-6 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Культура
10 Сентября 2020, 23:10

Асма Усманова - автор уникальной коллекции национальных костюмов юго-восточных башкир

В 2020 году в Башкортостане Указом Главы РБ Радия Хабирова учреждены Дни национального костюма народов республики, которые будут отмечаться в третью пятницу апреля и во вторую пятницу сентября. Это значимые события в нашей культуре. Дни национального костюма будут способствовать возрождению интереса к ношению национальной одежды и использованию его элементов в гардеробе современного человека. Для изготовления предметов одежды с национальной спецификой необходимо владение этнографическими знаниями. Следует отметить, что, например, по женской национальной одежде можно было определить возраст, статус и положение башкирской женщины, к какому роду она принадлежит.Традиции пошива национальных костюмов постепенно утрачиваются. Молодое поколение обычно судит о народных костюмах на примерах современных концертных одеяний, зачастую не соответствующих канонам, по которым раньше изготавливали одежду наши предки.Не каждый музей в нашей республике обладает коллекцией башкирских народных костюмов. Но в нашем Сибайском историко-краеведческом музее имеется уникальная коллекция женской национальной одежды семи родов юго-востока Башкортостана. Автором ее является Асма Мавлямбирдеевна Усманова (1930-2015). В данной статье мы хотели бы познакомить читателей с творчеством этого удивительного человека.

11 сентября - День национального костюма
Асма Усманова - автор уникальной коллекции национальных костюмов юго-восточных башкир
В 2020 году в Башкортостане Указом Главы РБ Радия Хабирова учреждены Дни национального костюма народов республики, которые будут отмечаться в третью пятницу апреля и во вторую пятницу сентября. Это значимые события в нашей культуре.
Дни национального костюма будут способствовать возрождению интереса к ношению национальной одежды и использованию его элементов в гардеробе современного человека.
Для изготовления предметов одежды с национальной спецификой необходимо владение этнографическими знаниями. Следует отметить, что, например, по женской национальной одежде можно было определить возраст, статус и положение башкирской женщины, к какому роду она принадлежит.
Традиции пошива национальных костюмов постепенно утрачиваются. Молодое поколение обычно судит о народных костюмах на примерах современных концертных одеяний, зачастую не соответствующих канонам, по которым раньше изготавливали одежду наши предки.
Не каждый музей в нашей республике обладает коллекцией башкирских народных костюмов. Но в нашем Сибайском историко-краеведческом музее имеется уникальная коллекция женской национальной одежды семи родов юго-востока Башкортостана. Автором ее является Асма Мавлямбирдеевна Усманова (1930-2015). В данной статье мы хотели бы познакомить читателей с творчеством этого удивительного человека.
Асма Мавлямбирдеевна Усманова - ветеран педагогического труда, знаток фольклорных традиций, жанров устного народного творчества, известная башкирская сказительница эпоса «Урал-батыр». Она родилась 10 августа 1930 года в деревне Утарбай Хайбуллинского района БАССР в семье Мавлямбирде Ахатовича и Гайши Юлмухаметовны Турумтаевых. В 1951 году она окончила Орский государственный учительский институт по специальности «Физика и математика». Более 40 лет преподавала математику. Вместе с супругом Салимьяном Абубакировичем трудились в Мамбетовской, в Исянгильдинской школах. С 1965 года, до выхода на заслуженный отдых, работала в Акъярской средней школе. Дважды избиралась делегатом съезда учителей Башкортостана. Вместе с супругом занималась поисковой работой, создала музей в Акъярской средней школе, вела кружок по изучению башкирских народных сказаний и т.д. В 1970 году за доблестный труд награждена медалью в ознаменование 100-летия В.И. Ленина.
С 1985 по 2010 годы А. Усманова руководила фольклорным ансамблем «Кош юлы», получившим звание народного коллектива. Асма-апай прекрасно знала жанры устного творчества - озон кюй, сенляу, кубаир, такмак, исполняла редкие народные песни башкир усергенского и тунгаурского родов. Она - лауреат I Республиканского состязания сэсэнов, обладательница Гран-при I смотра колыбельных песен, обладатель Гран-при II регионального конкурса башкирских сказителей (2012). За многолетнюю плодотворную работу по сохранению и пропаганде народного творчества Асма Усманова награждена медалью Всемирного курултая башкир «Ал да нур сәс халкыңа!», а за долголетний и доблестный труд была удостоена звания «Отличник образования РСФСР». Вместе с мужем она воспитала троих детей: дочерей Рамзану и Разилю, сын Нияза. В настоящее время дети и многочисленные внуки, правнуки живут в Акьяре, Уфе, Стерлитамаке и Стелитамакском районе.
Дочь Асмы-апай, Разиля Тугузбаева, вспоминает: «Моя мама до последних лет своей жизни читала наизусть эпос «Урал-батыр». У нее была феноменальная память. Она знала всех родственников до седьмого поколения по именам. Я помню, как мама вязала шали, варежки, шапки для нас, из бисера вышивала картины. А затем она посвятила себя изучению и воссозданию утраченных образцов национальных костюмов различных родов башкирского народа.
Шитью, вязанию и вышивке моя мама научилась у своей бабушки, моей прабабушки, Мукмины (она прожила 103 года). Я как-то спросила у мамы: «Как к тебе пришла идея пошива национальных башкирских костюмов, с чего все началось?» Она сказала, что толчком послужило посещение музеев в Ленинграде, Уфе (будучи учителем, она часто возила детей на экскурсии в разные города Советского Союза). В Эрмитаже ее впечатлили шикарные, красивые костюмы Петра I. Еще рассказала историю, что ей пришлось распороть елэн ее мамы - для того, чтобы сшить одежду своим братьям и сестрам. Было очень жалко распарывать старинный костюм своей матери, и тогда, еще маленькой девочкой, она постаралась запомнить все нюансы в пошиве, чтобы уже взрослой вновь его воссоздать.
Все эти костюмы моя мама создавала и шила сама на швейной машинке, некоторые даже вручную. Помню, придешь к ней, а у нее всегда швейная машинка стоит открытой, а дом завален тканями, мулине, нитками, разными украшениями - бисером, бусами, монетками. Все работы по раскрою, пошиву, оформлению, украшению выполняла лично. Старший зять моей мамы помогал ей пробивать отверстия в многочисленных монетах, которые она использовала при украшении елянов, платьев, женских головных уборов. Познания мамы о технологии изготовления костюма идут от ее бабушки, от ее мамы, и, конечно, она изучала очень много специальной литературы».
В 2008 году наш Сибайский историко-краеведческий музей приобрел комплекты уникальной коллекции женской национальной одежды семи родов юго-восточных башкир, воссозданных А.М. Усмановой. Это костюмы усерганского, тангаурского, бурзянского, санкем-кипчакского, кара-кипчакского, карагай-кипчакского, тамьянского родов. Для того, чтобы сшить башкирский народный костюм, недостаточно было быть хорошей портнихой. Необходимо было знать отличительные узоры, орнамент, аппликации, символику башкирских родовых подразделений. Согласно родовой принадлежности, они украшались строго определенными декоративными элементами. По воспоминаниям Асмы-апай, наши предки для украшения одежды использовали подручные средства, а именно: плоды растений, природные минералы, пух, когти и клыки птиц и животных. Такие наряды не только радовали глаз, но и служили обережным средством. Значительно позже, например, еляны стали декорировать монетами, бляхами, бисером, кораллами, жемчугом, сердоликом, яшмой, украшали позументом.
Каждый комплект костюмов отличается не только покроем, но и символикой, присущей только данному роду. Например, национальный костюм бурзянского рода представлен еляном, платьем и головным убором - кашмау. Солярный знак «мөһөр» обшит обметочным швом (тешле элмәк сигеү), на каждый зубчик которого нанизана жемчужина. Он украшает зилян и кашмау. Платье цветное, со сборчатым подолом. Елян карагай-кыпчакского рода по краям нашит цветными лентами, тесьмой и украшен солярным знаком в виде треугольника (бетеү). Причем на одном бетеү нашиты бисеры одного цвета, а на другом - другого. Платье из атласного материала, со сборчатым подолом, грудная часть украшена монетами, бисером, рукава длинные. Кашмау украшен монетами, бисером и знаком рода.
Эта уникальная коллекция башкирских национальных костюмов из фондов Сибайского музея впервые в рамках выездной выставки «Материальная культура башкирского народа» была представлена нашим музеем в Пуровском районном историко-краеведческом музее города Тарко-Салле Ямало-Ненецкого автономного округа в 2016 году, а затем в 2018-2019 гг. демонстрировалась в Кизильском музее, музее заповедника «Аркаим» Челябинской области и в городе Уфе. Данная коллекция является украшением музейных праздников и городских мероприятий.
С 2011 года 26 комплектов женской национальной одежды Асмы Усмановой находятся в музее Института истории, языка и литературы Уфимского Научного центра РАН. Также несколько комплектов женских национальных костюмов находятся в музее с. Акъяр. В ее уникальной коллекции имеются не только костюмы юго-востока республики, но и других родов и районов Башкортостана, также костюмы башкирских женщин Кургана.
Вот что пишет З.М. Давлетшина о творчестве А.М. Усмановой «Сценические костюмы нашего времени, сшитые без соблюдения местных традиций, декорируются чаще всего позументом, монетами и бляхами, что приводит к унификации и обезличиванию костюмов, делает их похожими друг на друга. Уникальная коллекция А.М. Усмановой - это наглядное пособие для всех, кто интересуется башкирским костюмом. Это весьма оригинальный наказ молодым бережно сохранять и приумножать богатые традиции башкирского народного творчества. Именно поэтому эта коллекция востребована не только в историко-краеведческом музее с. Акъяр, но и в других музеях, например, Сибайском историко-краеведческом музее».
В августе этого года Асме Мавлямбирдеевне Усмановой исполнилось бы 90 лет. И в том, что сейчас возрождается интерес к национальным костюмам, учрежден в честь их специальный день, есть и вклад нашей Асмы-апай.

Миннур ШАГЕЕВА,

кандидат исторических наук,

зав. научным отделом музея,

Разиля ИШБУЛАТОВА,

главный хранитель музея.

Читайте нас: