К шестидесятым годам началось массовое производство инновационного БелАЗа-540, заменившего МАЗ-525 и послужившего прародителем современных огромных карьерных самосвалов. Эксплуатация этих машин продолжалась вплоть до начала семидесятых годов двадцатого века. МАЗ-525 был задействован во многих строительных проектах пятидесятых-шестидесятых годов по всему Советскому Союзу и даже за границей - в строительстве Асуанской плотины в Египте.
Сибайцы вспоминают то время, когда работали эти карьерные машины.
Константин Гончаров: «Мой отец работал на таком автомобиле, помню бортовой номер 27, а после - 35».
Галей Ишкуватов: «Однажды отец повел меня в гараж, где стояли МАЗы с огромными колесами, посадил меня за руль. От такой махины дух захватывало, такое не забыть!»
Валентина Овчинникова (Еркина): «Мы жили на «Золоте» (так мы говорили), и в шестом классе ходили в новую 7-ю школу через карьер, а родители нас встречали. Это продолжалось, пока не дали квартиры в городе, так как отвал приблизился к нашей улице Октябрьской, и всех выселили оттуда».
Леонид Резепин: «Расселили весь поселок в зоне карьера. В 1950 году нас с улицы Чапаева переселили на улицу Гафури».
Лидия Шибанова:«Я помню, когда прибыл первый БелАЗ в Сибай. Громадина! Разговоров было очень много. Еще помню первый экскаватор большой емкости. Я в это время жила на «Золоте», а училась в первой школе на ул. Нуриманова, ходили по карьеру часть пути, эти громадины тоже ездили этим же путем. Помню, конечно, и 25-, и 40-тонные самосвалы.
Вспоминаю такую легенду. Минск изготовил три БелАЗа. Один остался в Минске, другой отправили на международную выставку, а третий привезли в Сибай для испытаний.
Делюсь этой легендой с теми, кому хочу поведать о нашем замечательном городе, а еще рассказываю про карьер, в частности, что на его бортах справедлива геометрия Лобачевского.
Из архива газеты «СР» 1966 года: «Автослесарю автотранспортного цеха БМСК Наилю Искандаровичу Исхакову приходилось ремонтировать разные автомобили. Сегодня в нашем цехе имеются большегрузные автосамосвалы марок МАЗ-525 и БелАЗ-540. На них есть очень сложные узлы, ремонт которых можно поручить только высококвалифицированному автослесарю. Взять, к примеру, гидравлические усилители автомобиля МАЗ-525, распределительную головку с золотником, чтобы хорошо произвести ремонт и регулировку этих узлов, не обойтись без Н.И. Исхакова…»
«Когда в автотранспортный цех БМСК стали приходить новые большегрузные самосвалы Белорусского автозавода, одним из первых такую машину освоил экипаж Василия Михайловича Жердочкина. Хорошо трудился этот экипаж и на старом МАЗе, но еще лучше работает сейчас».
Присылайте интересные фотографии из вашего семейного архива на почту [email protected] или приносите по адресу: ул. Валиди, 22.