалось, он был бывшим учителем и  директором школы с многолетним стажем. На прощание он сказал, что придут еще раз, ведь педучилище выпускает по-настоящему грамотных специалистов.

...Мне приходилось не только общаться, но и учиться премудростям преподавания башкирского языка на уроках Фании Факиевны в медицинском училище. Тогда я убедилась, что она была настоящим  педагогом и опытным воспитателем. На  уроках она не только объясняла учебный материал, а дискутировала с будущими медсестрами, рассказывала им о роли женщины в современном обществе, связав это с темой занятия. Помнится, привела в пример трагическую судьбу известной башкирской писательницы Хадии Давлетшиной, которая в 30-е годы работала в районной газете «Фабрика орлого» Баймакского района.

«Когда женщина заботится о материальном благополучии семьи и наравне трудится с мужчинами во всех сферах жизнедеятельности, у нее  утрачивается значимость как хозяйки и  хранительницы очага, - рассказывала она. - Занимаясь профессиональной деятельностью, она не может уделять внимание своему мужу и детям. Но выход из ситуации есть, девушки, соблюдайте свою религию, и все встанет на места: мужчина будет мужчиной, а женщина, если даже не  будет зарабатывать денег, зато воспитает полноценных детей». После этого, помнится, было много вопросов, дополнений, каждый хотел высказаться. А в конце урока студенты сами же сделали обобщение: нельзя женщинам забывать свое предназначение и положение в семье - надо оставаться хранительницами  очага, женами и матерями.

Ф. Сарбулатова учила нас, молодых педагогов, секретам преподавания родного языка, цитируя  труды Ушинского и Яна Коменского. Ее уроки башкирского впечатляли.

«...Как пишут психологи, малыш в пять лет формируется уже как личность. Дальше перевоспитывать, переучивать его будет очень сложно. Потому родителям так важно, общаясь с ним в детстве на родном языке, прививать его ребенку».

«Нужно лелеять и беречь башкирский язык. В мире много разных языков, об этом в Коране сказано ясно и просто: «Мы вам дали разные языки, чтобы вы научились уважать друг друга».

«О том, что башкирские звуки при разговоре берегут здоровье, написали в республиканской газете «Йэшлек» ученые, доктора и логопеды. Оказывается, специфические башкирские гортанные звуки „һ”, “ғ”,”ҡ” при произношении требуют большего усилия, чем другие звуки, и организм получает интенсивную вибрацию, которая помогает организму освободиться от стрессов, укрепить мускулы гортани и горла, уменьшить риск их заболевания. Но не у всех народов имеются такие звуки, по этой причине непросто выучить башкирский язык”.

Обо всем этом с убежденностью говорила Фания Факиевна.

Системе образования она отдала  полных 45 лет, однако и на заслуженном отдыхе продолжала работать с детьми, активно участвовала в общественной жизни города. Все эти годы она стояла на страже башкирского языка.

Они с супругом вырастили  двух сыновей и дочь, а когда родились внуки и внучки, безмерно их обожали. Когда я приехала в Сибай в 1985 году, их дети были еще дошкольниками и школьниками, а в 2014-м я встретилась уже с  серьезными молодыми родителями. Все трое одинаково хорошо владеют родным языком, все выросли умными, воспитанными и работящими людьми.

Когда в 1992 году наша семья уезжала из города, Фания-апай загрустила, просила передать коллективу Канакаевской школы большой привет. Однако я приезжала в Сибай почти каждое лето, а когда появился интернет, изредка выходила на связь.

...А из-за границы в Сибай я приехала в последний раз с супругом Владимиром в 2014 году. Фания Факиевна и ее дочь Минслу сразу нашли с ним общий язык и общались как со старым приятелем. Но тогда, к сожалению, уже не было в живых Фаиля-агая. Он ушел раньше... С Фанией Факиевной мы поехали в Аркаим, посетили водопад Гадельшу, карьер, пешком обошли почти весь любимый Сибай, где прошли  мои самые  энергичные и молодые годы. И, конечно же,заговорили о детях.

И вот сидим мы за чаем и  наблюдаем за детьми и внуками. Такие все красивые и воспитанные, а дочь с зятем и младший сын со снохой читают намаз. Тогда я не удержалась от восхищения и сказала: «Какая вы счастливая, Фания-апай!» В ответ я услышала ее спокойное: «Мы ведь учителя, Миляуша, всю жизнь не жалея сил и времени  обучаем и воспитываем чужих детей, как своих. Думаю, что Аллах отблагодарил нас за это». В ее словах, наверно, была правда.

...Печальную весть о том что «ушла  мама, опустела наша шумная трехкомнатная квартира», написала мне на почту ее дочь Минслу.

Она ушла  благодарной судьбе, которая дала ей посильные уроки и вела  по жизни, оберегаяот опасностей, подумала я про себя. Именно так. Ведь Фания Факиевна так любила свою судьбу!



Миляуша ГОДБОДЬ МИНЕВА).

Чехия

Фотографии из архива  автора и Ф. Сарбулатовой.




 

Автор:Гульсина Киикбаева
Читайте нас: