+1 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Имя в истории города
28 Апреля 2023, 18:55

Наставнику, круче которого не было!

Серафима Яковлевича Вайсмана не стало в 2007 году, тогда ему было 84 года. А вот и вековая дата подошла, да только уже без него. И дочь с внучкой теперь живут в Санкт-Петербурге, но связи с Башкирией не порывают.

Наставнику, круче которого не было!
Наставнику, круче которого не было!

Мы работали рядом почти три десятилетия. Во-первых, он был одним из первых редакторов «Сибайского рабочего», что очень сближало и роднило нас. Во-вторых, я шла неотступно по его служебным стопам (редактором той же газеты, руководителем собкоровской сети в «Советской Башкирии», как и он). И этим мы гордились, кажется, оба: он - как наставник, я - как ученица. В –третьих, судьба распорядилась еще с десяток лет поработать рядом с его дочерью-юристом в Центральной избирательной комиссии РБ. А недавно Татьяна Серафимовна Геполова напомнила о приближающемся столетии отца. Пообщавшись с дочерью, до боли захотелось поговорить и с отцом. И у меня родилась мысль написать письмо своему наставнику – пусть он услышит, пусть он прочтет, ведь газета всегда была его бурной стихией… Не зря говорят мудрецы, что там, на небесах, ушедшие в мир иной все чувствуют, что на земле

         НАСТАВНИКУ, КРУЧЕ КОТОРОГО НЕ БЫЛО!

         Здравствуйте, мой бесценный учитель!

Кажется, что прошла целая вечность без вас! А вот и год такой настал в нашей стране, именуемый Годом педагога и наставника. Ваш год. Ведь я лишь одна из десятков подопечных, которым вы помогли постичь азы журналистики, и не только. Вы учили нас жить по совести и чести, и не случайно ваша дочь сказала мне однажды в интервью – «он был самым правильным отцом». «Папа не работал - папа жил работой! – вспоминала Татьяна Серафимовна. - Для него не было ни выходных, ни праздничных дней - он все время был за печатной машинкой, все время мыслил, писал. Удивительно, время шло, а он умел ему соответствовать - шагать, так сказать, в ногу. До последних дней своей жизни был собкором федерального издания - «Строительной газеты».

В вас всегда кипели идеи, которыми заряжали окружающих. Вы «накрывали волной» всех, кто находился рядом, другим вас невозможно было представить. Вы жили работой, я это хорошо помню. Раннее ли утро, выходной или праздничный день, вы могли позвонить нам, собкорам газеты, чтобы также втянуть в свои сети и нас, запросить срочные новости, репортаж и даже очерк. Никогда не забуду, как около 8 часов утра вы хрипловатым своим голосом известили, что президент в 10 часов открывает водохранилище в Хайбуллах, и надо будет срочно сделать оттуда репортаж.

Вам ли не знать, что от Сибая до Акъяра свыше ста километров по ухабистой тогда дороге, и как же мне, на каких крыльях долететь до туда?! Я не задавала вам такого вопроса, я просто и впрямь полетела самолетом Сибай – Уфа с посадкой в райцентре, всего 15 минут лету. Спасибо хайбуллинским коллегам, которые откликнулись и, встретив в аэропорту, доставили к месту события. Репортаж был представлен к сроку, я вас не подвела.

Знаю, как собкоры порой ворчали, хотя и не зло, по-доброму, особенно совы, любившие поспать утром. Но вы поднимались спозаранку, чтобы на свежую голову и самому отстучать на машинке интересный материал. Вы на лету ловили темы, неустанно писали, а потому с пониманием относились к пишущей братии: особо не кромсали, не зверствовали над нашими трудами. И еще не были «единоличником»: часто, побывав в командировках, готовили совместные публикации, для вас это, кажется, даже доставляло удовольствие, когда стояла двойная подпись – собкора и руководителя собкоровской сети.

Ну, а поскольку мы с вами оба – родом из «Сибайского рабочего», по вашей просьбе мне довелось не одну вашу книгу начинять фактами из истории горняцкого города и сведениями о героях труда, известных людях. Нередким гостем в Сибае бывали и вы сами. На заре перестройки выдали однажды такое в своей книге «Весна обновления», всего одной строкой (видимо, из чувства благодарности), что до сих пор мне «аукается»: что-то типа – летним вечером мы долго гуляли по Сибаю с Мавлюдой (именно так вы меня называли)…

Нигде мы не гуляли, вы меня, как и других коллег из местной газеты, загрузили, как всегда, заданиями, и уехали обратно в Уфу. Я запурхалась с ними: надо было срочно найти Героя труда – флотатора фабрики Нурию Муллакаеву, взять интервью и фотографии; повстречаться с заслуженным строителем Абубакиром Расуловым и еще множество других оперативных поручений – книга уже почти была готова к изданию. Она и сегодня в моей домашней библиотеке, да только держу я ее подальше от глаз супруга.

Историй разных, связанных с собкоровской деятельностью, было множество. Иногда, уж простите, сердилась в душе на вас, когда срочно приглашали выехать в Уфу. Ближний свет – чуть не полтысячи километров! Снова думала: как будто не жил в Сибае Серафим Яковлевич! Но блаженствовала от похвал: вы умели заметить и отметить успешный репортаж или очерк, да даже удачный заголовок или отдельную фразу. Вы всегда оставались благодарным, что мы продолжили в «Сибайском рабочем» традицию школы рабочих корреспондентов, созданную вами. Не поверите, некоторые из ваших рабкоров пишут по сей день в газету и помнят о вас.

Главное, на что сделали вы в те годы упор в своей работе, - нашли друзей газеты в лице руководителей предприятий, создали авторский актив - то, без чего страдают сегодня многие СМИ (хотя не все и не всегда признаются в этом). Создавая школу рабочих корреспондентов, вы просто полагались на собственную интуицию, чтобы оценить индивидуальность начинающих авторов. И ведь не ошиблись - какой жгуче интересной была в те годы местная газета! Она писалась коллективно - сердцем и мыслями ее авторов.

А чего стоили «уроки новаторства» в нашем городе. Вы уже тогда жили в Уфе, но их генерировали вы, вы же и выступали в качестве главного организатора: собирали участников, готовили выступающих, по крупицам аккумулировали зерна их идей, а затем обобщали и тиражировали опыт строителей треста «Башмедьстрой», на базе которого и проходили эти уроки. Вы были лично знакомы с каждым руководителем, знали проблемы рабочих, которые открывались вам, делились наболевшим.

В Сибае, да и в целом в республике вы оставили заметный след. Невольно вновь вспомнились слова вашей дочери: «Но вот что меня удивляет, так это слабая память ныне здравствующих работников. Память не должна быть короткой, тем более в отношении тех, кто оставил заметный след в республиканской журналистике». Помним, ведь такого, как вы, наставника, невозможно забыть.

…Жизнь круто поменялась с той поры, как вас не стало. Не все спокойно в тех местах, откуда вы родом, - на юге страны. Да и во всем мире. Человек глубоко интернациональный, всем сердцем прикипевший к Башкирии, вы, конечно, не раз и не два вспоминали в разговорах родную Одессу, откуда эвакуировалась семья. Думаю, вы не оставались бы равнодушным к происходящим сегодня событиям не как журналист, не как человек. Но лучше вам всего этого не знать. Победа будет за нами! Так говорят сегодня участники СВО, наши бойцы на передовой. И мы в это верим. Спите спокойно, Учитель!

Мавлида ЯКУПОВА,

заслуженный журналист России.

 На снимках из архива «Сибайского рабочего»:

Серафим Вайсман – таким он прибыл в горняцкий Сибай; С.Вайсман с председателем г.Сибай В.А.Силаевым; в кругу единомышленников – С.Вайсман с 3-м секретарем горкома партии С.А.Абзаловой и педагогом И.Г.Капинос; Урок новаторства со строителями города ведет С.Вайсман

Наставнику, круче которого не было!
Наставнику, круче которого не было!
Наставнику, круче которого не было!
Наставнику, круче которого не было!
Наставнику, круче которого не было!
Автор:Гульсина Киикбаева
Читайте нас: