+13 °С
Облачно
Антитеррор
Все новости
Горожане
30 Августа 2021, 10:34

Помню, как все начиналось: ветеран горно-добывающей отрасли Сибая Марат Юсупов рассказал интересные факты из жизни БМСК

Мне, несколько лет не жившей в Сибае, приятно было увидеть своего давнего знакомого Марата Исмагиловича Юсупова в добром здравии. Мы встретились накануне профессионального праздника шахтеров, как-никак мой герой почти шесть десятков лет отдал градообразующему предприятию. Ему есть что вспомнить и рассказать.

Помню, как все начиналось: ветеран горно-добывающей отрасли Сибая Марат Юсупов рассказал интересные факты из жизни БМСК
Помню, как все начиналось: ветеран горно-добывающей отрасли Сибая Марат Юсупов рассказал интересные факты из жизни БМСК

На работу в БМСК он пришел в 1959 году, сразу после службы в армии. Устроился в электроцех электриком-линейщиком. Через год его отправили учиться в Магнитогорский горно-металлургический институт. В1965 году вернулся на родное предприятие, но уже на обогатительную фабрику бригадиром электриков. Потом рост по карьерной лестнице продолжился - был механиком, старшим механиком, механиком участка. Как опытного специалиста, Марата Исмагиловича на два года отправили на работу в Алжир, помогать южноафриканским коллегам.

- Я там трудился главным электромехаником, а так как электриков было всего два, то многое из их работы приходилось делать самому, - рассказывает Юсупов. - Бывало, топило шахту, вода по колено, а мы меняем насосы. Был случай: с двумя слесарями-арабами начали спускаться на лифте по штольне, она у них была длиной 1,5 км. Так вот поехали мы на 180-й горизонт вниз проверить насосы. Вдруг резко остановились. Оказывается, краем зацепились и висим, а сверху трос опускается, чуть шевельнешься - порвется - и мы упадем на бешеной скорости. Говорю им: не дергайтесь! Так и стояли, не дыша. Потом машинист понял, что-то не так, поднял нас обратно, смотрю - мои арабы чуть живые выползают. У меня у самого ноги ватные были.

Вернувшись с Алжира, Марат Исмагилович много лет работал начальником фильтровально-сушильного отделения на фабрике. Особенно ему запомнился период где-то начала 80-х годов, когда пришлось проводить реконструкцию. Тогда начали выходить из строя электрофильтры, надо было переделывать линию, проводить замену оборудования. И все это при круглосуточно работающем производстве, которое нельзя останавливать. Плюс участие 16 бригад сторонних организаций накладывало свои сложности.

Вообще постоянно приходилось в то время рационализаторствовать. Так вот однажды, когда объемы цинка стали возрастать, а сушить концентрат было негде (имеющиеся для этого подовые печи с работой не справлялись), было решено один пиритный сушильный барабан пустить под медь. Сказано - сделано: провели все необходимые для этого работы. Хорошая задумка позволила сохранить объемы производства.

Конечно, легко рассказывать в статье, да не так легко все было на самом деле. Загазованности, задымленности в цеху хватало, в какой-то момент Марату Исмагиловичу поставили диагноз - бронхиальная астма, пришлось перевестись на работу в РМЗ главным инженером.

- Это ж время такое было, все работали ради производства, - говорит мой герой. - В карьере тоже бывало сто БелАЗов заедут одновременно и, если ветра нет, то в этой яме такая загазованность была, а люди работали, никто не роптал.

Выйдя на заслуженный отдых, Марат Исмагилович, можно сказать, так и не попрощался с комбинатом. 25 лет он проработал председателем совета ветеранов и лишь в прошлом году ушел на покой. Эта работа была не менее беспокойной, чем трудовые будни. Путевки, материальная помощь ветеранам, поздравления с юбилеями, организация последних проводов и множество других вопросов приходилось решать на этом посту Юсупову. И сегодня он готов, если понадобится, оказать любую посильную помощь, особенно, что касается истории славного предприятия. Память ветерана хранит очень многое. К примеру, сегодня сходу называет передовиков производства прошлых лет:

- Когда только открылась шахта и начали добывать руду, с первого дня трудился проходчиком Хайбулла Хусаинов. Династия Рахматуллиных хорошо работала, а один из них Шафик Фаизович - первый на комбинате получил знак шахтерской славы. Династия Гиниятуллиных была - три брата. Их отец Шайхулла Ильясович 26 лет работал проходчиком, он второй на комбинате получил знак шахтерской славы. Можно еще отметить Мамбетова, Худайбердина, Дмитриева и многих других, кто умножал славу подземного рудника.

Марат Исмагилович отчетливо помнит, как в 1985 году началось строительство подземного рудника и сразу появилось Гайское шахтопроходческое управление, преобразованное в 1987 году в БШПУ.

- Помню, как они пробивали стволы, как 1 июня 2003 года официально запустили подземный рудник. До этого была лишь дренажная шахта. Тогда Евгений Анатольевич Пуговкин был исполняющим обязанности начальника рудника, на шахте работало 320 человек, - рассказывает Юсупов.

Конечно, как и многие ветераны предприятия, он переживает за судьбу рудника, увы, события последних лет развивались по нежелательному сценарию. Пока что нижнюю залежь из-за техногенной катастрофы пришлось затопить. Фабрике придется работать на привозной руде. При этом Марат Исмагилович не склонен драматизировать ситуацию, уверен, что решение найдется и Сибайский комбинат перевернет еще не одну славную страницу своей истории.

На прощание Марат Исмагилович попросил поздравить всех ветеранов и нынешних работников СФ УГОК с профессиональным праздником и пожелать им самое главное - здоровья и оптимизма.

Автор:Гульназира Ишбердина
Читайте нас: