Два года подряд они собирались приехать в Сибай, но из-за эпидемии коронавируса не получалось. Этим летом сбылась наша мечта: к нам приехали с семьями дочь Феруза и сын Рустам. Радости нашей не было конца. Как только дети сообщили, что купили билеты, началась подготовка к встрече гостей. Кроме того, что приводили дом, двор и огород в порядок, мы с мужем составили план совместного отдыха с гостями.
Тем более мы знали сокровенное желание старшего внука Султана: он очень хотел побывать в пещере Шульган-Таш. Оказывается, ещё в 6 классе они по истории проходили тему о пещерах, где были сведения о пещере Шульган-Таш. Естественно, он сказал всему классу: «Моя бабушка живёт неподалёку от этой пещеры, и она обещала мне её показать». Обещала, значит, пора выполнять обещание. Султан сам интересуется историей башкир и, похоже, заинтересовал одноклассников, это похвально.
Первые дни после прибытия, мы гостей возили на озеро Талкас, на берег реки Урал, где отдых сочетали с рыбалкой. Несколько раз выезжали на Халиловскую плотину, где не только купались, ловили рыбу, но и успели собирать ягоды для душистого варенья.
После знойного лета Узбекистана погода в Сибае нашим гостям нравилась. Правда, несколько дней стояла прохладная погода, которую мы использовали для душевной беседы, чтения книг, просмотра семейного альбома и купания в горячей бане с берёзовым веником. Мне казалось, нет большего счастья, когда рядом мои дорогие дети, любимые внуки. Хорошо, что дом наш просторный, 11 человек, в общей сложности, друг другу абсолютно не мешали, было очень весело!
Вот настал день поездки в государственный природный заповедник Башкортостана, расположенный в Бурзянском районе. Возникла проблема с транспортом: для 11 человек нужно было 2 машины, одна есть, вторую найти нелегко, цены заоблачные. С жильём тоже вышло недоразумение: в летнее время наплыв туристов большой, поэтому бронировать можно только за месяц вперёд, а мы об этом не знали. Хорошо, что есть друзья, помогли найти дом в деревне, в 20 минутах езды от Шульган-Таша. И такие же хорошие люди помогли найти 7-местную машину, водитель которого согласился нас отвезти, привезти за нормальную сумму.
За день до отъезда у нас всё закрутилось: кто в магазин, кто занимается выпечкой, кто еду на 2 дня готовит, кто шашлык маринует, кто постельное бельё, одеяла и подушки упаковывает… Утром, проверив ещё раз всё приготовленное, я решила до приезда такси полить свои розы и петунии. Около меня крутятся внучки Амира и Эмина, помогают поливать. Амира, старшая внучка, очень любознательная девочка. Поливая кусты роз, она мне говорит: «Бабуля, у Вас даже президентские розы есть, их несколько!» Я удивлённо смотрю на неё и говорю: « Почему их так называют? И откуда ты об этом знаешь?» Амира отвечает: «Вот видите, они бывают без шипов, значит, президентские, мне мой папа о них рассказывал». Так, думаю я, надо поискать в интернете об этих президентских розах, к моему стыду, ничего о них не знаю…
Здесь надо будет остановиться и объяснить, почему мои внуки к нам обращаются на «Вы». Они родились и живут в Узбекистане, в узбекских семьях детей с малых лет учат обращаться к матери, отцу, бабушке, дедушке, братьям, сёстрам и к другим родственникам с уважением на «Вы». Каждый раз прошу их перейти на «ты», но пока не получается у них…
Хорошо, когда много народу: и грядки политы, и куры накормлены, и сумки с рюкзаками стоят готовые, ждём таксиста. Я позвала внуков посидеть в беседке, так как солнце уже начинало припекать. Они тут как тут, рядом со мной. Думаю, надо немножко рассказать о тех местах, куда мы едем.
- Вы знаете, куда мы едем?
Они в один голос:
- Да, бабуля, знаем! В Капову пещеру! Будем смотреть рисунки древних людей!
Четырнадцатилетний Султан добавил:
- Эта пещера по-другому называется Шульган-Таш, Её второе название «Капова», по одной из версий, происходит от слова «капели», потому что там слышно, как падают капли.
А двенадцатилетний Арслан, молча слушал брата и добавил:
- Пещера Шульган-Таш связана с башкирским эпосом «Урал-Батыр». В этом эпосе имя «Шульган» носит брат Урала, перешедший на сторону зла.
Я так же, как и мои маленькие внучки, с удивлением смотрю на своих подросших внуков, и мы вместе хором спрашиваем:
-Откуда вы всё это знаете?
- Бабушка, мы с телефонами непросто так сидим, иногда интересуемся историей, наукой. Нам же интересно, в какой стране живёт наша бабушка, кем были наши башкирские предки.
Я засияла от улыбки: надо же, внуки мои интересуются историей башкирского народа!
