Из воспоминаний первого директора коррекционной школы (тогда вспомогательной школы-интерната) Мунавары Муллаяновны САВАРБАЕВОЙ:
- В мае 1940 года я окончила педагогическое училище по специальности «Учитель начальных классов». Через год началась война. В страшное, тяжелое для всех нас время многие дети остались сиротами. По всей стране и республике для них начали создавать детские дома. С двумя самыми близкими подругами - Нурией Губайдуллиной и Максудой Биишевой мы остались работать воспитателями в Темясовском детдоме. Старшие дети трудились на поле, их отцы воевали, матери все время работали. Тогда все жили под лозунгом: «Все для фронта, все для победы!». Чтобы прокормить своих детей, женщины вынуждены были устраивать их в местный детский дом.
Почти все коллеги-мужчины ушли на фронт, учителей и воспитателей не хватало. В самом начале войны Совет народных комиссаров БАССР объединил Темясовское и Серменевское училища (что в Белорецком районе), передав освободившееся здание и вещи детским домам.
Я и две мои подруги Нурия и Максуда, недолго думая, решили ехать в Серменево. В Темясово остались наши семейные коллеги, у которых были дети и хозяйство. А мы, еще молодые восемнадцатилетние девчонки, отправились с воспитанниками в незнакомый район, в незнакомое учреждение. Шли до места назначения очень долго. На обоз сажали по очереди только совсем маленьких деток. Так, пешком и на лошадях, мы добрались до села Серменево Белорецкого района, куда прибыли дети-сироты и из других районов. Они различались по возрасту - от двух до восемнадцати лет.
Директор Нурисламов одним из первых стал направлять детей для дальнейшей учебы в Уфу, в детский дом №7 (ныне лицей-интернат им. Рами Гарипова). Дети болели, происходили массовые вспышки педикулеза. А медикаментов не хватало. Через полгода численность ребят увеличилась в два раза - привезли эвакуированных. Многих были в легкой летней одежде, и осенью-зимой им просто нечего было одеть. Местные жители поомгали одеждой, постельными принадлежностями. Не хватало учебников, чернил, тетрадей.
На единственной лошади мы и сено возили, и дрова, и продукты. Когда наступало лето, дети постарше со взрослыми ходили в лес, собирали ягоды, грибы, заготавливали сено, зимой - дрова. Малыши тоже работали, но на территории школы, в огороде.
В 1942 году мне пришлось надолго расстаться с подругами: Максуда Биишева ушла на фронт (от автора: с подругой, с которой они не разлучались с шестого класса, встретились вновь лишь в 1979 году). На следующий день повестку получили еще четыре наших сотрудницы.
Нурия Губайдуллина в 1943 году вернулась старшим воспитателем, затем завучем в новый открывшийся детдом в с. Темясово. После отъезда Нурии завучем назначили вернувшегося с фронта Рифгата Мулдашева. Очень интеллигентный был человек. Сегодня его сын Эрнст Мулдашев - доктор медицинских наук, директор Всероссийского центра глазной и пластической хирургии Минздрава России.
Но самым памятным днем был 9 мая 1945 года. Директор Семен Тимофеевич собрал всех на линейке, где объявил, что война закончилась! Сам повернулся к нам спиной и закрыл лицо руками. Плакали все: и дети, и взрослые.
Воспоминания завуча Елизаветы Рахимовны АЛИБАЕВОЙ:
- В мае 1941 года я заканчивала шестой класс. Хорошо помню день, когда папа уходил на фронт. Он служил политруком в 112-й Башкирской (16-ой) гвардейской кавалерийской дивизии. Помню и то, как мужественно держалась мама, получив «похоронку». Осталась молодая женщина одна с четырьмя детьми на руках. Мама сильно заболела, и мне пришлось прервать учебу.
Работала в колхозе «Красный Октябрь». Сначала телефонисткой, весной - учетчиком в бригаде, осенью - соломокопнителем. Училась ездить на прицепном
зерноуборочном комбайне «Коммунар», была помощником комбайнера. Покоя не знали ни днем, ни ночью. Урожаи были небольшие, не хватало удобрений и техники.
Особенно тяжело было работать под проливным дождем. Тракторы вязли на пахоте. Стоит техника, а рядом девчушка плачет - завести не может.
Мне было семнадцать лет, когда познакомилась с молодым парнем Адигамом Алибаевым. Проводила его в армию в 1943 году. В конце 1944 года начала работать учетчицей. Когда забрали на фронт главного бухгалтера, назначили вместо него меня. Было мне тогда 16 лет! За каждый падеж скота тогда судили. А меня заставляли взыскивать с человека. Адигам вернулся живым. Еще и героем.
Воспоминаниями о Шауре Калимулловне ГАЙНЕТДИНОВОЙ, воспитателе школы-интерната, поделился ее сын, Юлай Ишбулдович Гайнетдинов:
- В 1940 году мама поступила в Темясовское педагогическое училище. Братьев призвали на фронт, а она управлялась по дому, заменяя больную мать, ухаживала за младшими братьями и сестрой. В 1941 году пришло извещение о том, что старший брат пропал без вести. В 1943 году мама закончила училище и была направлена на работу в Зианчуринский район. К счастью, заведующий райОНО пожалел девушку и разрешил остаться в родном районе.
Осенью 1943 года пришла похоронка на младшего брата. Нелегко приходилось семье без мужских рук - сами заготавливали дрова, сено. Мама работала в разных деревнях Баймакского района. В тяжелые военные годы в школах вместо тетрадей использовали поля старых книг. Ученические ручки заменяли самодельными палочками, с приделанными к ним стальными перьями. Карандаши резали на части, чтобы хватало всем ученикам.
Начался страшный голод. Мама забрала бабушку и сестренку к себе, в д. 1-е Иткулово. Отдавая свой продовольственный паек, спасла близких от голода. Несмотря на тяжелое время, девушка близко к сердцу принимала чужую боль. Не зря с особой теплотой вспоминали «добрую Шауру апай» выпускники Ануар Асфандияров, Рамазан Янбеков, Салават Мунасипов.
Воспоминания воспитателя школы-интерната Софьи Янбаевны РЫСКИЛЬДИНОЙ:
- С первых же дней войны всех мужчин, в том числе и одноклассников, стали забирать на фронт. К тому времени я закончила восьмой класс и начала помогать отцу. Ему, как работающему на шахте, дали бронь. Работала я мотористом, смотрела за работой станка на шахте Кулгертау, в районе д. Исяново Баймакского района.
В годы Великой Отечественной войны учителей не хватало, и меня в 1942 году направили в школу. С того дня и началась моя педагогическая деятельность. Работала в деревнях Зилаирского района.
Вскоре назначили внештатным инспектором по Баймакскому району. Сколько же пришлось тогда по деревням с проверкой мотаться! Добиралась до деревень, в основном, пешком. Считалось за счастье, если попадался попутный трактор. Часто возвращалась поздно ночью, а вот страха никакого не было. К учителям, несмотря на юный возраст, раньше относились как-то по-особенному, уважительно.
Работала в Юлдыбаевской начальной школе и параллельно училась в Темясовском педучилище. В 1944 году окончила училище с красным дипломом. Десять лет заведовала и вела начальные классы в четырехлетней школе Хайбуллинского района. Одежды, обуви у многих детей не было, поэтому играть на улицу выходили по очереди. В деревнях в годы войны оставались неграмотные старики, женщины, дети. Приходилось работать с ними. Проводила агитационную работу, писала протоколы на собраниях, помогала писать письма на фронт, делала посылки. Выжили только благодаря личному хозяйству. Учителям выдавали небольшой паек, я делилась им со своими учениками. Никогда не забуду страшный голод.