- Наиль Асхатович, начнем нашу беседу с того, что вы - горный инженер-механик по образованию - до 40 лет трудились инженером на производстве. Да и после не сидели сложа руки. Параллельно занимались творчеством - писали пьесы, рассказы, повести, романы, критические статьи, мемуары. При плотном графике работы, как находили время для творчества?
- Недавно мне в руки попало интервью начинающего писателя, где он жалуется, что гонорары мизерные и их не хватает для достойного проживания. Встретившись с ним, я сказал, что писатель занимается творчеством не для заработка, а по велению сердца. Для зарабатывания денег на жизнь необходимо трудиться там, где обеспечено ежемесячное поступление денежных средств. Это суровая реальность. Нельзя, махнув на все рукой, только сидеть и писать. Кто тогда будет кормить наши семьи?
Писал я в основном вечерами, в выходные дни, в отпуске. Порой и ночами, когда тема захватывала и приходило вдохновение. Так мы с семьей в течение 30 лет отдыхали в доме отдыха (теперь - санаторий) «Талкас». Вот там, во время отпуска, я обязательно создавал хотя бы одно драматическое произведение. А всего там написано более 30 пьес.
- Наряду с семидесятилетием у вас и другой юбилей - сорокалетие творчества. Когда-нибудь считали, сколько всего написано?
- За это время в моем багаже появилось около 80 рассказов, 20 повестей, 4 романа, более 50 пьес, множество критических статей, очерков, рецензий на спектакли и т.д.
- Интересно, когда и почему решили заняться писательством?
- В 1972 году, после окончания Магнитогорского горно-металлургического института, направили на работу в Кемеровскую область. Через год, вдали от родных мест, меня охватила ностальгия по Башкортостану. Чтобы как-то бороться с тоской, выписал все газеты и журналы, издаваемые в Уфе на башкирском языке. Благо, зарабатывал неплохо. Так вот, некоторые рассказы и повести башкирских писателей не нравились. Казалось, что там много вымышленного, далекого от реальной жизни. Мне показалось, что сумею отобразить нашу действительность без прикрас, показать настоящие реалии жизни. Проявились - что вы хотите? - характерные для молодости амбиции и самоуверенность! Написав повесть о любви, отправил в Уфу, в редакцию журнала «Агидель». Удивительно, но она понравилась писателям, ее похвалили, опубликовали и посоветовали всерьез заняться творчеством. Это было в 1976 году. Вдохновившись, начал писать сначала рассказы, а потом и повести. Уже через три года вышла первая книга, в 1980 году меня приняли в члены Союза писателей СССР. Вот так началось мое творчество.
- За перо вы взялись уже вполне сформировавшейся личностью, самостоятельным человеком. А что предшествовало этому, где находятся истоки? Познакомьте, пожалуйста, с родителями и с вашей малой родиной.
- Родился я в Баймаке, вырос в Сибае.
Мой отец, Асхат Шакирович, был простым рабочим - машинистом бурового станка в Сибайском карьере. Очень любил литературу. Он и привил мне любовь к чтению и книгам.
Мать - Бибикамал Шугаеповна, была домохозяйкой. Часто просила меня читать ей книги вслух, пока она занималась хозяйством. Ей уже 91 год.
Я старший ребенок в семье, у меня четверо сестер. Все они со своими семьями проживают в г. Сибае.
- Значит, вы пришли в литературу как прозаик. Почему переключились на драматургию?
- В восьмидесятые годы я жил в Сибае. И по совету актеров и режиссеров нашего городского театра начал писать пьесы. Но драматургия - очень трудный жанр. Первые три пьесы были, прямо скажем, неудачные, но четвертая - труппе театра понравилась, и в 1984 году ее поставили. С тех пор мною написано более пятидесяти произведений этого жанра. Они были поставлены в театрах Башкортостана, Татарстана, Средней Азии, за рубежом. Последние 30 лет я в основном писал пьесы, прозой почти не занимался.
- Как я знаю, в прошлом году вы закончили роман «Бабич». Почему спустя тридцать лет решили вернуться в прозу и почему именно произведение о выдающемся сыне башкирского народа - Бабиче?
- В 2009 году по предложению Сибайской филармонии, я написал о нем музыкальную пьесу. Но собранного материала оказалось так много, что полностью использовать не удалось. Поэтому создал еще одну пьесу. Ну а потом и роман «Бабич».
- Если образ исторической личности не привлекает автора, то ему, наверное, трудно взяться за перо. Чем вас зацепила личность Бабича?
- Образ Шайхзады Бабича представлен во многих произведениях - о нем написаны пьесы, создан фильм. И чаще всего его показывают наивным, бесхитростным поэтом, который постоянно, к месту и не к месту, читает свои стихи. А он - разносторонний человек, смелый и отважный: боролся за автономию Башкортостана, был избран в Центральный Шуро Башкортостана, даже исполнял обязанности председателя Шуро. И погиб как герой-воин, настоящий патриот своей родины. Изучая его биографию, деятельность, невозможно остаться равнодушным. Я стремился, чтобы читатели моего романа полюбили его и гордились такой незаурядной личностью.
- Где можно прочитать этот роман?
- Роман «Бабич» можно найти в 7-11 номерах журнала «Агидель» за этот год.
- Вы не могли бы пригласить нас в свою творческую кухню. Как созревает замысел произведения, насколько быстро готовится литературное блюдо?
- Идей у меня всегда очень много. Даже завел специальную общую тетрадь, куда записываю различные сюжеты, возникшие в голове.