Наконец, приехала машина, наша большая семья из 11 человек распределились на две машины, загрузили всё, что нужно для активного отдыха, и тронулись в путь. Правда, долго не могли решиться по какой дороге поехать. Через Темясово – близко, быстро, но говорят, несколько десятков километров дорога убитая, лучше не рисковать. Выбрали дорогу через Серменево. Дорога дальняя, надо ехать из Сибая до Старосубхангулова 4 часа, но зато по асфальту.
Пока ехали по абзелиловским степям, мои гости сравнивали бескрайние степи с природой Бухарской области. Правда, там, в Бухаре, зелёных оазисов и сёл достаточно много, их почти на каждом шагу. Как только проехали Аскарово, они стали восхищаться красотой местной природы, соснами, белыми берёзами, цветами, растущими вдоль дорог.
Когда проехали Серменево, откуда-то появились тёмные тучи, загремел гром, засверкала молния, и пошёл дождь. Ничего не могу с собой поделать, очень боюсь грозы с детства. Место, где мама, я, братишка заготавливали летом сено, находилось недалеко от нашей деревни. Как только вдали прогремит гром, мама, зная, что я боюсь грозы, а особенно сверкающей молнии, отпускала меня домой. Какие-то 500 метров я пробегала стрелой, забегала домой, попутно скидывая обувь, быстро закрывала форточки, заслонку печи, на большое зеркало и самовар накидывала ткань, и к приходу матери я уже лежала, укрывшись большим одеялом, на кровати, чтобы ничего не слышать и не видеть. Рассказываю внукам об этом, а им смешно, что их бабушка трусишка. Но я прошу их выключить телефоны, говорю, что это опасно и включить их надо будет только через полчаса.
Моя младшая внучка Эмина спрашивает:
- Бабушка, а откуда Вы знаете обо всём?
Я отвечаю:
- В детстве нас учила мама, ваша прабабушка, как себя правильно вести при грозе. А сейчас у нас по радио «Юлдаш» ежечасно предупреждают об опасности грозы и правильном поведении при ней. Гроза – красивое природное явление, но и опасное, надо соблюдать определённые правила, я потом вам ещё расскажу.
Кончился дождь, раскаты грома уходили всё дальше от нас или …мы от них. Перед нами друг за другом появляются бурзянские деревни. Красота природы Бурзянского района ещё больше удивила моих гостей. Величавые горы, река Агидель, чистый воздух, аромат, запахи трав и леса! Потрясающе! По дороге в деревню мы несколько раз останавливались для фотосъёмки.
Спустя 4 часа наша команда оказалась в красивейшей деревне Киекбай, в заранее забронированном деревенском доме нас встретили радушные хозяева, объяснили, что к чему, подарили липовый мёд из собственной пасеки. Наша большая семья быстренько обустроилась, мужчины начали готовить шашлык, дочка со свекровью и моя сноха Фатима накрывали на стол. А внуки окружили меня и начали расспрашивать о пчёлах, о башкирском мёде, о пчеловодах… Пришлось быстренько вспомнить знания о пчёлах, где сомневалась, на помощь мне спешил наш дедушка.
После сытного ужина на открытой веранде, мы решили погулять по берегу реки, до которой надо было шагать 2-3 км. Стоял тёплый тихий вечер, воздух после дождя был свеж и прозрачен, кругом горы, высокие деревья – природа сказочно красива! Вдруг мои замученные от аллергии гости заметили: ни Султан, ни Арслан, ни зять Вильмир не чихают, ни нос, ни глаза не чешутся! А это сезонное заболевание у них начинается ранней весной и заканчивается только поздней осенью.
В шесть часов утра я проснулась от скрипа деревянных полов и вышла на веранду. В середине двора стояли сын, дочь, зять и фотографировали красоту раннего утра. Особенно их удивили горы, покрытые то ли белыми облаками, то ли туманом. Зрелище было очень красивое!
Позавтракав шумной компанией, мы направились в природный заповедник – в пещеру Шульган-Таш, которая является одной из самых больших среди многоэтажных карстовых пещер на Урале.
Купили 11 билетов с большими скидками, троим пенсионерам по половине цены, детям вообще бесплатно. Миловидные девушки проинструктировали нас и пропустили на закрытую территорию.
Путь к пещере пролегает по грунтовой дороге. Мы шли медленно, наслаждаясь чистым воздухом, красотой природы, читая с внуками отрывки эпоса «Урал батыр» на стендах по дороге и фотографируясь на фоне сказочных фигур.