Отправной точкой для начала работы над новым произведением может стать какой-либо разговор с писателями или простыми людьми, беседа с актерами, или даже заказ от театра или режиссера. Злободневные проблемы современности тоже могут стать толчком, чтобы заставить меня взяться за перо.
Я долго вынашиваю произведение в голове, обдумываю его от начала до конца. Составляю план, определяю характеры и т.д. А потом, когда все определено, пишу довольно быстро.
- Сколько всего издано ваших книг? И на каких языках?
- Всего за сорок лет вышло двадцать четыре книги, которые были изданы в Уфе, Казани и в Москве на башкирском, татарском и русском языках.
- Какие произведения, так скажем, наиболее близки вашему сердцу? Есть ли у вас этапные повести, пьесы?
- Мне нравится писать о любви. Наверное, они и ближе сердцу. Это первая повесть «Альфия», «Буран», многие рассказы. А если говорить об этапных произведениях, то главную роль сыграла первая повесть. Полюбилась юношеству и детям серия фантастико-приключенческих повестей «Черный ящик» («Инопланетянка»).
У меня немало пьес об исторических личностях, о Салавате Юлаеве, Акмулле, Хадие Давлетшиной и Рами Гарипове, об Отечественных войнах 1812 и 1941-45 годов, которые очень важны для меня. Есть и комедии, десятки лет не сходящие со сцены: «Студенты», «Любви все возрасты покорны», «О, ужас!», «Как выйти замуж», «Приехали девушки в село», «Продай мне мужа!», «Однажды в санатории» и т.д.
Но самым главным своим произведением считаю роман «Бабич». Надеюсь, что он понравится и читателям.
- Говорят, написанная пьеса и поставленный спектакль - это разные вещи. Какие спектакли, созданные по вашим произведениям, больше всего пришлись по душе? Есть ли среди них те, которые не понравились?
- В молодые годы были такие, которые нравились или не нравились. Я открыто говорил об этом. Но потом увидел, что коллектив театра - актеры, режиссеры, музыканты, художники, рабочие сцены, осветители - вкладывают огромный труд для постановки спектакля и понял, что не имею права их критиковать, а должен только благодарить их за непростую, а порой и тяжкую работу.
- Давайте поговорим о вашей трудовой деятельности. Где работали, какие должности занимали?
- Начал свою трудовую биографию мастером машиностроительного завода. Энергии было так много, что все силы отдавал работе, поэтому быстро продвигался по служебной лестнице. За три года прошел по должностям начальника участка, цеха, главного механика завода. Вернувшись в Сибай, в 1976 году начал трудиться слесарем (вакантных инженерных должностей не было), потом назначили старшим механиком обогатительной фабрики. Выгодная должность, хорошая зарплата, но отнимает много сил и энергии. Поэтому, хотя и потерял в зарплате, перешел старшим инженером проектного бюро, и на этой должности проработал десять лет
(1978-88 гг.), активно занимаясь творчеством. В 1988 году переехал в Уфу, первое время занимался только литературой, в 1992-м меня - успешного драматурга, имеющего опыт работы руководителем - назначили первым заместителем министра культуры, где проработал шесть лет, до 1998 года. Я стоял у истоков открытия журнала «Тамаша» («Зрелище»), стал его главным редактором. В 2000-м поручили создание Литературного музея, где директорствовал до 2006-го. После ухода из журнала «Тамаша», избрали председателем Союза писателей. Там я отработал три года.
- У вас есть литературное образование?
- Есть. В начале восьмидесятых учился в Москве на Высших литературных курсах Союза писателей СССР, а во второй половине - на Высших театральных курсах при ГИТИС.
- Мы знаем вас, как сильного шахматиста. Когда началось увлечение шахматами?
- В школьные годы. Учась в десятом классе, стал чемпионом Сибая по шахматам среди взрослых. Но серьезное увлечение приходится на период жизни в Кемеровской области. Стал чемпионом г. Киселевска, завоевал звание кандидата в мастера спорта. Вернувшись в Сибай, несколько раз становился чемпионом города. Но после, в связи с серьезным занятием литературой, пришлось оставить шахматы.
И вот спустя сорок лет, в 2017 году я узнал, что в Уфе группа ветеранов, сильных шахматистов, собирается по субботам и играет в быстрые шахматы. Я начал ходить туда и получаю огромное удовольствие от игры.
- Познакомьте со своей семьей. У вас шестеро детей. Это редкое явление. Причем последние четверо родились в сложные 90-е годы. Как отважились?
- Да, времена были непростые. Но есть такое поверье: Бог дает вместе с ребенком и полагающийся ему кусок хлеба. Действительно, деньги порой приходили из совершенно неожиданных источников. Поэтому трудностей почти не испытывали. Зато сейчас получаем огромную радость от того, что у нас столько детей.
- Кем они стали по профессии? Есть ли среди них увлекающиеся творчеством?
- У них литературные и музыкальные способности есть. Но ни один не выбрал творческую профессию. Работают инженерами, экономистами, менеджерами. А младший сын - ему 22 года - стал поваром.
- А кто ваша жена?
- Моя супруга Эмма окончила Уфимский институт искусств. В Сибае была актрисой. В Уфе работала библиотекарем, журналисткой. В последние годы - домохозяйка и моя помощница. Но самое главное - она моя муза и вдохновение.
- Напоследок, расскажите о творческих планах.
- На будущий год исполняется сто лет образованию Башкирской автономной республики. Пишу пьесу об этих событиях.
- Здоровья вам, вашей семье, Наиль Асхатович, и новых творческих успехов!
- Спасибо.