Пещера производит неизгладимое впечатление, когда задумываешься о ее возрасте. Группу туристов из 25 человек сопровождала молодая, красивая девушка по имени Наргиза. Мой внук Султан старался всегда находиться рядом с экскурсоводом, очень внимательно слушал её. Остальные наши гости всю экскурсию снимали на видео. Мы рассматривали копии обнаруженных здесь наскальных рисунков, так как уникальные оригиналы являются очень уязвимыми и недоступны для просмотра. А найдено здесь 204 рисунка эпохи палеолита, их возраст 17 тысяч лет. Экскурсия продолжалась около получаса. Поднимались по лестницам, освещая путь фонариками. Кроме нас на экскурсии были ещё человек 15. Многие приехали из дальних регионов России, некоторые в пещере находятся не в первый раз.
Нашим гостям экскурсия очень понравилась. После выхода из пещеры мы ещё долго стояли и обсуждали то, что видели и слышали.
- Это же археологический памятник мирового значения, самая известная пещера Урала, которой принесли знаменитость открытые внутри древние наскальные рисунки времён палеолита, - говорит мой сын Рустам.
- Да, с пещерой связаны многие легенды. В башкирском народном эпосе «Урал-батыр» Шульган – это брат главного героя, повелитель подземного мира. Пещера Шульган-Таш и расположенное в ней озеро издавна являлись объектом поклонения для местных народов, были священным местом,- добавляю я.
- Оказывается, рисунки в Каповой пещере - единственная в России и Восточной Европе пещерная живопись времен палеолита. А по количеству рисунков пещера опережает аналогичные в Западной Европе. Да, бесспорно Шульган-Таш археологический памятник мирового значения, - говорит зять Вильмир.
- Посмотрите, Голубое озеро невелико по размерам – около 3 метров в диаметре, однако, чтобы выйти из него, река Шульган поднимается с глубины 80 метров. Она и внутри пещеры течёт, - включается в беседу внук Султан, стоящий как раз у этого озера.
Мы, восхищённые увиденным и услышанным от экскурсовода, дружно пошли обратно. По пути заглянули в музей пещеры, дети задавали экскурсоводу интересующие их вопросы. Заглянули в фитобар, также зашли в музей «Бортевого пчеловодства», попили чаю с дегустацией бортевого меда знаменитой пчелы-бурзянки.
После выхода с территории заповедника, мы спустились на берег реки Агидель, посидеть, пообедать перед отъездом домой. Весь берег был усыпан отдыхающими, везде палатки, звучит музыка, пахнет шашлыком. Мы нашли свободное место, накрыли стол, пообедали. Хотели посмотреть музей, расположенный в современном здании и искупаться в прозрачной воде Агидели, но не получилось. Снова где-то близко прогремел гром, небо затянуло тёмными тучами, и вот-вот должен был начаться дождь. Мы быстренько собрали вещи, сели в машины и тронулись в путь. А гром с молнией ещё долго бежали за нами, местами омывая нас тёплым дождём.
Надо сказать, наш таксист оказался очень хорошим парнем, всё время находился рядом, и на экскурсию вместе с нами ходил, и фотографировал нас каждый раз, и управлял своим «Ларгус»ом профессионально.
Вернулись мы домой уставшие, но одухотворённые и довольные. Больше всех радовался мой старший внук Султан: « Ура, сбылась моя мечта! Приеду в Бухару, расскажу друзьям обо всём, покажу фотографии! Спасибо вам, бабушка, дедушка!»
Кстати, как только вернулись в Сибай, наши аллергики снова начали чихать и тереть носы. Вот это различие в экологии Бурзяна и нашего города!
После банных процедур дети пошли спать, а мы, взрослые, продолжали обсуждать поездку в Шульган-Таш.
Поблагодарив нас за поездку в заповедник, дети высказали своё мнение о качестве сервиса. Первое, что их беспокоит, это дороги. Да, со стороны Серменева дороги неплохие, где-то даже хорошие. Но, чтобы поехать из Сибая по этой дороге, надо преодолеть 400 км. Нам было бы удобнее поехать через Темясово, но там дороги ужасные. Неужели нельзя проложить асфальт? Ведь с древних времён пещера Шульган-Таш являлась культовым местом, и сегодня сюда стремятся много паломников, туристов. Если качественно улучшить дороги, сделать их безопасными, поток туристов увеличится. От объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, разумеется, туристы ожидают большего. Да, хотелось бы видеть эко-тропу в чаще леса на территории Шульган-Таша. Неплохо было бы поднять уровень общепита, качество приготовления пищи в кафе…
Я соглашаюсь с мнением своих гостей и говорю: «Да, вы правы, есть над чем поработать, хотя в последние годы многое изменилось в лучшую сторону. Надеюсь, к следующему вашему приезду, улучшений будет масса, потому что нашего бывшего главу администрации забрали в Министерство предпринимательства и туризма. Он человек молодой, перспективный, патриот Зауралья – обязательно приложит усилие для развития туризма в нашем регионе».
В целом, наша поездка в Шульган-Таш удалась. Я рада, что детям моим понравилась и девственная природа Бурзяна, и исторический памятник Шульган-Таш. А самое главное – сбылась мечта внука Султана.
Фирдаус ИБРАГИМОВА.